СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

540
взрослых, к излишне критичному отношению к ним. Вместе с тем необходим
ость утвердиться в значимости себя как личности, стремление к положите
льной самооценке по¬буждают его к поиску друзей, т. е. людей, разделяю
щих его взгляды и чаяния. В этот же период наблюдается бурное развитие
мыслительных операций. Они не только легко осуществляются, но доставл
яют и эстетическое удоволь¬ствие подростку, поэтому он начинает абсолю
тизировать свои интеллектуальные возможности. Это явление вре-менное,
оно постепенно проходит, уступая место интересам сознательного самовос
питания.
Построение далеких, но жизненно значимых планов, реализации которых бу
дет посвящена вся последующая жизнь, имеет колоссальное значение в жиз
ни человека. Наличие пусть весьма отдаленной, но оптимистической персп
ективы вдохновляет человека, делает его сильным и способным к преодоле
нию трудностей. Однако грандиоз¬ность построенной жизненной перспектив
ы у подростка 14—15 лет нередко приводит к тому, что он придает себе з
начение в соответствии с ценностью построенной для себя перспективы и
поэтому предъявляет к себе как к личности меньшие требования, чем к ок
ружающим его людям. Стремясь к быстрому самоутверждению, он нередко ис
пользует разные мерки по отношению к себе и окружающим, требуя, чтобы
окружающие отвечали самым высоким морально-нравственным критериям, и е
сли замечает какие-либо отклонения от своих нереально завышенных требо
ваний, то сразу полностью разочаровы¬вается в окружающих его людях и п
ерестает им доверять.
Негативизм молодого человека не преодолевается только душеспасительным
и беседами. Любая аргумента¬ция не столь эффективна, как привлечение м
олодого че¬ловека к активной работе по преодолению тех недостатков, ко
торые вызывают его отрицательное отношение. Столкно¬вение с реальными
трудностями способствует осознанию разрыва между желаемым и достигнуты
м уровнем и нор¬мализует его взгляды на проблемы, делая их не абстрак¬
тными, маниловскими, а конструктивными, практическими.
Поскольку современная молодежь учится достаточно долго и все это время
находится на содержании у роди¬телей, а акселерация относится к ее фи
зическому, но не психическому созреванию, то родителям необходимо, с о
дной стороны, как-то умерять свое рвение дать своему ребенку все возмо
жное,
541
поскольку доступность всех благ, которые он сам не заработал, может по
родить иждивен¬чество у молодого человека и притупить у него разумное
деловое честолюбие. С другой стороны, желательно позво¬лить молодому ч
еловеку самому принимать ответственные решения относительно учебы, раб
оты, семьи, накапливая пусть даже негативный, но собственный жизненный
опыт, иначе он никогда не станет решительным человеком и до старости
останется инфантильным.
Для плодотворной деятельности в зрелые годы для человека особенно важн
ы активная жизненная позиция, жизнерадостность, умение и способность к
самоограни¬чению. Пресыщение — верный путь к утрате мотивации. Психич
еская устойчивость, способность к быстрому вос¬становлению равновесия
после различных травм в значи¬тельной степени связана с сохранением и
укреплением установок к посильному труду. Такая установка форми¬руется
легче, если ясно представлять себе, что наряду с необратимыми процесс
ами старения у человека разви¬ваются приспособительные психологические
механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжат
ься до самой глубокой старости. Так, например, взамен слабеющей с года
ми непроизвольной памяти раз¬виваются логическая и смысловая память, н
едостаточная распределяемость внимания компенсируется его повышен¬ной
переключаемостью. Хотя с возрастом в мышлении возникает некоторая косн
ость суждений и излишняя их категоричность, продолжая трудиться, челов
ек способен преодолевать эту тенденцию к регидности и поддерживать дос
таточную гибкость и подвижность мышления.
Для оптимального развития компенсаторных психоло¬гических механизмов н
еобходимо создавать и укреплять новые установки — своевременно ориенти
ровать себя на новые значимые и посильные цели. Как правило, в семье ч
еловек сохраняет возможность не только по¬могать детям, приносить им п
ользу и тем утверждаться в жизни, но, используя ее социальные контакты
, содер¬жательно общаться с людьми различных поколений, что незаменимо
в поддержании творческого и жизненного потенциала. Если в старости че
ловек не находит нового поприща для приложения своих сил, то у него по
степенно сужается круг интересов, понижается способность к обще¬нию, и
он концентрируется только на своем внутреннем мире, у него развиваетс
я эгоцентризм.
542
Тогда обостряются такие возрастные особенности, как консерватизм, стре
м-ление поучать, недоверчивость и обидчивость. Особого внимания пожило
го человека требует его пониженная приспосабливаемость к новым условия
м жизни, поэтому крайне нежелательно резко разрушать его бытовые и про
-изводственные стереотипы. Такая перемена может явиться стрессовым фак
тором и провоцировать нарушение здо¬ровья и психического равновесия. В
ажным моментом под¬держания душевного равновесия в самой глубокой ста-
рости является способность к ретроспективе, позволяющая заново переоце
нить всю свою жизнь, придать новое, боль¬шее значение всем ее эпизодам
и ситуациям и тем самым утвердиться в представлении о том, что прожит
а зна-чительная и полная удовлетворения жизнь.
Проявление высших психических процессов имеет личностную специфику. Он
а определяется и индивидуаль¬ными свойствами личности, и влиянием реал
ьных социаль¬ных контактов на ее развитие и становление. Именно в этом
плане важно представлять себе воздействие на пове¬дение человека его
темперамента как физиологической основы его характера, его способносте
й как меры разви-тия его наследственных задатков в процессе воспитания
и обучения — все это определяет самосознание, самоува¬жение, самооцен
ку и весь стиль его поведения.
Как при организации обучения, так и при профес¬сиональной ориентации и
определении круга профессио¬нальных обязанностей весьма важно учитыва
ть уровень и направленность способностей человека. Социалистичес¬кое о
бщество заинтересовано в максимальном развитии способностей каждого ко
нкретного человека, поэтому учет одаренности позволяет направить разви
тие природ¬ных задатков в нужное русло с тем, чтобы оптимально использ
овать все грани дарования каждого человека. Тем более, что, как показа
ли советские психологи, на¬следственные задатки определяют лишь границ
ы возмож¬ного развития способностей, которые весьма широки и, как прав
ило, практически неисчерпаемы. Правильно ор¬ганизованное тестирование
интеллекта и направленное развитие способностей позволяют лишь приблиз
иться к этим границам.
543
Сплав значимых для человека социальных ролей и его индивидуальных особ
енностей определяет его самосознание и самооценку. Принимая, примерива
я на себя роль собеседника, подставляя себя на его место, человек може
т представить себе систему его отношений к другим лю¬дям и правильно п
рогнозировать и его поведение и ре¬зультаты своего взаимодействия с ни
м. Кроме того, дли¬тельное выполнение профессиональной роли позволяет
развивать и совершенствовать те грани высших пси¬хических функций, кот
орые особо полезны для данной профессии и определяют уровень высокого
мастерства. Вместе с тем, профессиональная адаптация без достаточ¬ной
коррекции может приводить и к профессиональной деформации, т. е. к раз
витию таких свойств психики, кото¬рые имеют неблагоприятное влияние на
общение человека вне его профессиональной сферы. Учитывая эту сторону
влияния профессиональной роли, человек может осознанно преодолевать е
е отрицательные следствия.
Целостность психических процессов реализуется един¬ством сознания и са
мосознания человека. Опираясь на та¬кие фундаментальные принципы, как
активность, непре¬рывное развитие, погружение и повышение произвольнос
ти в осуществлении всех высших психических функций, чело¬век совершенс
твует свои психические возможности. Ста¬новится способным не только ус
воить накопленный чело¬вечеством культурно-исторический багаж, но и вн
ести свой гражданский и творческий вклад в дальнейшее прод¬вижение чел
овечества по пути прогресса и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяя главную тональность данной работы, определим ее так: насколько
важно для каждого человека тратить время и усилия на постижение хоть
некоторых аспектов практической психологии и в какой мере этому может
помочь по¬добная книга.
По нашему мнению, проблема психологической гра¬мотности является сейча
с одной из наиболее актуальных, и хорошо было бы установить правила сд
ачи норм по психологии типа ГТО. Действительно, как решать дела полити
ческие, производственные и семейные, если нет ясности в понимании того
, что такое культура об¬щения и какие препятствия необходимо преодолев
ать на пути достижения взаимопонимания и доброжелатель¬ности, если пар
тнеры изначально стоят на весьма отда¬ленных позициях? Как способствов
ать воспитанию бла¬годарности у ребенка, развитию творца из студента,
ста-новлению борца из каждого, если неизвестно, когда и как закладываю
тся задатки и основы желаемых качеств. Вооб¬ще, можно ли спокойно ждат
ь, пока нас воспитают, нам объяснят, нам растолкуют, нас толкнут и мы
двинемся в нужном направлении?
Человек становится личностью не только и не столько под воздействием в
лияний извне, сколько усилиями само¬воспитания, а для этого ему необхо
димо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нуж
но знать, что высматривать, на чем фиксировать свое вни¬мание. Коррект
ировка своего характера, мировосприятия, поведения — дело нелегкое, тр
ебующее серьезного труда. И как в каждом деле, здесь важны и нужны не
только знания, но и владение приемами и методами. Вот в этом и должна
помочь практическая психология.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

купить анализ мочи | соковыжималки отзывы | кондиционеры сайт
матрас пружинный купитьподбор места для проведения свадьбы.Скачать фильмы в формате 3gp и mp4 для мобильных телефонов.Витамины для улучшения волос.
Hosted by uCoz