СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человек
ом, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив
побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к раз-верты
ванию мыслительного процесса служит возникно¬вение задачи, которая, в
свою очередь, появляется как следствие осознания рассогласованности ме
жду известны¬ми человеку принципами и способами выполнения действий и
новыми условиями, исключающими их при¬менение. Первый этап, непосредст
венно следующий за осознанием задачи, обычно связан с задержкой импуль
¬сивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую
для ориентировки в ее условиях, анализа компонентов, выделения наиболе
е существенных и соотнесения их друг с другом. Предварительная ориен¬т
ировка в условиях задачи является обязательным на¬чальным этапом всяко
го процесса мышления.
Следующий ключевой этап связан с выбором одной из альтернатив и формир
ованием общей схемы решения. Выбор гипотезы направляется ощущением бли
зости ис¬тины, сходным с чувством, которое руководит человеком в попыт
ках нащупать в своей памяти забытое имя. Если мы знаем, что ищем, то п
еребор гипотез в памяти будет не случайным, а целенаправленным. В проц
ессе такого выбора некоторые возможные ходы в решении обнару-
153
живают себя как более вероятные и оттесняют неаде¬кватные альтернатив
ы. При этом из памяти извлекаются не только общие черты данной и анало
гичных ситуаций из прошлого опыта человека, но и сведения о резуль¬тат
ах, которые получались ранее при подобных моти¬вациях и эмоциональных
состояниях. Происходит непре¬рывное сканирование информации в памяти,
а наличная доминирующая мотивация направляет этот поиск. Ха¬рактер мот
ивации (ее сила и длительность) определяет извлекаемую из памяти инфор
мацию. Постепенное по¬вышение эмоциональной напряженности ведет к расш
и¬рению диапазона извлекаемых из памяти гипотез, но чрезмерное напряже
ние может сузить этот диапазон, что и определяет известную тенденцию к
стереотипным реше¬ниям в стрессовых ситуациях. Однако и при максималь
ном доступе к информации полный перебор гипотез нера¬ционален из-за бо
льших затрат времени.
Для ограничения поля гипотез и управления очеред¬ностью перебора испол
ьзуется специальный механизм, тесно связанный с системой установок чел
овека и его эмоциональным настроем. Прежде чем перебирать и оце¬нивать
возможные подходы к решению задачи, ее нужно понять. А что такое «пон
ять»? Понимание обычно опре¬деляется наличием промежуточных понятий, с
вязывающих условия задачи и требуемый результат, и транспонируемостью
решения. Решение будет транспонируемым, если выделен общий принцип реш
ения для класса задач, т. е. выделен инвариант, который может быть исп
ользован для решения задач других классов. Научиться выделять такой об
щий принцип — значит получить универсальный инструмент для решения зад
ач. Этому помогает трени¬ровка в переформулировании задачи. Поясним зн
ачи¬мость переформулирования несколькими примерами.
Задача 1. Пустая комната. На подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолк
а свисают две веревки, требуется связать их концы. Но длина каждой из
них меньше расстояния между точками их прикрепления к потолку. Решение
: к концу одной из веревок нужно привязать плоскогубцы, устроить маятн
ик и с его помощью поймать конец второй веревки. Решению этой задачи с
пособствует переформулирование, при котором плоскогубцы перестают расс
матриваться как инструмент и начинают восприни¬маться как груз для мая
тника [351].
154
Задача 2. Испытуемому предлагается закрепить на двери три свечи. В чис
ле предметов, которыми можно манипулировать,— молоток, гвозди в коробо
чках, плоско¬губцы и т. д. Решение: прибить коробочки к двери и уста-н
овить в них свечи, как в подсвечники. Задача пред¬лагалась в двух вари
антах: а) коробочки пустые, б) ко¬робочки наполнены гвоздями. В первом
случае все исполь¬зовали коробочки в качестве подставок, во втором —
только половина испытуемых догадалась высыпать из коробок гвозди и исп
ользовать их как подставки, а остальные фиксировали для коробочек функ
цию тары, и эта установка мешала им переформулировать условие задачи [
237].
Задача 3. Темная комната, освещенная свечой. В ком¬нате весы. От испыт
уемого требуется уравновесить чаши весов, но так, чтобы по прошествии
некоторого времени это равновесие нарушилось само собой, без вмешатель
ства человека. Решение: на одной чаше надо установить заж¬женную свечу
. Основная трудность поиска решения со¬стояла в том, что, поскольку эк
сперимент проводился в темной комнате, свечу воспринимали через призму
ее наиболее привычных, закрепленных повседневной прак¬тикой свойств —
давать свет, а не уменьшаться в весе [237].
Переформулирование, таким образом, способствует выявлению скрытых свой
ств объектов, существенных для данной задачи. Этого можно достичь, есл
и включить объект в другую систему связей, как бы посмотреть на него с
другой, стороны: например, если поместить его на другой фон с иной ор
ганизацией, то можно обна¬ружить в объекте ранее не исследованные аспе
кты. При таком переформулировании важнейшее звено — вариа¬тивность фон
а, контекста. Применение разнообразных речевых формулировок задачи так
же способствует ее пониманию. Если в первом случае вариативность фонов
позволяет менять направление и последовательность ана¬лиза, то во вто
ром — речевом варианте — она позво¬ляет менять логические и грамматиче
ские конструкции и тем самым подойти к выделению инварианта всех форму
лировок, выражающего и определяющего отно¬шения, искомые в данной зада
че. Выделяемый при пе-реформулировании принцип решения задачи отражает
глубину ее понимания. Если выделенный принцип может
155
быть использован лишь в очень похожих задачах, то мы говорим о малой г
лубине понимания, если на за¬дачах из очень далеких областей знания, т
о предпола¬гается большая глубина понимания. Таким образом, и ка¬честв
енным и количественным критерием является мера переноса или транспонир
уемость инвариантного отно¬шения, выраженного данной мыслью.
В процессе уяснения условий и поиска решения задачи у человека возника
ют вопросы, что свидетель¬ствует о том, что он продвигается в понимани
и су¬щества рассогласования между целями и средствами. Именно постанов
ка определенных вопросов выявляет понимание задачи. Вопрос — отправной
пункт мысли¬тельного процесса и ответ на возникший вопрос выража¬ется
суждением — универсальным элементом мысли. Зря говорят, что один дура
к может задать столько вопросов, что на них не ответят и сто мудрецов.
Это глубокое заблуждение: задающий вопросы — уже не глуп, поскольку с
пособность задавать вопросы являет¬ся верным признаком активной мыслит
ельной деятель¬ности. Правильно поставленный вопрос определяет поиск н
едостающих связей в задаче и ограничивает поле перебора гипотез в памя
ти.
Разнообразие поставленных вопросов позволяет по¬смотреть на задачу с н
еожиданных сторон, поэтому после прояснения задачи наступает этап выдв
ижения и перебора гипотез. Этот этап в значительной мере опре¬деляет э
ффективность мышления, поскольку переход от одной гипотезы к другой зн
аменует собой переход от одного видения задачи к другому. При этом, ка
к считает Брунер [46], возможны различные варианты выдвижения и провер
ки гипотез. Первый: человек с самого начала формулирует все возможные
гипотезы, последовательно их проверяет и исключает ложные. Второй: фор
мулируется лишь одна гипотеза и затем она проверяется. Третий: гипотез
а вообще не форму¬лируется, а предпринимаются попытки случайно на¬толк
нуться на верное решение. Четвертый характери¬зуется бессистемностью д
ействий: выдвинув одну ги¬потезу и не проверив ее до конца, человек бе
рется за проверку другой или одновременно начинает про¬верять различны
е, подчас взаимоисключающие гипоте¬зы. Очевидно, что первые два вариан
та перебора ги-
156
потез, как правило, более перспективные, чем осталь¬ные.
Мышление включает произвольные и непроизволь¬ные компоненты. В качеств
е непроизвольных могут выступать ассоциации, приводящие к возникновени
ю неуправляемых связей. Их роль в мыслительном про¬цессе двойственная.
Во-первых, они определяют некото¬рую стереотипность и с этой стороны
не способствуют получению оригинального решения. Вероятность воз¬никно
вения тех или иных ассоциаций (как уже было отмечено в разделе «Память
») зависит прежде всего от того, насколько часто встречались вместе об
ъекты в практике данного человека, и от их объективного и субъективног
о сходства. Отсюда становится понятным, что в индивидуальном опыте чел
овека могут порож-даться персональные ассоциативные штампы, а наибо¬ле
е вероятные ассоциации могут быть общими у многих людей и приводить к
возникновению общих интеллек¬туальных штампов. Во-вторых, поскольку ор
ганизация таких связей слабо управляема, среди потока разнооб¬разных а
ссоциаций могут возникнуть и плодотворные в свете решаемой задачи, осо
бенно если в поле вни¬мания включаются связи маловероятные, приводящие
к малоисследованным гипотезам.
Кроме непроизвольных мышление включает компонен¬ты, сознательно и прои
звольно регулируемые и непосред¬ственно направляемые доминирующей моти
вацией и во¬просами. Произвольность мыслительного процесса прежде всег
о обеспечивается мыслительными операциями. Они, как и всякое другое де
йствие, совершаются под посто¬янным контролем самого человека и поэтом
у могут в большей мере подвергаться произвольному управлению, чем ассо
циации. Кроме того, произвольность мышления жестко связана с перекодир
ованием условий задачи и ре¬шения в речевую форму. Речевые элементы, в
отличие от образных и двигательных, включают одновременно и ин¬формац
ионные и речедвигательные составляющие. В каче¬стве речевого действия
они чувственно доступны зритель¬ному, слуховому и кинестетическому вос
приятию говоря¬щего человека. Эта их чувственная доступность и прев-ра
щает речь в произвольно регулируемый процесс.
Простейшими элементами мышления могут выступать образы, представления
и понятия. Включение образов в
157


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Как проверить баланс карты сбербанка по интернету.
Медицина натяжные потолки скидки.
Hosted by uCoz