СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя
. Бурное развитие сознания и са¬мосознания обусловливают интерес к себ
е, поэтому под¬росток склонен к уходу в себя, самокритичен и чув¬ствит
елен к критике. Он начинает интересоваться пси¬хологией, критически от
носится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Продолже
ние гормо-нального созревания усиливает перестройки организма и поддер
живает колебания настроений.
Среди возрастных кризисов развития человека один из самых сложных — кр
изис подростковый. Вообще кризи¬сы определяются принципиальным изменен
ием системы мотивов — их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии
, рождением новых. Для подростка перестройка системы мотивов проявляет
ся в понижении ценности общения в семейном кругу: самыми большими авто
рите¬тами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стор
оны родителей, в период кризиса со¬храняют свое влияние на подростка л
ишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном слу
чае они вызывают протест. В одном психологическом ис¬следовании испыту
емым разного возраста задавали воп¬рос: «Чувствовали ли вы когда-нибуд
ь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» По-
367
ложительный ответ дали 61% подростков 11—13 лет, 90% юношей 15—18 лет
и 75% молодых людей 20—24 лет. Эти данные показывают, что по мере того
как молодой человек мужает и сам сталкивается с житейскими труд¬ностя
ми, авторитет родителей и воспитателей вновь начи¬нает подниматься. Та
ким образом, снижение авторитета взрослых имеет временный характер.
В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир —
интраверсия сменяется экстравер¬сией. Допускают, что это связано с за
вершением полового созревания. В этот период подросток экспансивен, эн
ерги¬чен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес
к другим людям и их внутреннему миру и появляется склонность сравнива
ть себя с другими. Особенно быстро развиваются мыслительные операции,
поэтому подросток приписывает безграничные возможно¬сти своему мышлени
ю, способному, по его мнению, пре¬образовать окружающую жизнь. Постепе
нно фаза фи¬лософской интоксикации проходит, и он превращается из абст
рактного реформатора в активного члена общества.
Максимализм самостоятельности — главная особен¬ность пятнадцатилетних.
Проиллюстрируем это. Испан¬ский психолог Прадо отобрал 25 мальчиков 8
—11 лет и 25 подростков 14—17 лет, среди них были только те, которые с
читали своего отца самым любимым и уважае¬мым человеком, и провел с ни
ми следующий эксперимент. Все они должны были оценить показатели своег
о отца и своего лучшего друга (сверстника) в физических упражнениях. И
спытуемые сами не наблюдали за физи¬ческими упражнениями, а должны был
и просто указать, кто, по их мнению, имеет большие шансы выиграть соре
в¬нование. 20 мальчиков выше оценили шансы своих отцов, 19 подростков
— шансы своих друзей. После этого в реальных соревнованиях проверили,
кто же был прав. Обнаружилось, что в обоих случаях отцы показали более
высокий результат, чем сверстники испытуемых. Почему же подростки пер
еоценили успехи друзей? Оказалось, что за переоценкой результатов свер
стника стоит неосознан¬ная, но резко повышенная самооценка: подростку
хочется самоутвердиться и обогнать отца, поэтому он переоцени¬вает сво
его друга [133].
Именно в этом возрасте стремление к полной неза¬висимости, жажда освоб
ождения от внешнего контроля
368
сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и на¬чалом сознательно
го самовоспитания. Обычно в этот пе¬риод строятся жизненные планы. Одн
овременно повышает¬ся ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.
Иногда он перестает доверять окружающим взрослым, и его поведение може
т отклониться от нормы вследствие неправильно сформированной самооценк
и и неумения адекватно оценивать других. В этом случае подросток предъ
являет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим. Свой иде
ал, к себе не применяя, он тре¬бует от других, чтобы они этому идеалу
соответствовали. Такому молодому человеку подчас кажется, что окру¬жаю
щие люди не понимают его и относятся к нему отрицательно [188].
Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риско
м. Предмет его постоянного вни¬мания — такие качества характера, как ц
елеустремлен¬ность, решительность, выдержка. Проявляя интерес к во¬лев
ым качествам других, он постоянно стремится обна¬ружить их у себя. Для
этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряе
т дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямо¬той. Все эт
о направлено на попытку разрушить пози¬цию противника, провести «разве
дку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможно¬с
тей.
Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердитьс
я в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание то
варищей. При этом члены группы с невысоким статусом в ней наиболее под
¬вержены влиянию групповой атмосферы. Если взрослые обеспокоены дурным
влиянием какой-то группы на моло¬дого человека, то прежде всего следу
ет помочь ему повы¬сить в ней свой статус, тогда влияние группы на нег
о ослабнет и возникнет возможность либо скорректировать это влияние, л
ибо вывести молодого человека из группы. В это время особенно важно со
здать все условия для своевременного включения молодого человека в тру
довую деятельность старшего поколения. Чем меньше у него таких возможн
остей и чем меньше о нем заботятся родите¬ли, тем более он восприимчив
к давлению со стороны сверстников. Обобщая особенности подросткового
возрас¬ти, И. С. Кон выделяет в качестве ведущей деятельности учебную,
а в качестве важнейшего новообразова¬ния — чувство взрослости.
369
В шестнадцать лет у юноши снова наступает равно¬весие: мятежность усту
пает место жизнерадостности, зна¬чительно увеличиваются внутренняя сам
остоятельность эмоциональная уравновешенность, общительность, ус-тремл
енность в будущее. Однако порой он еще долго не может освободиться от
подростковой односторонности в своих оценках, нетерпимости, категоричн
ости. В свете максимализма — завышенного, нереального идеала — любая д
ействительность может показаться ему мрачной, и это подавляет деятельн
ость, рождая пессимизм и от¬чаяние. Поэтому социальная активность юнош
и нередко принимает форму негативизма и социальной критики. Рассматрив
ая общественные отношения как бы со сто¬роны и забывая, что он сам тож
е продукт этого общества, юноша склонен фиксировать внимание лишь на т
ом, что не соответствует его идеалу. Умеренная неудовлет¬воренность ст
имулирует творческую преобразовательную деятельность, а неумеренное аб
страктное недовольство мешает трезвому пониманию социальных проблем. К
огда взрослые указывают на необоснованность его мрачного взгляда на жи
знь, это его не убеждает. Только активное привлечение молодого человек
а к решению конкретной трудной ситуации, которая раньше вызывала его о
трица-тельное отношение, может изменить это отношение на по¬ложительно
е.
Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет—это ранняя юность и
18—25 лет—поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальност
и, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознан
ия, может возникнуть внутренняя напря¬женность, порождающая чувство од
иночества. Это чув¬ство усиливает потребность в общении и одновремен¬н
о повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в ю
ношеском возрасте И. С. Кон назы¬вает открытие личностью своего внутре
ннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим
человеком. Поэтому нас не должно удивлять, что старше¬классники выдвиг
ают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие
эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на втор
ое место.
370
Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она выступает иногда как
своеобразная форма психоте¬рапии, позволяя молодому человеку выразить
перепол¬няющие его чувства и получить поддержку, необходимую для само
утверждения. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые неред
ко выходят из себя от их большой длительности и бессодержательности, н
е пони¬мая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специальну
ю функцию поддержания самоутверждения личности. Как считает И. С. Кон,
сам возраст друзей, избираемых юношей, может приоткрыть его родителям
некоторые, не всегда осознаваемые психологические по¬требности их нас
ледника. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением с
тремления к равно¬правным отношениям, выбор друга, старшего по возраст
у, может свидетельствовать о потребности в опеке и руко¬водстве, а мла
дшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Так
ой выбор нередко отра¬жает какие-то психологические трудности, наприме
р за-стенчивость, несоответствие уровня его притязаний и воз¬можностей
[134].
Равновесие внутреннего мира молодого человека на¬рушается в эти годы и
необходимостью самоопреде¬ления. Принятие решения о выборе специально
сти озна¬чает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности
. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение
связано с отказом от других возможностей — с самоограничением, что, в
свою очередь, порождает внутреннюю напряженность. В период ранней мол
одости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже спос
обны к само-стоятельным решениям и к взрослой жизни. Это стремле¬ние н
еобходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизне
нную смелость и независи¬мость намного труднее. Кстати, говоря о том,
что молодые люди считают себя готовыми принимать самостоятель¬ные реше
ния, полезно упомянуть, что они обучаются принимать их быстрее, если н
а первых порах прини¬мают их совместно со взрослыми и делят ответствен
¬ность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственнос
ть за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность
с них снима¬ется.
371
В последние годы много говорят об акселерации. Что это такое? Акселер
ация — это ускорение биологического созревания. Оно выражается в том,
что средний вес детей в первый год их жизни теперь больше, чем в пред-
шествующие десятилетия. Удвоение веса ребенка теперь наблюдается не в
6, а в 4 месяца, зубы у ребенка прорезы¬ваются раньше, половое созрева
ние заканчивается не в 16—17 лет, а зачастую в 11—12. Стабилизация рос
та наступает у юношей не в 25—26, а в 18—19 лет, а у деву¬шек в 16—17.
Рост 13—15-летних мальчиков теперь пре¬вышает средний рост их сверстн
иков двадцатилетней дав¬ности на 12—14 см, а вес—на 10—12 кг. Сегодняш
ние 16—17-летние по половому поведению соответствуют 19—20-летним шест
идесятых годов. Сталкиваясь с аксе¬лератом, который на голову выше род
ителей и косая сажень в плечах, взрослые порой не представляют себе, ч
то перед ними по существу еще ребенок и что к нему следует предъявлять
соответствующие требования. С та¬кими инфантильными акселератами прих
одится стал¬киваться и педагогам, и врачам, и милиции. У них нередко о
бнаруживаются черты незрелой личности: они плохо понимают, что можно,
а чего нельзя делать, не осознают социальных ограничений и последствий
своих поступков.
В то же время современная молодежь значительно позже, чем их ровесники
в прошлом, начинает самостоя¬тельную трудовую жизнь. Так, из людей, р
одившихся в России в 1906 г., третья часть уже работала к 16 годам, а
к 20 годам почти все юноши начинали трудовую жизнь. Сегодня в связи с
переходом к всеобщему среднему образованию значительная часть молодежи
16-летнего возраста еще учится. Что касается студенческой моло¬дежи,
то она заканчивает свое образование только в 22— 25 лет. Как отмечал Б
. Г. Ананьев [17], наступление зрелости человека как индивида (физичес
кая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времен
и.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Био-завивка киев ссылка. | Сделать шторы здесь еще больше. | На сайте www.ligamir.com между людьми.
кирпич Днепропетровсккирпич Днепропетровск
Hosted by uCoz