СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Образная память обычно ярче проявляется и детей и подростков. У взросл
ых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однак
о есть про¬фессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили
, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводит
ь заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закр
ытыми глазами перед сном.
80
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувствен
ного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данно
е эмоцио¬нальное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что эт
о состояние воспроизводится в комплексе с эле¬ментами ситуации и субъе
ктивным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формиро
вания следов, особой их прочности и непроизвольности воспро-изведения.
П. П. Блонский [33] полагал, что чувственная память, на основе которо
й развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребен
ка и дости¬гает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основывают
ся осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнав
ания («знакомое» и «чу¬жое») .
Сильные, эмоционально окрашенные впечатления че¬ловек хранит дольше вс
его. Исследуя устойчивость эмо¬циональной памяти, В. Н. Мясищев [191]
показал, что когда школьникам показывали картины, то точность их запом
инания зависела от эмоционального отношения к ним — положительного, от
рицательного или безраз¬личного. При положительном отношении они запом
нили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном
— всего 7. Эмоциональная память отли¬чается тем, что почти никогда не
сопровождается отно¬шением к ожившему чувству как к воспоминанию раньш
е пережитого чувства. Так, человек, напуганный или иску¬санный в детст
ве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознае
т, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почт
и не¬возможно. Наряду с запечатлением чувственного состоя¬ния, сопутст
вовавшего восприятию той или иной инфор¬мации, эмоциональная память об
еспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей
данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на
точность ее сохранения. Если у человека в обычных, спокойных условиях
возрастание силы и яр¬кости впечатления повышает четкость и прочность
запо¬минания, то в экстремальных состояниях (у потерпевшего или обвиня
емого) сильное потрясение ослабляет или даже полностью глушит то, что
было запечатлено.
Приведем пример. Был осуществлен такой эксперимент [376]: студенты сид
ели в аудитории, опустив головы
81
в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась, и молодая женщи
на ростом 150 см, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зел
еную шляпу, вор¬валась в комнату. Она быстро бросила в студента, си¬де
вшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Феде¬ральная селедка! Ты ук
рал мои отметки». При этом снаружи из коридора был слышен хлопающий зв
ук. Сту-дент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вс
крикнул и упал на пол. Когда нападавшая выскочила из комнаты, двое муж
чин, одетых, как са¬нитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на н
оги и быстро вывели его. Вся сцена заняла минуту с того момента, когда
вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву. Влияние эмоциональног
о шока и неожиданности ярко проявилось тогда, когда студентов попросил
и не¬медленно описать полную картину событий, свидетелями которых они
были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот нек
оторые вопросы и ответы. Кто был нападающий? Один студент писал: «...б
ольшой, германского типа... как голливудский спасатель». Как был одет
нападавший? «...В униформу железнодорожного кондуктора». Каково было о
ружие? «... Убийца использо-вал нож с открытым лезвием». Кто был жертв
ой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». Поскольку и
нцидент был в высшей степени неожиданным и имел вид драматического, бо
льшинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоя
тельств вторжения. В описанной экспериментальной ситуации де¬формацию
следов памяти можно объяснить только эмо¬циональным воздействием, ибо
фактор времени исклю¬чен и отнести забывание за счет преобразования ин
¬формации во время длительного периода хранения нельзя.
Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесн
ая память формируется в про¬цессе прижизненного развития вслед за обра
зной и дости¬гает наивысшей силы к 10—13 годам. Отличительной чертой е
е является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество
перед образной памятью)— значительно большая зависимость от воли. Восп
роизвести зрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как
повторить фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении н
аблюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего восп
роиз-
82
водятся начальные и конечные, кроме того, деталь в рас¬сказе, которая
привлекла внимание человека, при переска¬зе имеет тенденцию передвигат
ься к началу. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не то
лько пов-торением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым
облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспрои
зведении. Краткость эф¬фективна не только за счет простого урезывания,
но и за счет выработки правил выделения самого су¬щественного. Постеп
енно через обобщение развивается логическая память.
Отношения словесной памяти со зрительной — слож¬ные. С одной стороны,
словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой — она может
оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усилив
ая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительны
е образы в памяти могут так преобразовываться, чтобы точнее соответств
овать своим словесным описаниям, особенно если названия пред¬шествуют
восприятию зрительных изображений. Иска¬жение зрительных образов под д
авлением словесных на¬званий проявилось отчетливо в следующих эксперим
ентах [329]. Исследователи составили ряд из 12 многозначных фигур (рис
. 6). Каждая из фигур получила два сло¬весных обозначения. Всем испыту
емым предъявлялись одни и те же фигуры, но одной группе перед предъяв¬
лением назывались первые (из двух возможных) обо¬значения фигур, друго
й — вторые. От всех испытуемых требовалось после экспозиции как можно
точнее нари¬совать показанную фигуру. В результате 74% фигур, которые
были обозначены словами из первого списка названий, в рисунках оказали
сь похожими на предметы с этими названиями и 73% из второго списка — н
а соответствующие предметы второго списка. Например, показывали два кр
ужочка, соединенных палочкой; одним людям сказали, что это очки, други
м — что это ган¬тели. На своих рисунках испытуемые из первой группы пр
ирисовывали отсутствующие дужки и сделали изгиб в переносице, а из вто
рой — изображали утолщение в ручке гантелей. Таким образом, наблюдалас
ь тенден¬ция воспроизводить рисунки так, чтобы они лучше соот-ветствов
али их словесному описанию. Очевидно, легче хранить в памяти 12 слов и
реконструировать образы в соответствии с этими описаниями, чем хранит
ь в па¬мяти 12 изображений.

Воспроизведенная фигура 1-й список названии Очертания стипупа 2-й спис
ок названий Воспроизведенная (ригура


Рис. 6. Искажающее влияние словесной памяти на зрительную. Средняя кол
онка: фигуры, показанные испытуемым двух групп: левая колонка—рисунки
испытуемых 1-й группы в соответствии с предло-женными названиями; прав
ая — рисунки испытуемых 2-й группы в соот¬ветствии с предложенными наз
ваниями.
(Из кн Экспериментальная психология Т II М , 1963 )

Понятным становится, почему одним из факгоров, ко¬торый может сильно в
лиять на воспоминание свидетеля, является подбор слов в вопросах, кото
рые ему задают. Для демонстрации такого влияния Лофтус показала студен
там короткий фильм о дорожном инциденте. Затем некоторых из них спроси
ли: «С какой скоростью ехали автомобили, когда они ударились?» Для дру
гих свиде-телей глагол «ударились» был заменен на «разбились», «столкн
улись» или «пришли в контакт». Выяснилось, что оценки свидетелей наход
ились в полной зависимости от использованного глагола. Те, которых спр
ашивали со словами «пришли в контакт», давали самую низкую оценку скор
ости (30 миль в час), в то время как другие, которых спрашивали, испол
ьзуя глагол «разбились», дали самую высокую оценку (41 миля в час). Че
рез неделю, после
84


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

монтаж вентиляции Люберцы | Электростанции для дома, подключить камин. | скачать чит
Дополнительные программные модули к пак-загрузчик v.3 combiloader.отели египта хургада альбатрос.На сайте art-master.ru багетные рамки.
Hosted by uCoz