СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Обычно говорят, что шизофреники страдают "слабостью эго". Здесь я опре
деляю "слабость эго" как затруднение в идентификации и интерпретации т
ех сигналов, которые должны сообщить индивидууму, к какому типу относи
тся данное сообщение, т.е. затруднение с сигналами того же логического
типа, что и сигнал "Это - игра". Например, пациент приходит в больнич
ную столовую и девушка на раздаче спрашивает его: "Что вам дать?" Паци
ента одолевают сомнения относительно этого сообщения: уж не собирается
ли она дать ему по голове? Или она зовет его с собой в постель? Или п
редлагает чашку кофе? Он слышит сообщение, но не знает, какого оно род
а (порядка). Он не в состоянии обнаружить более абстрактные указатели,
которые большинство из нас способно конвенционально использовать, но
не способно идентифицировать в том смысле, что мы не знаем, что же име
нно сказало нам, какого рода было это сообщение. Как будто мы каким-то
образом правильно угадываем. В действительности мы совершенно не осоз
наем получение тех сообщений, которые говорят нам о том, какого рода с
ообщение нами получено.

Затруднение с сигналами такого рода кажется центром синдрома, характер
ного для группы шизофреников. Поэтому, начав с формального определения
этой симптоматики, мы можем приступить к поискам этиологии.

Если начать думать в таком ключе, то многое из того, что говорит шизоф
реник, встает на место как описание его опыта. Это второе указание на
теорию этиологии (или передачи). Первое указание возникает из симптома
. Мы спрашиваем: "Каким образом человеческий индивидуум приобретает де
фектную способность к различению этих специфических сигналов?" Обратив
внимание на речь шизофреника, мы обнаруживаем, что на своей специфиче
ской "слозесной окрошке" он описывает травматическую ситуацию, связанн
ую с метакоммуникативной неразберихой.

Пациент, например, объясняет свое помешательство тем, что "что-то сдви
нулось в пространстве". Из его манеры говорить о "пространстве" я закл
ючил, что "пространство" - это его мать, и сказал ему об этом. Он отве
тил: "Нет, пространство - это Мать (the mother)". Я высказал предполож
ение, что она каким-то образом может быть причиной его затруднений. Он
ответил: "Я никогда ее не осуждал". В какой-то момент он разозлился и
сказал (привожу дословно): "Если мы говорим, что в ней что-то сдвинул
ось, из-за того, что она причинила, мы только осуждаем самих себя" ("I
f we say she had movement in her because of what she caused, we are on
ly condemning ourselves").

Что-то сдвинулось в пространстве, и из-за этого он помешался. Простран
ство - это не его мать, это Мать вообще. Но теперь мы фокусируемся на
его матери, о которой он говорит, что никогда ее не осуждал. И он гово
рит: "Если мы говорим, что в ней что-то сдвинулось, из-за того, что он
а причинила, мы только осуждаем самих себя".

Присмотревшись с особым вниманием к логической структуре этой цитаты,
мы увидим, что она циркулярна, т.е. содержит такой способ взаимодейств
ия с матерью и хронические перекрестные ожидания такого рода, что ребе
нку также запрещается прилагать усилия к прояснению недопонимания.

В другом случае пациент пропустил нашу утреннюю терапевтическую встреч
у, и я пришел во время ужина в столовую, чтобы увидеться с ним и убеди
ть его увидеться со мной на следующий день. Он отказался смотреть на м
еня. Он смотрел в сторону. Я сказал что-то о 9:30 утра - никакого отве
та. Затем с огромным трудом он произнес: "Судья не одобряет". Перед те
м как уйти, я сказал: "Тебе нужен защитник". Когда мы встретились на с
ледующее утро, я сказал: "Твой защитник здесь" - и мы начали наше заня
тие. Сначала я спросил: "Правильно ли мое предположение, что судья не
одобряет не только то, что ты разговариваешь со мной, но также и то, ч
то ты рассказал мне о его неодобрении?" Он сказал: "Да!" Вот это и ест
ь два уровня: "судья" не одобряет усилий разобраться в путанице и не о
добряет сообщения о его ("судьи") неодобрении.

Нам следует поискать многоуровневую травматическую этиологию.

Я вообще не говорю о содержании этих травматических последовательносте
й, будь они хоть сексуальными, хоть оральными. Я также не говорю ни о
возрасте пациента в момент получения травмы, ни о том, кто из родителе
й вовлечен. По-моему, все это - лишь эпизоды. Я только выстраиваю поло
жение, согласно которому травма должна была иметь формальную структуру
в том смысле, что многие логические типы противопоставлялись друг дру
гу для генерирования у данного индивидуума данной специфической патоло
гии.

Посмотрев теперь на нашу обычную коммуникацию, можно увидеть, что мы с
плетаем логические типы невероятной сложности с легкостью, заслуживающ
ей удивления. Мы даже придумываем шутки, которые иностранцу трудно пон
ять. Подавляющее большинство шуток (как придуманных заранее, так и спо
нтанных) - это переплетение множественных логических типов. Обман и по
ддразнивание также связаны с остающимся открытым вопросом, может ли об
манываемый обнаружить, что его обманывают. В любой культуре индивидуум
ы вырабатывают поистине поразительные способности не только к простой
идентификации типа данного сообщения, но также и к работе с множествен
ными его идентификациями. Встречая эти множественные идентификации, мы
смеемся и делаем психологические открытия относительно процессов, про
исходящих внутри нас самих, что, возможно, и составляет ценность истин
ного юмора.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

деловой имидж связан еще и с внутренним миром человека. | Mobil Opera мтс опера мини. | опера мини для fly
Hosted by uCoz