СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Произвольность является определяющей характерис¬тикой высших психичес
ких функций, однако это не зна¬чит, что каждая из них реализуется всег
да под созна¬тельным контролем. Возникнув как произвольные, в дальнейш
ем они могут реализоваться и как произ¬вольные и как непроизвольные. О
посредованно опреде¬ляет не только произвольность управления психическ
ими процессами, но и их качественную перестройку. Когда действия с вне
шними предметами преобразуются в про¬цессы в умственном плане, они под
вергаются специ¬фической трансформации — обобщаются, свертываются, вер
бализуются — и в этом новом качестве становятся способными к дальнейше
му развитию, которое принци¬пиально недостижимо с помощью внешней деят
ельности, тем самым меняется и совершенствуется психический процесс.
Таким образом, все психические процессы, развиваясь на базе наследстве
нных задатков, на протяжении жизни человека проходят в своем развитии
сложную историю. Начальные стадии всегда связаны с развернутыми внеш¬н
ими действиями, затем характер действий изменяется, число их сокращает
ся, и, наконец, наступает завершаю¬щая стадия, когда нет внешних дейст
вий — они погруже¬ны, свернуты и могут быть произвольными.
Использование принципа погружения при обучении
Свертывание и погружение — непременные этапы раз¬вития всех высших пси
хических функций. Отсюда следует, что, с одной стороны, невозможно сфо
рмировать психи¬ческую функцию, минуя двигательный этап, а с другой —
сохраняющиеся развернутые двигательные компоненты тормозят дальнейшее
совершенствование данной функции. Это противоречие — ключевое для прак
тического исполь¬зования изложенных положений.
В последние годы была разработана продуктивная методика обучения челов
ека ускоренному (динамиче¬скому) чтению. В основе этой методики лежит
целена-правленное использование знаний о динамике участия и смены двиг
ательных компонентов в процессе чтения. Исследования показали, что уск
орению чтения обычно
22
препятствуют, во-первых, развернутое проговаривание текста, во-вторых,
недостаточный объем одновременно воспринимаемой части текста (поля фи
ксации) и, в-тре¬тьих, большое число возвратных движений глаз к непо-н
ятным местам [94, 143].
Первая особенность является примером противоречи¬вой роли артикуляции
в формировании навыка чтения на разных этапах развития. Как мы уже отм
ечали, в на¬чале обучения чтению развернутая артикуляция необхо¬дима,
но для последующего ускорения чтения она должна быть своевременно и пр
авильно свернута. Одним из спо¬собов свертывания и погружения служит з
амена слуховых образов зрительными. Если чтение сопровождается раз-вер
нутой артикуляцией, оно опирается на слуховые об¬разы. При артикуляции
скорость чтения обычно не пре¬вышает 150 слов в минуту, поскольку под
ключается слуховой канал, обработка информации в котором произ¬водится
существенно медленнее, чем в зрительном. Мето¬дика динамического чтен
ия предлагает использовать метод отбивания ритма для уменьшения артику
ляции (проговаривания). При чтении про себя синхронно с чтением следуе
т выстукивать определенный ритм. Как только возни¬кает артикуляция, ри
тм сбивается. Этот сбой служит обратной связью, которая и позволяет су
щественно уменьшить артикуляцию.
Для увеличения поля фиксации необходимо радикаль¬но расширить централь
ное поле зрения и развить пери¬ферическое зрение. Обычно в процессе од
ной фикса¬ции воспринимается одно слово или одна фраза. Путем трениров
ки периферического зрения желательно научить¬ся одновременно восприним
ать целый абзац. По методике динамического чтения такая тренировка про
изводится с помощью специальных таблиц, либо используется прин¬цип вер
тикального чтения. В последнем случае чтение осуществляется при постоя
нной фиксации, красной черты, проведенной вертикально посередине листа
, а не движе¬нием глаз по строчкам, как это делается при обычном чтени
и. Для активизации перифирического зрения при чтении «с красной чертой
» время чтения страницы строго ограничивается. В начале обучения проце
нт понятого материала очень мал, но в процессе тренировки за счет прод
уктивного использования перифирического зрения по¬нимание читаемого те
кста улучшается.
23
Для того чтобы уменьшить число возвратных дви¬жений к непонятным слов
ам, фразам и абзацам, необ¬ходимо знать цель чтения и научиться выделя
ть в каж-дом абзаце значимые именно для этой цели ключевые слова.
* *
Итак, психика человека развивается как результат его практического вза
имодействия с внешним миром в про¬цессе деятельности, и возникнув, в д
альнейшем сущест¬венно изменяет это взаимодействие. Деятельность и опр
е-деляет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теор
ии деятельности, разработанной основопо¬ложниками советской психологии
, высшие психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление
, эмоции — рассматриваются как особые формы внутренних действий, для п
амяти — это мнемические действия, на¬правленные на запоминание материа
ла, для мышления — это умственные действия, направленные на выяснения
отношений между объектами в связи с решением на¬сущных проблем, а для
эмоций — это переживания, кото¬рые, с одной стороны, выявляют субъекти
вные отношения человека к чему-либо, а с другой — восстанавливают его
душевное равновесие.
Основной особенностью психических процессов яв¬ляется их опосредованно
сть. Это их качество самым не¬посредственным образом связано с социаль
но-истори-ческой детерминацией психики, поскольку функцию опосредовани
я обеспечивают «психологические орудия», роль которых выполняют знаки.
Посредством знаков про¬исходит, с одной стороны, овладение собственны
м пове¬дением, т. е. развивается произвольность. С другой сторо¬ны, пр
оисходит и приобщение к культуре. И то и другое перестраивает психичес
кие процессы, усиливая и рас¬ширяя диапазон их адекватности.
Для развития высших психических процессов нет воз¬растных ограничений.
После завершения морфологическо¬го созревания, ограниченного детским
и юношеским воз¬растом, оно может продолжаться всю остальную жизнь, оп
ираясь на формирующиеся функциональные органы, и совершенствоваться за
счет процессов погружения и свертывания.
ВОСПРИЯТИЕ
Прощай,— сказал Лис.— Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь
сердце, самого главного глазами не увидишь.

Сент-Экзюпери


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

subaru impreza | детские акриловые краски, москва. | Чак норрис Клуб.
Создание разработка сайта уникальный дизайн.
Hosted by uCoz