СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Например, Эпплби (Appleby) описал серию процедур в своем отделении, и,
если бы я был шизофреником, я бы, вероятно, сказал, что все это очень
похоже на трудотерапию. Он очень убедительно с цифрами в руках показа
л нам, что его программа имеет успех, и в документальной части он несо
мненно говорит правду. Однако его описание своей программы не полно. Т
от опыт, который программа дает пациентам, должен быть чем-то более жи
вым, чем те "сухие кости", которые он описал. Вся последовательность т
ерапевтических процедур должна быть умножена (как на математический мн
ожитель) на некоторое множество сигналов - таких, например, как энтузи
азм или юмор. Эпплби рассказал нам только о подкове, а не о множестве
тех реалий, которые означает эта подкова.

Он как будто сообщил нам, что некое музыкальное произведение написано
в тональности до-мажор, и заверил нас,

что это "скелетное" заявление в достаточной степени объясняет, почему
данное произведение определенным образом изменило настроение слушателя
. При таких описаниях упускается невероятная сложность коммуникативных
модуляций. Но музыка - это именно те самые модуляции.

Для дальнейшего исследования магической сферы коммуникации я перейду о
т музыки к широким биологическим аналогиям. Все организмы частично дет
ерминированы генетикой, т.е. комплексной констелляцией сообщений, пере
носимых главным образом хромосомами. Мы являемся продуктами коммуникат
ивного процесса, претерпевающего разнообразные изменения под воздейств
ием окружающей среды. Из этого следует, что различия между родственным
и организмами (скажем, между крабом и раком, высоким и низким горохом)
всегда должны быть такими, какие могут быть достигнуты за счет измене
ний и модуляций констелляции сообщений. Иногда эти изменения в системе
сообщений будут относительно конкретными - сдвиг от "да" к "нет" при
ответе на некоторый вопрос, касающийся сравнительно поверхностных анат
омических деталей. Общий облик животного может быть изменен всего лишь
одной точкой во всем полутоновом блоке; либо изменение может модифици
ровать (модулировать) всю систему генетических сообщений, в результате
чего каждое сообщение будет выглядеть по-другому, оставаясь в прежних
отношениях со всеми соседними сообщениями. Я полагаю, что именно эта
стабильность отношений между сообщениями, несмотря на изменения в кажд
ой части констелляции, оправдывает французский афоризм "Plus ga change
, plus c'est la meme chose" - "Чем больше все меняется, тем больше все
остается по-прежнему". Общепризнанно, что изображение черепов различн
ых антропоидов в косоугольных координатах демонстрирует фундаментально
е подобие отношений и систематичность превращения одного вида в другой
(Thompson, 1952).

Мой отец был генетиком, он любил повторять: "Всё это - вибрации" (Bate
son В., 1928). Для иллюстрации он указывал, что полосатость обычной зе
бры "на октаву выше", чем поло-сатость зебры Греви. В этом частном слу
чае "частота" действительно удваивается, но я не думаю, что он пытался
объяснить дело собственно вибрацией. Скорее он пытался сказать, что з
десь дело в неких модуляциях, происходящих в системах, детерминированн
ых не физикой в грубом смысле, а, скорее, сообщениями и модулированным
и системами сообщений.

Форма и патология взаимоотношений

Стоит также заметить, что красота органических форм и эстетическое удо
влетворение, испытываемое биологом-систематиком при наблюдении различи
й между родственными организмами, связаны с модуляциями коммуникаций.
Ведь мы сами суть организмы, одновременно и осуществляющие коммуникаци
ю, и сформированные констелляциями генетических сообщений. Впрочем, зд
есь не место для такой ревизии теории эстетики. Однако специалист в те
ории математических групп мог бы сделать значительный вклад в эту обла
сть.

Все сообщения или фрагменты сообщений подобны фразам или последователь
ностям уравнений, которые математик заключает в скобки. За скобками вс
егда может стоять множитель (определитель), который изменит общий смыс
л фразы. Более того, эти множители всегда можно добавить, даже спустя
годы. В противном случае психотерапия не могла бы существовать. Пациен
т имеет право и даже вынужден заявить: "Моя мать унижала меня так-то и
так-то, поэтому я сейчас болен; а поскольку эти травмы случились в пр
ошлом, то уже ничего нельзя изменить. Следовательно, я не могу выздоро
веть". В сфере коммуникации события прошлого образуют цепь старых лоша
диных подков, и смысл этой цепи может быть изменен и постоянно изменяе
тся. То, что существует сегодня, -это только сообщения о прошлом, кото
рые мы называем воспоминаниями, и эти сообщения можно заключать в рамк
и "в интервале от момента t1, до момента t2" и модулировать.

До этого момента казалось, что сфера коммуникации становится все более
сложной и разветвленной и все менее поддается анализу. Однако введени
е концепта "группа", т.е. принятие во внимание множества лиц, неожидан
но упрощает это переплетение скользящих и ускользающих смыслов. Если к
амни неправильной формы потрясти в мешке или подвергнуть их почти случ
айным ударам волн на берегу моря, то даже на грубом физическом уровне
произойдет постепенное упрощение системы: камни начнут напоминать друг
друга. В конечном счете все они приобретут сферическую форму, но на п
рактике мы обычно встречаем их в виде округлой гальки. Определенная го
могенизация - это результат многочисленных столкновений даже на грубом
физическом уровне. Если сталкивающиеся сущности являются организмами,
способными к сложному обучению и коммуникации, то вся система быстро
продвигается либо к униформности, либо к той упрощающей систематическо
й дифференциации, которую мы называем организацией. Если же сталкивающ
иеся сущности имеют различия, эти различия будут изменяться либо в нап
равлении уменьшения различий, либо в направлении достижения взаимного
соответствия - комплементарности. В группах людей, при изменениях в на
правлении либо гомогенизации, либо комплементарности, достигается согл
асие о предпосылках, касающихся значения и уместности сообщений и друг
их актов в контексте отношений.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

металлочерепица Днепропетровск Купи-продай.
Hosted by uCoz