СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Между всеми перечисленными характеристиками вос¬приятия есть некоторо
е функциональное сходство. И конс¬тантность, и предметность, и целостн
ость, и обобщенность придают образу важную черту — независимость в нек
ото¬рых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле конс
тантность — это независимость от физических условий восприятия, предме
тность — от того фона, на ко¬тором объект воспринимается, целостность
— независи¬мость целого от искажения и замены компонентов, сос¬тавляющ
их это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия
от таких искажений и измене-ний, которые не выводят объект за границы
класса. Иными словами, обобщенность — это внутриклассовая константност
ь, целостность — структурная, а предмет¬ность — семантическая констант
ность. Понятно, что если бы восприятие не обладало этими качествами, н
аша спо¬собность адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям сущес
твования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позв
оляет нам гибко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в оп¬
ределенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые св
ойства объектов и явлений.
Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развив
аются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2—
3-летнего ре¬бенка константность восприятия еще очень несовер¬шенна: в
оспринимаемая величина предметов уменьшает¬ся с их удаленностью, но к
10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого [17]. Инте
ресна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что конс¬тантность в
осприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровн
я уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему простра
нству, в ко¬тором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространс
тво в младенческом и детском возрасте воспри¬нимается неконстантно всл
едствие недостатка собствен-ного опыта в этой среде [214].
Свойство обобщенности также изменяется в процессе идивидуального разви
тия. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, об
ретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт
обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, че¬ловеку, прозревше
му в 52 года и читавшему с детства
30
по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст,
но рукописный текст давался ему с боль¬шим трудом. За три года практик
и чтения рукописного текста он научился узнавать только простые коротк
ие слова [91].
Активность восприятия и значение обратной связи
Основой становления восприятия как высшей психи¬ческой функции и воспр
иятия как текущего процесса слу¬жит активное движение. В разделе, посв
ященном разви¬тию психических функций, мы уже останавливались на роли
двигательной тренировки в формировании звуковысотного слуха. Однако не
только развитие слуха, но и любого вида восприятия невозможно без акт
ивного дви¬жения. Изящные эксперименты Хелда и Хейна [287] на котятах
подтверждают роль активного движения в ста¬новлении восприятия. Суть э
ксперимента такова. Ново¬рожденные котята содержались в темноте, а на
свету на¬ходились только в специальном станке (см. рис. 1).
Рис 1 Влияние активного движения на формирование восприятия Аппарат Хе
лда и Хейна для исследования зависимости зрительного узнавания у котят
от активного (слева) и пассивного (справа) обу-чения
(Из кн Проблемы бионики М , 1965 )
31
Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для
котят, каждая из которых могла двигать¬ся вокруг трех осей: главной ос
и карусели, вертикаль¬ной и горизонтальной осей корзины. Активно двига
лся только один котенок, которому в корзине были сделаны отверстия для
лап, другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивн
о — его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движе
ния, т. е. зрительные впечатления котята получали одновре¬менно и один
аковые. Впоследствии у первого котенка, который двигался активно, не н
аблюдалось никаких де¬фектов зрительного восприятия, в то время как у
второ¬го обнаружилась неспособность различать форму. Эти де¬фекты восп
риятия, проявившиеся в поведении животных, отчетливо продемонстрировал
и, что зрительная стимуля¬ция сама по себе недостаточна для развития в
осприя¬тия. У первого котенка изменения в зрительной стиму¬ляции связы
вались с его активными движениями, у вто¬рого такой связи не возникало
. Итак, заметим, что при обучении полезнее возить, чем кататься.
Аналогичные результаты получены в опытах Ризена и Ааронса [381], прове
денных на котятах и детенышах шимпанзе. Новорожденных шимпанзе содержа
ли в пол¬ной темноте, но ежедневно воздействовали на них рас¬сеянным с
ветом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких усло
виях через 7 месяцев они не научились узнавать даже бутылку, из которо
й их корми-ли. Через 3,5 месяца после того как животных вы¬пустили из
темной комнаты, только одна обезьяна научи¬лась отличать горизонтальн
ые полосы от вертикальных, однако узнавать людей она стала гораздо поз
днее. Эти эксперименты еще раз показали абсолютную необходи¬мость акти
вного движения для правильного формирова¬ния зрительного восприятия.
Важно отметить, что активность движения имеет зна¬чение не только для
формирования функции восприятия, но и для формирования каждого отдельн
ого образа. Структура зрительного образа абстрагируется из постоян-ных
(инвариантных) взаимосвязей между определенными движениями и тем изме
нением зрительных ощущений, которыми глаз отвечает на эти движения. Эт
о можно хорошо продемонстрировать результатами исследований движений г
лаз при зрительном восприятии [318]. Выяв-
32
лено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как
бы последовательно ощупывает взгля¬дом наиболее значимые элементы фиг
уры (рис.
Рис. 2. Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта. Слева: те
ст-объект — фотография Нефертити; справа — траектории дви¬жения глаз п
ри ее осмотре.
(Из кн.: Демидов В, Е, Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
2). Закономерные траектории осмотра формируются только при активном вз
аимодействии зрительных и двигательных компонентов в процессе обучения
. В тех случаях, когда механизм активного осмотра объекта по каким-то
причи-нам не сформирован, дефекты осмотра объекта проявля¬ются наиболе
е отчетливо. Например, для слепорожденных детей, которые становятся зр
ячими после операции в 12—14 лет, видимый мир вначале лишен всякого см
ысла, знакомые предметы они узнают по-прежнему лишь на ощупь. Так, раз
личие между квадратом и шестиугольни¬ком эти дети определяют путем нап
ряженного подсчета количества углов, которые они нащупывают рукой, а п
етуха они путают с лошадью по той причине, что у обоих имеется хвост.
Только после долгой тренировки у них развивается способность зрительно
узнавать предметы [388].