СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Многим читателям будет полезно узнать, как коррек¬тировать проявления
своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жиз
ненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных пер
егрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенно
стях детей в каждом возраст¬ном периоде, об оптимальных способах взаим
одействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелог
о возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутр
енние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенно
сть жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя св
едения о способах предотвращения семейных конфлик¬тов. И, наконец, каж
дый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положени
я, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики — памят
и, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать
свои способности и склонности на благо общества.
В условиях ускорения социально-экономического раз¬вития страны особая
задача — «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма
— всего, что сдер¬живает общественный прогресс» [7, с. 21]. «Теперь м
но¬гое, а по существу, все,— отмечалось на XXVII съезде КПСС,— будет з
ависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие
общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие
с из¬менившимися условиями» [7, с. 5—6]. В свете сказанного второе из
дание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодолен
ия стереотипов, форми-рования целенаправленного активного, творческого
отно¬шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим
же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так
, в главу «Мышле-ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про¬
цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки
и особенностей памяти. Главу «Соз¬нание» завершает новый параграф «Пре
одоление психо¬логической защиты», раскрывающий некоторые способы норм
ализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной по
зиции. В главе «Психические про¬цессы и асимметрия полушарий» обновлен
материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творч
еских способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополне
н теперь некоторыми практи-ческими рекомендациями для молодых супругов
.
Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипо
в» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями
пере-стройки высшего и среднего специального образования в стране». Н
апомним, что ими предусматривается в пол¬ной мере обеспечить потребнос
ти учебного процесса в электронно-вычислительной технике [8]. В этом р
азделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психолог
ических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерн
ый фанатизм»), намечаются пути их преодоления.
Использованный в книге материал основан на класси¬ческих исследованиях
основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ан
аньева, Л. С. Вы¬готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломо
ва, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в со
ветской и зарубежной психологической литературе.
Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность с
лушателям факультетов повы¬шения квалификации преподавателей при Ленин
градском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле-нинград
ском политехническом институте имени М. И. Ка¬линина, слушателям факул
ьтета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском п
олитех¬ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградско
го университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплы
й прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.
С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леон
тьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. О
собенную благо¬дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз¬мен
ный интерес к книге, существенная поддержка и дру¬жеское участие позво
лили завершить работу над руко¬писью, а также к Ю. С. Крижанской, акти
вно способ¬ствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно больш
ую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник
И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясно
сти и после-довательности изложения материала. И справедливости ради н
адо сказать, что она в значительной мере является результатом совместн
ой работы.

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Вначале было дело. Гете

Становление психических процессов

В этой книге будут рассматриваться различные пси¬хические процессы чел
овека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психичес
ких процессов, к которым обычно относят восприятие, внимание, память,
мышление, эмоции и речь. Она состоит, во-первых, в том, что ни один вы
сший психический процесс не является следствием только возрастного раз
-вития и созревания. Непременное условие их форми¬рования — воспитание
и другие формы социальных кон¬тактов [71]. Другая их принципиальная о
собенность состоит в том, что преобразования сигналов, совершаю¬щиеся
в мозгу — органе психических процессов, воспри¬нимаются человеком как
события, разыгрывающиеся вне его. Они представляются происходящими во
внешнем пространстве, не совпадающем с пространством мозга. Еще Карл М
аркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв восприни
мается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как
объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [6, с. 82]. Иными слова
ми, специфика психических процессов заключается в том, что они в конеч
ных осознаваемых параметрах определяются свойствами внешних объектов.
Несмотря на то, что физическое существование внеш¬них объектов никак н
е связано с мозгом, характеристики психических процессов представляютс
я нам как свойства и отношения внешних объектов, составляющих их содер
¬жание. Так, мысль раскрывается в признаках тех объек¬тов, отношения м
ежду которыми она отражает, а эмо¬ция — в терминах, обозначающих отнош
ения к тем со¬бытиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Таким
образом, психический процесс и его результат отнесены к разным объекта
м: первый — к мозгу, второй — к внешним предметам и явлениям. Для физи
ологического процесса, например, нет такого разделения: и сам процесс,
и его результат относятся нами к одному и тому же объекту — органу, к
оторый его реализует.
10
Важной особенностью психических функций является то, что их физиологич
еский компонент, т. е. те изменения в работе центральной нервной систе
мы, которые обеспе¬чивают соответствующий психический процесс, человек
ом совершенно не воспринимается. Нейрофизиологические составляющие пси
хических процессов оказываются прак¬тически недоступными для самонаблю
дения [68].
Возникает парадокс: события, развивающиеся в нас самих, в нашем мозгу,
мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, ощущаем. Это пр
отиворечие между реально существующими характеристиками психи¬ческих п
роцессов и их воспринимаемыми характеристика¬ми породило различные спо
собы его разрешения. Сильно упрощая, можно сказать, что в домарксистск
ой философии оно сводилось к двум крайним позициям: упрощенно-материал
истической, отрицающей существование образа и признающей реальным внут
ренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объек
тов (Эмпедокл, Демокрит), и субъективно-идеалистической, отрицающей су
ществование материальных объектов внеш-него мира, утверждающей мир обр
азов как единственную реальность (Беркли, Юм [по 68]).
Согласно диалектическому материализму, при взаимо¬действии человека с
окружающей средой она порождает в структуре его мозга процессы, отража
ющие свойства этой внешней среды. Таким образом, как причины воз-никно
вения, так и особенности развития психических про¬цессов оказываются л
ежащими вне организма. Отсюда понятно, почему характеристики психическ
их процессов принципиально не могут быть выведены только из зако-номер
ностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Для понимани
я их особенностей надо вклю¬чить в рассмотрение все многообразие социа
льных связей, внешних по отношению к данному индивиду, что пока предст
авляет непреодолимую трудность. Именно этой трудностью можно объяснить
представления о независи¬мости протекания психического и физиологичес
кого про¬цессов — психофизиологический параллелизм [319]. Осо¬бенность
психики, связанная с тем, что физиологическая составляющая психически
х процессов в восприятии прак¬тически совершенно не представлена, явил
ась, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики.
Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов
, то это только искажало бы картину внешнего мира и мешало его правиль
ному восприятию и пониманию. Таким образом, в психических процессах фи
зические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органо
в восприятия и мышления, пред¬стают перед нами как происходящие вне на
с в неогра¬ниченном внешнем пространстве и времени. Отмеченные особые
качества психических процессов и лежат в основе выделения предмета пси
хологии.
Важнейшая проблема психологии — изучение разви¬тия психических процесс
ов. В последующих разделах мы рассмотрим специфику проявления отдельны
х психиче¬ских функций, а здесь попытаемся определить то общее, что об
наруживается в их развитии. Но прежде всего остановимся на вопросе: ра
звиваются ли вообще психи¬ческие процессы в течение человеческой жизни
или просто с возрастом последовательно проявляются наследственно зада
нные качества?
По этому поводу существует несколько точек зрения. Так, представители
гештальт-психологии придерживают¬ся мнения, что психические процессы в
течение жизни не развиваются, а обнаруживаются как следствие по¬степе
нно проявляющихся врожденных задатков [365]. Для такой точки зрения ес
ть некоторые основания. Уста¬новлено, что психические процессы не полн
остью зависят от опыта: существуют и врожденные первичные структуры св
язей, необходимые, в частности, для осуществления первых контактов реб
енка с окружающим миром [214].


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Aiken инвертор отзывы.Лучшая стратегия форекс.
Hosted by uCoz