СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Поскольку к особенностям деятельности правого полу¬шария относятся бо
льшая скорость операций, целостность, обобщенность восприятия, вовлече
ние непроизвольной памяти и другие черты, присущие интуитивным решения
м, то обучение, направленное на их развитие, должно быть связано с рас
крепощением правого полушария, с опорой на него.
Правостороннее восприятие не фиксируется на дета¬лях, оно упрощает кар
тину мира, дает представление це¬лостности и вместе с тем гармоничност
и, соразмерности, композиционного единства, словом, имеет самое тесное
отношение к эстетическому чувству, лежащему в основе восприятия челов
еком искусства. Здесь надо помнить, что, в отличие от науки, оперирующ
ей понятиями, искусство имеет дело прежде всего с образами. Искусство
нарушает монополию логического мышления и утверждает автори¬тет чувств
енного постижения, постольку оно способно порождать эмоциональное, суб
ъективное восприятие дей¬ствительности, отражающееся в эстетических оц
енках, без которых нет творчества. Среди математиков распростра¬нено п
редставление, что одним из основных критериев правильности получаемых
конструкций при переходе от подсознательно нащупанного решения к осозн
анному служат возникающие при этом эстетические оценки — чувство гармо
нии и изящества формы.
Логическое (или по другой терминологии — вертикаль¬ное) мышление — час
то самая короткая дорога к цели, но не каждая задача имеет логическое
решение и, кроме того, для логического подхода границы решения проблем
ы определяются наличным научным знанием. Гипотеза, вы¬двигаемая с учет
ом этих знаний, направляет путь реше¬ния и удерживает его в пределах о
пределенных границ. Однако принятые ограничения могут быть воображаемы
¬ми, а истинное решение — лежать вне их. Например, в известной истории
с Маркони логическое заключение экспертов о невозможности передачи ра
диоволн через океан было правильным с точки зрения известных на тот мо
мент фактов (прямолинейного распространения волн и шарообразности земл
и). Маркони пренебрег мнением экспертов и успешно осуществил радиопере
дачу через океан. Если бы он совершал только логически безупречные шаг
и, то вообще отказался бы от попыток, так как тогда еще не знали об от
ражающих способностях ионосферы.
320
Желание быть правым на каждом шагу, делать только логически оправданны
е движения воздвигает один из барьеров на пути новых идей [324].
Размышляя о целесообразности развития интуиции и специфике правосторон
них способов решения проблем, не забудем о существенных межиндивидуаль
ных разли¬чиях в мере доминантности полушарий. Когда доминантность выр
ажена ярко и человек может быть охарактери¬зован как мыслительный либо
художественный тип, то тем самым предопределяются и способы решения п
озна¬вательных задач, т. е. когнитивный стиль, и вместе с тем растет в
ероятность продуцирования однобоких решений. У людей с ярко доминирующ
им левополушарным мышле¬нием сознательный контроль может быть столь мо
щным, что способен отвергнуть свидетельства органов чувств и тем наруш
ить связь творческого процесса с практи¬кой.
Как уже упоминалось, с нашей точки зрения, механизм интуиции связан с
накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента, когд
а будет превзойден некоторый порог, и со скачком — передачей подготовл
ен-ного в этом полушарии полуфабриката решения для реа¬лизации, заверш
ения или осознания в другое полушарие. Ключевым моментом в развитии ин
туиции становится не только уяснение специфики обработки информации ка
ж¬дым полушарием, о чем уже говорилось в этой главе, но и овладение сп
особами их развития и стимуляции.
Психологией не в равной мере изучены способы анали¬за, присущие левому
и правому полушариям. Левосторон¬няя обработка исследована существенн
о полнее (мы рас¬смотрели ее в главе «Мышление»): это уточнение и фор-
мулирование задачи, постановка вопросов, осознанный поиск в памяти под
ходящей гипотезы и логические способы проверки решения на достаточност
ь и непротиворечивость. Но часто бывает, что таким путем задача не мож
ет быть решена. Что тогда? Тогда осуществляется скачок и всту¬пают в д
ействие другие способы обработки информации — правосторонние.
Об обработке в правом полушарии известно мало и главным образом потому
, что эти способы не осозна¬ются, Фрейд [277] предпринял попытку выдел
ения не¬осознаваемых операций обработки информации, описав две из них
— конденсацию и смещение.
321
Конденсация — совмещение разнородных элементов в единый образ (коллек
тивный портрет, метафору). О кон¬денсации способов взаимодействия с ра
зличными предме¬тами в единую сенсомоторную схему уже упоминалось в гл
аве «Мышление» при обсуждении развития мышле¬ния у детей. Трудно перео
ценить и роль реального мани¬пулирования с предметами (моделями) у дет
ей и взрослых для развития пространственного воображения за счет тре-н
ировки в конденсировании подобных схем.
Другой тип конденсации (не в моторной сфере, а в сфе¬ре восприятия) им
еет место при формировании обобщен¬ного портрета. Так, большинство люд
ей представляет себе общие черты лиц различных национальностей и может
отличить немца от японца, француза от китайца, а англи¬чанина от итал
ьянца. Многие, не зная, по существу, ни одного языка, кроме родного, м
огут отличать немецкую речь от английской, английскую от французской,
фран¬цузскую от испанской и т. д. Если же их попросить пере¬числить об
щие черты внешнего облика представителей этих национальностей или соот
ветствующего языка, при¬знаки, по которым осуществляется различение, т
о окажет¬ся что эти черты и признаки обычно не осознаются. Воз¬можно,
эти представления возникают при подсознательном сплавлении характерных
черт внешнего облика или языка в процессе конденсации путем наложения
или сжатия. Похожая правосторонняя поцедура обработки изобра¬жения оп
исана в главе «Восприятие», она рассматрива¬ется как ключевая при полу
чении схемы и названа форми¬рованием скелета. Возникает предположение,
что метафо¬ра — существенно вербальный продукт — организуется на осно
ве операций, сходных с конденсацией и отражает взаимосвязь между конте
кстами, воплощая обобщенную новую идею, и тем самым облегчает, стимули
рует перенос мыслей с одного контекста на другой, т. е. способствует а
ссоциативному установлению новых связей между кон¬текстами. В этом слу
чае обнаруживается, усматривается (конденсируется) некая одинаковость
текстов, но не в ло¬гическом смысле.
Смещение — из центра на периферию — это представ¬ление мыслей о значим
ых событиях и предметах посред¬ством второстепенных эмоционально не су
щественных деталей, выявляющих скрытое, но личностно-значимое для чело
века содержание этих событий. Такое преобразо-
322
вание неоднозначно, так как второстепенных деталей мно¬го. Особенно яр
ко смещение проявляется в сновидениях. В сновидениях можно обойти ценз
уру, выключив тормо¬зящие элементы психологической защиты, если нечто
вол-нующее представлено только нейтральной (незначимой) деталью. Созда
ется впечатление, что смещение лежит в основе возникновения символьных
намеков — амулетов, фетишей. Смещение в некотором смысле родственно м
е¬тонимии, переименованию — употреблению названия од¬ного предмета вме
сто другого — на основании внешней или внутренней связи между ними.
Символическая трансформация — операция, в некото¬ром смысле обратная с
мещению. Это замещение сложного содержания символом, в котором игнорир
уются все эмо¬ционально несущественные элементы (грани информации) и г
иперболизируются эмоционально значимые [333]. Со¬вершенно очевидно, чт
о подобное замещение столь же неоднозначно, как смещение. Символов, со
относимых с од¬ним содержанием, может быть множество в зависимости от
изменения эмоционального состояния человека и его ценностных ориентиро
в.
С точки зрения современного взгляда на латерализацию психических функц
ий, конденсацию, смещение и сим¬волическую трансформацию можно рассмат
ривать как правополушарные операции обработки информации. Мы предполаг
аем, что именно подобные операции служат по¬средниками, через которые
можно воздействовать на пра¬восторонние подсознательные формы творческ
ой актив¬ности.
Почему именно конденсация, смещение и символиче¬ские трансформации спо
собствуют творчеству? Для реше¬ния любой проблемы прежде всего надо ум
еть видеть общ¬ность, аналогию между отдаленными явлениями.
Как известно, аналогия есть отношение между двумя смысловыми или образ
ными структурами. Она возможна, если хоть одно из многих отношений меж
ду элементами одной структуры имеет место и в другой. Анализ аналогии
ведет к новой информации в тех случаях, когда аналогия относится к пар
ам объектов или качеств, принадлежащих к весьма отдаленным областям, т
. е. когда очевидное от¬ношение в первой области позволяет «открыть» д
о того скрытое от исследователя существование того же отно¬шения в дру
гой области. Сравнения этих двух структур
323


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

обслуживание медицинского оборудования | Вилла Ангел | Цены на электрогитару fender squier bullet stratocaster rw обсуждаемы в.
Hosted by uCoz