СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Исследования также подтвердили значимость актив¬ного движения для разв
ития осязательного восприятия.
33
Так, если предложить человеку определить форму невиди¬мого предмета с
помощью только пассивного осязания — водить предметом по коже испытуе
мого, то возникающий образ не будет соответствовать форме реального пр
едме¬та. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, т.
е. брать его, поворачивать, прикасаться к нему с разных сторон, то со
здается правильное отраже¬ние формы объекта [16].
Таким образом, движение присутствует при каж¬дом акте восприятия. Еще
И. М. Сеченов отмечал, что «перемещения чувствующих снарядов в простра
нстве... способствуют расчленению чувствования; затем движе¬ния дробят
непрерывное ощущение на ряд отдельных актов с определенным началом и
концом; наконец, кос¬венно служат соединительным звеном между качестве
нно различными ощущениями» [239, с. 41], способствуя тем самым анализу
и синтезу. Изначально процесс восприятия происходит путем последовате
льного двигательного ана¬лиза объекта. Дальнейшие его этапы вплоть до
полного погружения недоступны прямому экспериментальному наблюдению. Т
олько модели механизма внутренних пре¬образований, хорошо согласующие
наблюдаемые особен¬ности входа и выхода на разных этапах обучения, поз
во¬ляют судить о развивающихся внутренних изменениях. Согласно одной и
з таких моделей, разработанных Р. М. Грановской [86], постепенное прео
бразование и свертывание двигательных компонент восприятия в про¬цессе
обучения можно представить следующим образом: последовательный анализ
превращается в параллельный. Собственно двигательное перемещение восп
ринимающих систем относительно объекта замещается периодическим измене
нием их чувствительности, формируя структуру внутреннего эквивалента д
вижения, которая и функцио¬нирует в дальнейшем, заменив собой двигател
ьный ана¬лиз.
Обратная связь — существенное условие формирова¬ния адекватного образа
. Если ее нет, то даже при нали¬чии активного движения воспринимающего
органа взаимосвязи между сигналами двигательного и других анализаторо
в не устанавливаются. Это хорошо проде¬монстрировал упомянутый экспери
мент с котятами, но можно привести и более впечатляющие, например воз¬
действие на восприятие разнообразных искажающих оч-
34
ков. Такие очки могут менять местами правую и левую, верхнюю и нижнюю
части сетчаточного образа, при этом одна из частей может сжиматься, а
другая расширяться. У человека, который наденет такие очки, соответств
енно исказится и наблюдаемая им картина окружающего мира. Если испытуе
мому не представлялась возможность прак¬тического взаимодействия с окр
ужающей средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перес
траива¬лось вообще (оставалось неадекватным), либо пере¬стройка была л
ишь незначительной. Но если человек ак¬тивно взаимодействовал с окружа
ющими объектами, то, как показали эксперименты Стрэттона [255] и други
х исследователей [337, 366], даже при ношении таких очков неискаженное
восприятие мира у него может восстано¬виться. В том случае, когда исп
ытуемые в искажающих очках лишались возможности совершать привычные де
й¬ствия по самообслуживанию, помещались в кресло, где не могли ни мани
пулировать с предметами, ни писать, ни читать, а при передвижении их в
сегда сопровождал экспе¬риментатор, они продолжали видеть мир искаженн
ым, например перевернутым.
Если же испытуемые, носившие такие очки, несмотря на трудности, продол
жали заниматься обычной деятель¬ностью, ходили по улицам, писали, то,
хотя вначале их действия были крайне неудачны, постепенно они приспо-с
абливались к искаженному восприятию и вслед за тем наступал момент, ко
гда восприятие перестраивалось и они начинали правильно видеть мир. На
пример, когда Колер [366] поставил себя в положение испытуемого — четы
ре месяца носил очки с клиновидными линзами, то уже через шесть дней у
него настолько восстановилась пра¬вильная координация движений, что о
н был способен кататься на лыжах. Интересно, что если испытуемому позв
оляли дотронуться до объекта еще до полного приспо¬собления, то немедл
енно происходило восстановление нор¬мального восприятия. Другим фактор
ом, облегчавшим пе-реход к правильному видению, являлось очевидное при
¬сутствие силы тяжести. Если испытуемому давали груз, подвешенный на н
ити, он правильно воспринимал поло¬жение этого груза относительно нити
, несмотря на то, что остальные предметы оставались перевернутыми. И,
нако¬нец, еще один фактор — знакомство с объектом в прош¬лом — ускорял
переход к правильному видению. Свеча,
35
которая выглядела перевернутой, пока не горела, воспри¬нималась правил
ьно, как только ее зажигали.
Легко видеть, что и эти три фактора свидетельствуют об огромной роли о
братной связи в формировании адек¬ватного образа. Роль обратной связи
в перестройке вое приятия убедительно раскрывается также в опытах Кил
Патрика [368], по восприятию пространственных взаимоотношений в деформ
ированных комнатах. Эти опыты за¬ключались в демонстрации перед испыту
емыми различных деформированных комнат, сконструированных так что при
определенном положении наблюдателя они воспринимались как нормальные:
получаемая от них на сетчатке конфигурация тождественна получаемой от
обыч¬ных комнат. Чаще всего показывались комнаты, стены которых образу
ют острые и тупые углы. Наблюдатель, сидевший у смотрового отверстия,
воспринимал тем не менее такую комнату как нормальную. На задней ее ст
ене он видел маленькое и большое окна. В действитель¬ности же окна име
ли равные размеры, но вследствие того, что одна стена была расположена
значительно бли¬же к наблюдателю, чем другая, ближнее окно казалось е
му больше, чем дальнее. Если затем в обоих окнах появлялись знакомые л
ица, то наблюдатель бывал потря¬сен необъяснимым для него различием в
размерах лиц, чудовищной величиной лица в ближнем окне.
Человек может, однако, постепенно научиться адек¬ватно воспринимать та
кую комнату, если она служит объектом его практической деятельности. Т
ак, если испы¬туемому предлагают бросать мяч в разные участки ком¬наты
или вручают палку с разрешением прикасаться ею к стенам и углам комна
ты, то сначала он не может точно выполнить указанные действия: его пал
ка то не¬ожиданно наталкивается на, казалось бы, далеко распо¬ложенную
стену, то никак не может коснуться ближней стены, которая странным об
разом отступает. Постепенно действия становятся все более успешными, и
человек обретает способность адекватно видеть действительную форму ко
мнаты. Исследователей интересовала зависи¬мость достижения адекватного
восприятия от способа получения информации о деформациях, т. е. будет
ли наблюдатель правильно воспринимать искаженную ком¬нату, если ему п
редоставить возможность самому целе¬сообразно действовать в ней, или н
аблюдать действия,
36
совершаемые другими, или, наконец, просто сообщить ему сведения об ист
инной форме комнаты. Выяснилось, что в последнем случае перехода к вер
ному восприятию не происходит. Вариант аналогичного эксперимента пока-
зан на рис. 3.

Рис . 3. «Волшебная комната» для создания иллюзий у наблюдателей. Иллю
зии наблюдателя: а — мальчик крупнее собаки; б — собака круп-нее мальч
ика; в — истинное соотношение размеров мальчика и собаки; г — позиции
наблюдателя, соответствующие иллюзиям а и б.
(Из кн.: Демидов В. Е. Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
Объем и структура информации и адекватное восприятие
Кроме активности и использования обратной связи обязательным для прави
льного восприятия является так¬же выполнение следующих условий: поддер
жание опре¬деленного минимума, информации, поступающей в мозг
37


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

опера мини скачать бесплатно на телефон. | художественные фильмы
Hosted by uCoz