СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

И молодость по-прежнему права.
О. Берггольц

Особенности психологии юношеского возраста
Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных п
ериодов, каждому из ко¬торых соответствует расцвет определенных психи-
ческих функций и свойств личности. Последова¬тельное формирование инте
ллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций — все
это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок е
го поведения. Изучением законо¬мерностей психического развития в каждо
м возрасте занимается специальная отрасль психологии — возраст¬ная пси
хология. Смягчение возрастных кризисов, опти¬мальное использование наи
лучших периодов для раз¬вития тех или иных способностей, т. е. пониман
ие того, чему и как надо учить и какой стиль общения лучше воспринимае
тся в каждом возрасте,— вот кратко круг проблем, которыми она занимает
ся.
Некоторые из них частично нами уже затрагивались. Так, рассматривая св
ойства внимания, мышления, эмо¬ций, сознания, мы с разных сторон обсуж
дали роль детских игр в формировании высших психических функ¬ций, в ча
стности, в разделе о мышлении выделяли среди фаз овладения подростком
мыслительными операциями фазу философской интоксикации. Ее суть в том,
что, обретая легкость и удовольствие в использовании мысли¬тельных оп
ераций, он становится чрезмерно склонным к обобщениям и абстракциям и
строит множество новых теорий. Упоминали мы и о возрастной зависимости
раз¬вития логической памяти от овладения ребенком раз¬личными способа
ми категоризации материала.
В данном разделе представлены те этапы развития человека, которые выяв
ляют ключевые особенности каж¬дого возрастного периода. Подробнее буду
т рассмот¬рены два возрастных периода — юношеский и зрелого возраста.
Психические функции, направленно формируемые обучением и воспитанием,
корректируют и направляют поведение, кроме того, человек в течение жиз
ни непре¬рывно расширяет круг общения.
364
Новые контакты порож¬дают новые способы общения и нередко ведут к изме
нению иерархии ценностей, и, наконец, на поведение влияют индивидуальн
ые особенности личности.
В основе разделения возрастного развития на этапы во всех современных
системах лежит идея о новооб¬разованиях Л. С. Выготского [72]. Он счит
ал, что на¬блюдаемые в поведении человека особенности, нашедшие свое о
тражение в представлениях об этапности или ста¬дийности развития, связ
аны с тем, что изменяющиеся формы взаимодействия с внешней средой поро
ждают новые грани психических процессов, а те, в свою очередь, обеспеч
ивают включение в более сложные формы взаимо¬действия и т. д. Развивая
этот подход, Д. Б. Эльконин [310] разработал периодизацию возрастного
становления на базе смены ведущих типов деятельности по мере взрослен
ия: общение — игра — учеба — труд. Близкую идею развивает и Л. И. Божо
вич. В основу она положила смену ведущей мотивации. С ее позиции, веду
щий мотив в младшем школьном возрасте — стремление утвердиться в полож
ении школьника, в среднем — завоевать положе¬ние в коллективе, а в ста
ршем формируются мотивы, определяющие перспективы дальнейшего саморазв
ития.
Суммируя наблюдения различных психологов, попы¬таемся пунктирно обрисо
вать особенности каждого воз¬раста. В основном будем опираться на опис
ания Гезелла [344, 345] и И. С. Кона [133, 134, 135]. Считается, что д
есять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает
жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешн
ости. В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется повед
ение, подросток становится более импульсивным, демонстри¬руя частую см
ену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно
в этом возрасте наблю¬дается развитие волевой сферы, постольку авторит
арность со стороны родителей и педагогов воспринимается уже иначе, чем
в детстве. Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указан
ий, а прямым нажимом тре¬буют их исполнения, то это может привести к н
екоторому негативизму. В этом возрасте особенно болезненно пе¬реноситс
я стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и изли
шняя свобода — тоже еще непосильный груз.
365
Безапелляционная требовательность и неуважение родителей к своим детям
приводят к не¬желанию общаться с ними и порождают у подростков замкну
тость и лживость, способствуя формированию забитого, пассивного, не ув
еренного в своих силах че¬ловека. Подросток, воспитанный в атмосфере ж
есткого контроля и непрерывной опеки, вырвавшись из-под роди¬тельского
крыла, оказывается беспомощным и чрезвы¬чайно зависимым от посторонне
го влияния. Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрас
те при-водит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повыш
ается агрессивность, а чрезмерная свобода порож¬дает у него асоциальны
е, эгоистические тенденции в по¬ведении, бессистемность и беспорядочно
сть. Напротив, доверительность в отношениях между родителями и под¬рос
тком развивает у него самоуважение, чувство соб¬ственного достоинства,
помогает снимать напряжение, усиливает чувство безопасности и эмоцион
ального ком-форта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с др
угими людьми.
Избыточная регламентация проявляется прежде всего в различного рода за
претах взрослых. Любопытный ана¬лиз того, кто из членов семьи что запр
ещает детям, про¬веден в работе Т. А. Репина: запреты, касающиеся безо
пасности подростка, составляют 42%, направленные на сохранение вещей и
порядка в доме — 28, связанные с охраной покоя взрослых — 22, а запре
ты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интере¬с
ов семьи,— всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасност
ь ребенка и сохранение вещей и поряд¬ка в доме, отцов — охрана собстве
нного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка.
Оппозиция подростка ко всему, что навязывается и избыточно регламентир
уется, часто ведет к тотальному отрицанию ценностей и авторитетов. Нап
ример, нежела¬тельно требовать от него немедленного исполнения своих п
риказаний. Иногда следует предоставить ему возмож¬ность сначала законч
ить свои дела, даже если на взгляд взрослого они незначимы, ведь подро
стку они кажутся важными, а проявление внимания к ним со стороны взрос
лых повышает его самоуважение и приучает его завершать начатое дело. П
опутно отметим, что приемы, которыми родители добиваются желаемого пов
едения
366
своих детей, различны. А. С. Макаренко [179] обратил внимание на ряд с
пособов формирования ложного роди¬тельского авторитета: подавление ини
циативы детей роди¬тельской властью, сохранение жесткой дистанции межд
у собой и детьми, педантичная требовательность, бесконеч¬ное резонерст
во о том, что следует и чего не следует делать, и достижение нужного п
оведения детей подкупом. Всем этим подходам он противопоставлял истинн
ый авто¬ритет, опирающийся на любовь, доброту и уважение к своим детям
.
В двенадцать лет импульсивность у подростка частич¬но сглаживается и о
тношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в
семье и одно¬временно усиливается влияние на него сверстников. Он охо
тно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и инте
ресоваться представителями противопо¬ложного пола. Интенсивное развити
е логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста
: разумность, терпимость и юмор.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

зимняя резина купить киев | дома из sip панелей | Inside HBO boxing. | Our service allow you buy dating profiles and buy adult dating profiles for your online dating site.
Hosted by uCoz