СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Между всеми перечисленными характеристиками вос¬приятия есть некоторо
е функциональное сходство. И конс¬тантность, и предметность, и целостн
ость, и обобщенность придают образу важную черту — независимость в нек
ото¬рых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле конс
тантность — это независимость от физических условий восприятия, предме
тность — от того фона, на ко¬тором объект воспринимается, целостность
— независи¬мость целого от искажения и замены компонентов, сос¬тавляющ
их это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия
от таких искажений и измене-ний, которые не выводят объект за границы
класса. Иными словами, обобщенность — это внутриклассовая константност
ь, целостность — структурная, а предмет¬ность — семантическая констант
ность. Понятно, что если бы восприятие не обладало этими качествами, н
аша спо¬собность адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям сущес
твования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позв
оляет нам гибко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в оп¬
ределенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые св
ойства объектов и явлений.
Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развив
аются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2—
3-летнего ре¬бенка константность восприятия еще очень несовер¬шенна: в
оспринимаемая величина предметов уменьшает¬ся с их удаленностью, но к
10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого [17]. Инте
ресна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что конс¬тантность в
осприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровн
я уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему простра
нству, в ко¬тором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространс
тво в младенческом и детском возрасте воспри¬нимается неконстантно всл
едствие недостатка собствен-ного опыта в этой среде [214].
Свойство обобщенности также изменяется в процессе идивидуального разви
тия. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, об
ретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт
обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, че¬ловеку, прозревше
му в 52 года и читавшему с детства
30
по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст,
но рукописный текст давался ему с боль¬шим трудом. За три года практик
и чтения рукописного текста он научился узнавать только простые коротк
ие слова [91].
Активность восприятия и значение обратной связи
Основой становления восприятия как высшей психи¬ческой функции и воспр
иятия как текущего процесса слу¬жит активное движение. В разделе, посв
ященном разви¬тию психических функций, мы уже останавливались на роли
двигательной тренировки в формировании звуковысотного слуха. Однако не
только развитие слуха, но и любого вида восприятия невозможно без акт
ивного дви¬жения. Изящные эксперименты Хелда и Хейна [287] на котятах
подтверждают роль активного движения в ста¬новлении восприятия. Суть э
ксперимента такова. Ново¬рожденные котята содержались в темноте, а на
свету на¬ходились только в специальном станке (см. рис. 1).

Рис 1 Влияние активного движения на формирование восприятия Аппарат Хе
лда и Хейна для исследования зависимости зрительного узнавания у котят
от активного (слева) и пассивного (справа) обу-чения
(Из кн Проблемы бионики М , 1965 )
31
Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для
котят, каждая из которых могла двигать¬ся вокруг трех осей: главной ос
и карусели, вертикаль¬ной и горизонтальной осей корзины. Активно двига
лся только один котенок, которому в корзине были сделаны отверстия для
лап, другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивн
о — его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движе
ния, т. е. зрительные впечатления котята получали одновре¬менно и один
аковые. Впоследствии у первого котенка, который двигался активно, не н
аблюдалось никаких де¬фектов зрительного восприятия, в то время как у
второ¬го обнаружилась неспособность различать форму. Эти де¬фекты восп
риятия, проявившиеся в поведении животных, отчетливо продемонстрировал
и, что зрительная стимуля¬ция сама по себе недостаточна для развития в
осприя¬тия. У первого котенка изменения в зрительной стиму¬ляции связы
вались с его активными движениями, у вто¬рого такой связи не возникало
. Итак, заметим, что при обучении полезнее возить, чем кататься.
Аналогичные результаты получены в опытах Ризена и Ааронса [381], прове
денных на котятах и детенышах шимпанзе. Новорожденных шимпанзе содержа
ли в пол¬ной темноте, но ежедневно воздействовали на них рас¬сеянным с
ветом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких усло
виях через 7 месяцев они не научились узнавать даже бутылку, из которо
й их корми-ли. Через 3,5 месяца после того как животных вы¬пустили из
темной комнаты, только одна обезьяна научи¬лась отличать горизонтальн
ые полосы от вертикальных, однако узнавать людей она стала гораздо поз
днее. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходи¬мость акти
вного движения для правильного формирова¬ния зрительного восприятия.
Важно отметить, что активность движения имеет зна¬чение не только для
формирования функции восприятия, но и для формирования каждого отдельн
ого образа. Структура зрительного образа абстрагируется из постоян-ных
(инвариантных) взаимосвязей между определенными движениями и тем изме
нением зрительных ощущений, которыми глаз отвечает на эти движения. Эт
о можно хорошо продемонстрировать результатами исследований движений г
лаз при зрительном восприятии [318]. Выяв-
32
лено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как
бы последовательно ощупывает взгля¬дом наиболее значимые элементы фиг
уры (рис.

Рис. 2. Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта. Слева: те
ст-объект — фотография Нефертити; справа — траектории дви¬жения глаз п
ри ее осмотре.
(Из кн.: Демидов В, Е, Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
2). Закономерные траектории осмотра формируются только при активном вз
аимодействии зрительных и двигательных компонентов в процессе обучения
. В тех случаях, когда механизм активного осмотра объекта по каким-то
причи-нам не сформирован, дефекты осмотра объекта проявля¬ются наиболе
е отчетливо. Например, для слепорожденных детей, которые становятся зр
ячими после операции в 12—14 лет, видимый мир вначале лишен всякого см
ысла, знакомые предметы они узнают по-прежнему лишь на ощупь. Так, раз
личие между квадратом и шестиугольни¬ком эти дети определяют путем нап
ряженного подсчета количества углов, которые они нащупывают рукой, а п
етуха они путают с лошадью по той причине, что у обоих имеется хвост.
Только после долгой тренировки у них развивается способность зрительно
узнавать предметы [388].


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

муж на час Самара | Смотрите www.krasabezmeg.com.ua парфюм цены. | need for speed android apk.
Hosted by uCoz