СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Психотерапия и сама представляет собой контекст многоуровневой коммуни
кации с поиском зачастую неясных границ между буквальным и метафоричес
ким, реальностью и фантазией. Недаром различные формы игры, драмы и ги
пноза широко используются в психотерапии. В нашем исследовании мы удел
яли большое внимание психотерапии и в добавление к нашим собственным д
анным собирали и анализировали магнитофонные записи и стенограммы псих
отерапевтических сеансов других терапевтов, а также их личные отчеты.
Из всего этого материала мы отдаем предпочтение точным записям, поскол
ьку убеждены, что то, как разговаривает шизофреник, зависит в очень су
щественной степени от того, как другой человек разговаривает с ним, хо
тя эта зависимость далеко не всегда очевидна. Если имеется лишь описан
ие психотерапевтической беседы, к тому же уже переведенное на научный
язык, почти невозможно оценить, что же на самом деле происходило во вр
емя сеанса.

В настоящее время мы еще не готовы к тому, чтобы дать подробный анализ
"двойного послания" в психотерапии. Пока можно сделать лишь несколько
самых общих замечаний и вывести ряд умозрительных заключений.

(1) Сама больничная среда и та обстановка, в которой осуществляется пс
ихотерапия больных шизофренией, создают ДП-ситуации. Стоит посмотреть
на эту обстановку с точки зрения нашей гипотезы, и мы будем поражены т
ем эффектом, который оказывает на пациента-шизофреника медицинская "бл
агожелательность". Пока больницы будут существовать для блага персонал
а в той же и даже в большей степени, чем для блага пациента, до тех по
р неизбежно будут возникать противоречия в коммуникативных последовате
льностях, когда любые действия преподносятся пациенту как "забота" о н
ем, хотя на самом деле они направлены на поддержание комфортного сущес
твования больничного персонала. Можно полагать, что во всех случаях, к
огда больничная система функционирует ради самой себя, а пациента при
этом уверяют, что все действия совершаются для его блага, постоянно во
спроизводится шизофреногенная ситуация. Чувствуя эту фальшь, пациент п
омимо воли реагирует на нее как на ДП-ситуацию и его реакция, естестве
нно, оказывается "шизофренической", т.е. уклончивой, поскольку пациент
не способен комментировать свое ощущение обманутости. Вот забавный сл
учай, который буквально одним штрихом удачно иллюстрирует подобный тип
ответа. В некоем больничном отделении заведующий - человек, преданный
служебному долгу, и "заботливый" врач - повесил на дверях своего каби
нета табличку: "Кабинет заведующего отделением. Пожалуйста, стучите".
Вскоре он был доведен до отчаяния послушным пациентом, который проходя
мимо каждый раз старательно стучал в дверь. В конце концов табличку п
ришлось снять.

(2) Понимание сути "двойного послания" и его коммуникативных аспектов
может привести к инновациям в психотерапевтической технике. Сейчас пок
а трудно сказать, что это могут быть за инновации, но на основе наших
исследований можно допустить, что ДП-ситуации постоянно существуют в п
сихотерапии. Временами их случайно создает терапевт, невольно вовлекая
пациента в ситуацию, уже не раз повторявшуюся в его жизни. Случается
и так, что сам пациент навязывает терапевту ДП-ситуацию. Но бывает, чт
о терапевт намеренно, хотя, может быть, и достаточно интуитивно, созда
ет ДП-ситуацию, чтобы побудить пациента найти какой-то новый для него
выход из этой ситуации.

Пример интуитивного понимания и использования коммуникативной последов
ательности, создающей "двойное послание", мы находим в практике талант
ливого психотерапевта - доктора Фриды Фромм-Рейхман (Fromm-Reichmann,
1956 - личное сообщение). Она работала с девушкой, которая начиная с с
еми лет выстраивала чрезвычайно сложную собственную религию с целым па
нтеоном могущественных богов. Это была явная шизофрения, и пациентка д
овольно неохотно включалась в психотерапевтическую ситуацию. В начале
лечения она заявила: "Бог Эрр говорит, что я не должна разговаривать с
вами". Реакция Фромм-Рейхман на это заявление была следующей: "Послуш
айте, давайте сразу договоримся: для меня бог Эрр не существует, как н
е существует и весь ваш мир. Но для вас он реальность, и я далека от м
ысли, что могу отобрать у вас этот мир, я просто не имею о нем ни мале
йшего представления. Итак, я готова разговаривать с вами на вашем язык
е - языке этого мира, но при условии: между нами должно сохраняться по
лное понимание, что для меня этот мир не существует. Сейчас вы пойдете
к богу Эрру и скажете ему, что нам с вами надо поговорить и пусть он
даст на это разрешение. Еще непременно скажите ему, что вы живете в ег
о царстве с семилетнего возраста, а сейчас вам уже шестнадцать, т.е. ц
елых 9 лет, и за это время он ничем не помог вам. Скажите, что я врач
и что он должен разрешить мне попробовать вам помочь. Он должен дать м
не возможность убедиться, сможем ли мы с вами вместе справиться с этой
работой. Скажите ему, что я врач и я хочу попробовать это сделать".

Терапевт втягивает пациентку в "терапевтическое "двойное послание"". Е
сли пациентка проявляет сомнение относительно своей веры в божество, т
о тем самым она сходится во взглядах с Фромм-Рейхман и соглашается на
участие в психотерапии. Если же она настаивает на существовании бога Э
рра, то она должна сказать ему, что доктор Фромм-Рейхман "более могуще
ственна", чем он - опять-таки соглашаясь на сотрудничество с психотера
певтом.

Отличие терапевтического "двойного послания" от стихийно возникающих Д
П-ситуаций состоит, в частности, в том, что сам психотерапевт при этом
не вовлечен, как обычно участники подобных ситуаций, в борьбу не на ж
изнь, а на смерть. Он может поэтому создавать относительно щадящие "дв
ойные послания", нацеливая пациента на постепенное освобождение от эти
х пут. Часто единственные в своем роде, подходящие именно к данной уни
кальной ситуации терапевтические гамбиты оказываются результатом интуи
ции терапевта. Наша цель, как и большинства психотерапевтов, приблизит
ь тот день, когда эти гениальные находки будут достаточно хорошо изуче
ны, чтобы, став понятными, применяться систематично и повсеместно.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

налоговое бремя | поддерживающие и подрывные инновации
Hosted by uCoz