СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Аналогично, если исключить бессознательные процессы из "Я" и назвать и
х "чуждыми эго", то эти процессы приобретают субъективную окраску "поб
уждений" или "сил", после чего это псевдодинамическое качество распрос
траняется на сознательное "Я", пытающееся сопротивляться "силам бессоз
нательного". Тем самым, "Я" становится организацией кажущихся "сил". Т
аким образом, популярный взгляд, уравнивающий "Я" с сознанием, приводи
т к мнению, что идеи являются "силами". Это убеждение поддерживается п
редположением, что аксоны переносят "импульсы". Разобраться с этой пут
аницей непросто.

Сейчас мы исследуем структуру поляризации алкоголика. Что же чему прот
ивостоит в эпистемологически ущербном решении "Я буду бороться с бутыл
кой"?

Алкоголическая "гордость"

Алкоголики являются философами в том универсальном смысле, в каком все
люди (а также все млекопитающие) управляются в высшей степени абстрак
тными принципами, которых они либо не осознают, либо же не отдают себе
отчета в том, что принципы, управляющие их восприятием и действиями,
являются философскими. Расхожее ошибочное название для таких принципов
- "чувства" (Bateson, 1963).

Эта ошибка естественно вытекает из англо-саксонской эпистемологической
тенденции материализовать либо относить к телу все периферические для
сознания ментальные феномены. Без сомнения, эта ошибка подкрепляется
тем фактом, что осуществление и/или фрустрация этих принципов часто со
провождается висцеральными и прочими телесными ощущениями. Тем не мене
е, я полагаю, что Паскаль был прав, когда сказал: "У сердца есть свои
резоны, о которых рассудок ничего не знает".

Но читатель не должен ожидать, что алкоголик предоставит связную карти
ну. Когда базовая эпистемология полна ошибок, ее производные неизбежно
либо внутренне противоречивы, либо имеют весьма ограниченную сферу де
йствия. Из бессвязного набора аксиом нельзя получить связный блок теор
ем. В подобных случаях попытка быть связным ведет либо к чрезвычайному
возрастанию сложности, что характерно для психоаналитической теории и
христианской теологии, либо к чрезвычайно узкой точке зрения, что хар
актерно для современного бихевиоризма.

Я продолжу исследование типичной для алкоголиков "гордости", чтобы пок
азать, что этот принцип их поведения возникает из странной дуалистичес
кой эпистемологии, характерной для западной цивилизации.

Удобный способ описания таких принципов, как "гордость", "зависимость"
, "фатализм" и т.д., состоит в том, чтобы так исследовать принцип, как
если бы он являлся результатом вторичного обучения (deutero-leaming),
и задаться вопросом, какой контекст обучения мог бы предположительно
внушить этот принцип [2].

2 Это использование формальной контекстуальной структуры как описатель
ного механизма не обязательно предполагает, что обсуждаемый принцип бы
л действительно частично или полностью выучен в контексте, имеющем под
ходящую формальную структуру. Принцип мог быть генетически детерминиро
ван, но тем не менее возможно, что принцип лучше всего описывается фор
мальными признаками того контекста, в котором он проявился. Именно эта
уместность поведения для данного контекста делает трудным или даже не
возможным определить, детерминирован ли принцип генетически или же он
выучен в данном контексте (см.: "Социальное планирование и концепция в
торичного обучения" в этой книге).


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz