СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

время эквивалентом предложения может являться и от¬дельное слово, вклю
ченное в ту или иную предметную си¬туацию. Особенность ситуативной реч
и ребенка — в ее изобразительном характере. Ребенок больше изображает,
чем высказывает, и широко использует мимику, пантоми¬му, жесты, интон
ацию и другие средства выразитель¬ности. (У взрослого человека речь то
же становится более ситуативной в условиях близкого контакта с собесед
ни¬ком.) Позднее, когда перед ним стоит новая задача: го¬ворить о пред
мете, находящемся за пределами непосред¬ственной ситуации, в которой о
н находится, так, чтобы его понял любой слушатель, ребенок овладевает
формой речи, понятной целиком из ее контекста.
В исследованиях С. Н. Карповой показано, что подав¬ляющее большинство
детей до 5—6 лет вначале воспри¬нимает предложение как единое смыслово
е целое. Отдель¬ные слова в предложении выделяются ребенком лишь по¬ст
ольку, поскольку они связаны с наглядными представ¬лениями. Лене П. (6
лет) говорят: «,,Дерево упало". Сколько здесь слов?» Она отвечает: «О
дно слово».— «По-чему?».— «Потому, что оно одно упало». Зоя А. (5 лет)
. «„Два дерева стоят". Сколько здесь слов?».— «Два сло¬ва, потому что
два дерева».— «„Три дерева стоят". Сколько слов?».— «Три слова».— «,,В
комнате стоят стол и стулья". Сколько слов?».— «Три слова».— «Поче¬му
?».—«Потому, что стол и стулья» [122, с. 17]. На вопрос: сколько слов
в фразе «Коля съел все пирожные», ребенок отвечал: «Ни одного, он же в
се их съел!» Здесь особенно отчетливо выступает трудность для ребенка
раз¬деления слова и обозначаемого им предмета [121].
Начиная расчленять предложения, ребенок прежде всего выделяет более ко
нкретные категории слов — су¬ществительные и глаголы. Позднее всего —
более аб¬страктные — предлоги и союзы, которые лишены предмет¬ной соот
несенности и выражают лишь отношения между предметами. Дети до пяти ле
т не вычленяют отношения, поэтому запас активно употребляемых дошкольн
иками слов характеризуется резким преобладанием существи¬тельных и гла
голов над прилагательными и числительными и тем более над предлогами и
союзами.
При восприятии речи у ребенка возникает конкретный образ ситуации, соо
тветствующей буквальному значению словосочетания. Вот несколько пример
ов, приводимых
237
исследователями. Ребенку говорят: «Идет кино». Он спра¬шивает «Куда?».
— «Часы отстают».— «От кого?» — «А почему говорят, что на войне люди у
бивают друг друга? Разве они друзья?».
Слово наполняется значением не сразу, а в процессе накопления у ребенк
а собственного практического опыта. В первые полтора года жизни значен
ия предмета, дей¬ствия и признака для ребенка эквивалентны. Например,
по наблюдениям А. Р. Лурия, слово «тпру» может озна¬чать и лошадь, и к
нут, и поехали, и остановились. Лишь в тот момент, когда к этому аморф
ному слову присоеди¬няется суффикс, значение слова резко сужается: «тп
ру» превращается в «тпрунька» и начинает обозначать только определенны
й предмет (лошадь), перестав относиться к действиям или качествам. Суж
ение значений отдельного слова требует расширения словарного запаса, п
оэтому с появлением первых суффиксов связан скачок в богат¬стве словар
я ребенка. Части слова определяют категори¬зацию, поскольку каждая из
них вводит слово в новое смысловое поле. Еще пример из исследования А.
Р. Лу¬рия. Слово «чернильница» не просто обозначает предмет, а сразу
же вводит его в целую систему. Корень «черн-», обозначающий цвет, вклю
чает этот признак в смысловое поле цвета, т. е. в ряд других обозначен
ий цвета (белый, желтый, светлый, темный). Суффикс «-ил-» указывает на
функцию орудия и вводит слово «чернила» в смысловое поле предметов, о
бладающих тем же признаком (белила, зубило, мыло). Суффикс «-ниц-» выд
еляет еще один су¬щественный признак — вместилища (сахарница, перечни¬
ца, кофейница, мыльница) [178, с. 58]. Изменение слов по категориям чи
сла, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упоря
дочить обозначаемые явления, выделить значимые признаки и отнести их к
опре¬деленным категориям.
Дети в 3—4 года, как известно, придумывают много новых слов: «копатка»
— от слова «копать», «сальница» — по образу слова «сахарница», «схраб
рил» — по аналогии со «струсил» и т. д. С возрастом поток словотвор¬че
ства обычно уменьшается и у нормально развитого ре¬бенка угасает к шко
льному возрасту.
Операции анализа и синтеза, составляющие основу мыслительного процесса
, тесно связаны со смысловым наполнением слов. Значение слова уточняет
ся в детском
238
возрасте последовательно. Вначале за словом стоит слу¬чайное объединен
ие тех впечатлений, которые ребенок получает от внешнего мира. Затем в
слове объединяются отдельные, не обязательно существенные, наглядные
при¬знаки конкретной практической ситуации, и значительно позже, тольк
о подростком, человек начинает обозначать словом отвлеченные категории
. Слово — сосуд, который дан ребенку готовым, но наполняет он его соде
ржанием самостоятельно. Эта самостоятельная деятельность при¬водит к т
ому, что значения слов у ребенка иные, чем у взрослого человека. Ребен
ок ориентируется главным образом на свой личный опыт: объединяя предме
ты в клас¬сы, он исходит не из существенных, а из наиболее бросаю¬щихс
я в глаза признаков. Поэтому на первых порах у него слово обозначает н
е понятие, а комплекс, в кото¬ром предметы собраны по произвольным при
знакам. По-степенно ребенок перестает формировать такие комплексы, но
продолжает мыслить ими, а не истинными понятиями вплоть до подростково
го возраста. Вследствие этого, хотя речь подростка и совпадает с речью
взрослого по упот-реблению слов, но по своему внутреннему наполнению
эти слова совсем другие. Именно поэтому использование ребенком (а иног
да и взрослым) определенных речевых форм еще не означает, что он осозн
ал содержание, для выражения которого они служат. Формирование понятий
, стоящих за словом, проходит весьма сложный путь не только в индивиду
альном, но и в историческом развитии. Этот процесс тесно связан с исто
рией развития письмен¬ности.
Первым видом письменности, который появился еще в IV тысячелетии до н.
э., было рисуночное пиктографи¬ческое письмо. Оно стоит на грани изоб
разительного искусства и письма. Каждая пиктограмма отображала в виде
рисунка отдельный объект, а последовательность пиктограмм напоминала р
ассказ в картинках. Пиктогра¬фическое письмо сменилось идеографическим
. Идеограмма выделяла и схематически отображала только повторяю¬щиеся
элементы объектов (рис. 14). В наиболее полном виде идеографическое пи
сьмо сохранилось только в китай¬ском языке, включающем около 50 000 ие
роглифов-идео¬грамм, каждая из которых соответствует одному слову.

Рис. 14. Формирование знаков абстрактных понятий.
(Из кн.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- М., 1946.)

Устойчивые комбинации идеограмм, обозначавших конкретные предметы, пос
тепенно сплавлялись и превращались в новый знак, более обобщенный. В э
том процессе формировались знаки абстрактных понятий. На рис. 14,6 пок
азано, что шумерская идеограмма «смотреть» пред¬ставляет собой комбина
цию идеограмм «глаз» и «лук». Эта комбинация знаков первоначально долж
на была озна¬чать «бросить, метнуть нечто из глаз» (сравним русские вы
ражения «бросить взгляд», «стрелять глазами») и лишь позже превратилас
ь в «смотреть». Аналогичный пример для китайской идеограммы «лаять» пр
иведен на рис. 14,в.
Иероглифическое изображение китайского знака «дао» состоит из двух пик
тограмм: первая изображает движение человеческой ноги, передаваемое ки
тайским словом «го» (движение), вторая изображает голову — «тоу» (голо
ва). Комбинация этих пиктограмм сначала обозначала понятие «дорога» (и
дущий человек), затем — более сложное и пе¬реносное — «движение головы
» и, наконец, абстрактное понятие — «мышление» [230].
Все знаки в естественных языках пришли к нам, пройдя многовековую шлиф
овку временем, и, изучая их последо¬вательные преобразования, можно из
влечь много полез-
240


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

диета аткинса
Великолепный век 68 серияодежда tom farrИнтерьер вазы настольные, ваза напольная японская каталог предметы интерьера.
Hosted by uCoz