СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

125
просили его передать властям во Владивостоке, что мест¬ный купец их п
ритесняет и, провожая его, дали ему коготь рыси и велели положить в ка
рман, чтобы он не забыл их просьбу. В качестве таких мнемотехнических
средств ис-пользовались не только мелкие предметы, но и особые действи
я — зарубки, нарезки, завязывание «узелков на память».
Все это: и предметы, и действия — вспомогательные средства памяти — по
средники. Запоминание и вспоми¬нание, производимое с помощью этих поср
едников, назы¬вается опосредованным. Человек, обучаясь управлять сво¬е
й памятью, желал не только произвольно запоминать, но и произвольно за
бывать. С этой целью он должен был избегать тех посредников, которые м
огли бы вызвать не¬желательные воспоминания. Поэтому он менял обстанов
¬ку, круг знакомых, место жительства и уничтожал особо памятные вещи.
Развитие опосредованного запоминания в истории че¬ловечества шло двумя
путями. Первый — совершенство¬вание памяти с помощью внешних предметн
ых посредни¬ков (амулеты, камешки и т. п.) — привел к построению памят
ников, развитию письменности, фотографии, кинема¬тографии и т. д. Втор
ой — проходивший через включение специальных действий (завязывание «уз
елка на память», зарубки), привел к умению так проинструктировать себя
при запоминании, чтобы потом, когда возникнет необхо¬димость, суметь
точно вспомнить. В произвольной памяти функции, которые в непроизвольн
ой выполняли внешние раздражители, стали замещаться внутренними сигнал
ами, и тем самым сформировалась независимость вспоминания от внешних у
словий. Главным орудием развития произ¬вольной памяти явилась речь, иб
о когда человек овладе¬вает внутренней речью, он может использовать сл
ово в качестве внутреннего сигнала — посредника и с по¬мощью самоинстр
укции направлять и регулировать как активность запоминания, так и проц
есс припоминания.
Рассматривая запоминание как деятельность, преодо¬левающую отсутствие,
Жане выделил такие последова¬тельно обнаруживающиеся у ребенка проявл
ения форми¬рующейся памяти, как ожидание, отсроченное действие и сохра
нение поручения (сначала с помощью предметов, затем с помощью знаков).
Высший уровень развития про¬извольной памяти связан с возможностью пе
ресказа. Для
126
развернутого повествования уже необходима дифферен¬циация временной пе
рспективы событий и осознание отно¬шений. Из указанной последовательно
сти видно, что в ин¬дивидуальном становлении произвольной памяти можно
усмотреть отголоски исторического пути — овладение при-поминанием сна
чала через предметы, потом через слово, затем через структуру слов.
В дошкольном возрасте запоминание происходит глав¬ным образом непроизв
ольно, что обусловлено еще недо¬статочно развитой способностью к осмыс
лению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и не¬до
статочным опытом и знакомством с приемами запоми¬нания. В школьные год
ы развивается произвольное запо¬минание, преимущества которого были по
дтверждены мно¬гочисленными исследованиями. Большую эффективность прои
звольного запоминания (уменьшение числа ошибок при воспроизведении) об
ъясняют созданием у человека с помощью инструкции установки на заучива
ние, т. е. изме¬нением мотивации этой деятельности, что и ставит его в
более благоприятное положение по сравнению с непроиз¬вольным запомина
нием.
У подростка наблюдается переход от внешнего к внут¬реннему опосредован
ию запоминания. Вместо внешних опор он использует внутренние операции
для установления связи между новым, запоминаемым материалом и старым о
пытом. В этом случае он может вспомнить нечто важное для себя не тольк
о тогда, когда внешняя ситуация на¬помнит ему это событие каким-либо с
ходством, а тогда, когда это ему нужно. Переход от употребления внешни
х средств запоминания к употреблению средств внутренних, как показал А
. Н. Леонтьев [159], есть линия развития речевой самоинструкции. На эт
ом пути человек переходит от формулы «Я должен вспомнить это, когда во
зьму в руки такой камешек» через формулу «Я должен вспом¬нить это, ког
да буду совершать такое действие» к формуле «Я должен вспомнить об это
м, когда мне придет мысль о том-то».
Развитие произвольной логической памяти требует для своего возникновен
ия не только накопления большого ин¬формативного багажа, но и овладени
я определенной си¬стемой мыслительных операций, с помощью которых мож¬
но многоступенчато обобщать входной материал и перейти к использованию
символьных языков высших уровней.
127
Для произвольного логического запоминания надо на¬учиться классификац
ии, т е. уметь выявлять характер отношений между предметами и явлениям
и.
В процессе интериоризации внешних стимулов во внут¬ренние и увеличения
разнообразия мыслительных опера¬ций развивается высшая произвольная л
огическая память человека. Она позволяет быстро образовывать разно-обр
азные смысловые связи и с их помощью прочно запо¬минать впечатления. О
днако и непроизвольная память тоже имеет свои достоинства. Как показал
П. И. Зинченко [110], она всегда есть следствие определенной практи¬ч
еской деятельности человека, и поэтому ее результатив¬ность определяет
ся и способом организации этой деятель¬ности, и структурой целей челов
ека. Важно подчеркнуть, что непроизвольное запоминание не может рассма
три¬ваться как пассивное механическое, а является продуктом целенаправ
ленной деятельности, но устремленной не на запоминание (как произвольн
ая), а на другую цель, на-пример понимание. Такая конечная цель порожд
ает уста¬новку на удержание результата предыдущего действия как необхо
димого условия для осуществления последую¬щего. Эта особенность непоср
едственной памяти с успе¬хом используется практически во всех методах
активного обучения, повышая его продуктивность.
Способы управления памятью
Не подлежит сомнению, что продуктивность челове¬ческой деятельности те
сно связана с возможностями па¬мяти. Хотя долговременное хранилище пра
ктически без¬гранично по объему и времени сохранения информации, многи
е люди недовольны работой своей памяти, посколь¬ку не могут в нужный м
омент вспомнить нужные сведения. О наличии конкретного материала в сво
ей долговремен¬ной памяти человек судит по следующим моментам. Может л
и он вспомнить и воспроизвести информацию, которую предварительно усво
ил? Если нет, то, возможно, он все же узнает знакомые ранее объекты ср
еди других? Если он не может ни того ни другого, то насколько быстрее
он усвоит материал при повторном заучивании? Как уже упомина¬лось, про
извольность доступа и время поиска в памяти зависят от организации инф
ормации в момент запомина¬ния. Умение организовать материал, знание ра
знообраз-
128
ных приемов запоминания делают человека сознательным властелином безгр
аничных резервов своей памяти.
Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основа
нные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом
материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоми¬наемы
й материал. Последние называются мнемонически¬ми, и применяются они в
тех случаях, когда нет содержа¬тельных знаний о внутренней структуре м
атериала или трудно ее выявить.
Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических прие¬мов: локальной привяз
ки, словесных посредников, разбие¬ния на группы [220]. Метод локальной
привязки, или метод мест, состоит в построении для запоминания ряда о
бъектов другого ряда — опорного, состоящего из хорошо знакомых или лег
ко заучиваемых объектов. Последова¬тельность объектов в опорном ряду о
рганизована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На
прак¬тике таким опорным рядом может служить последователь¬ность комнат
в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучив
ает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ни
ми эле-менты запоминаемого ряда. Такой способ облегчения за¬поминания
очень стар — ему более двух тысяч лет, и су¬ществует даже предание о т
ом, как он возник. Однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезап
но его вы¬звали по неотложному делу. Едва он вышел за порог дома, как
раздался сильный подземный толчок, дом, где он только что пировал, рух
нул, и все гости оказались погре¬бенными под обломками. Родственники н
е могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил
себе план помещения, где проходил пир, тотчас в его па¬мяти ожила кар
тина, он вспомнил, кто где сидел, и указал, какие останки кому принадл
ежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в к
омнаты пред-ставляемых знакомых домов и по мере надобности извле¬кал о
ттуда запоминаемые объекты. Известно, что систему локальной привязки и
спользовали Цицерон, Квинтиллиан, Джордано Бруно и многие другие выдаю
щиеся люди [ИЗ].
Метод словесных посредников по существу близок к ме¬тоду мест. Он такж
е основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для за
поминания и опор-


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Подарок на рождение ребенка там. | эскорт услуги москва, услуга. | htc one v цены
ceresit наливной полпирамидки из шунгитаартметаллфурнитура-мебель Ооо, производство.
Hosted by uCoz