СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Если для здоровых прочность сохранения событий в памяти зависит от их
значимости, частоты встречаемости в прошлом и поэтому легкость их вспо
минания в про¬цессе мышления различна, то для больных все события стан
овятся приблизительно равнозначимыми и равнове¬роятными, т. е. в памят
и не формируется выраженный рельеф статистик событий. Иначе проявляетс
я у них и влияние структуры жизненных ценностей и мотивов, так как по
сравнению с нормой они более равновероятны и равнозначны. Тогда нет ав
торитетов, отсутствует давление на процесс мышления своего и чужого оп
ыта, исклю¬чается использование шаблонов и стереотипов, что очень обле
гчает поиск оригинальных, творческих решений. Ведь именно подобное дав
ление прошлого опыта и пониженной самооценки (как опыта сравнения себя
с другими) и огра¬ничивает доверие к собственным гипотезам, а тем сам
ым и полет фантазии человека в процессе творчества. Надо, однако, подч
еркнуть существенное различие в творчестве здорового и подобного больн
ого. Быть может, здоровый выдвинет меньше оригинальных идей, но он уде
рживает значимую для него конечную цель интеллектуальных уси¬лий и пот
ому с большей вероятностью придет к реше¬нию. Больному трудно удержать
цель, поскольку для него не существует особо значимых задач, все они
примерно равнозначны.
Изменение характера взаимодействия с информацией в памяти многосторонн
е влияет на мышление. Остановим¬ся только на нарушении коммуникации и
непоследователь¬ности суждений. У больных шизофренией патологический п
роцесс еще в начальной стадии болезни вызывает сни¬жение возможности п
олучать положительные эмоции от контактов с внешними стимулами. Не име
я возможности прочувствовать эмоционально значение окружающих со¬бытий
, они восполняют этот пробел за счет логики, пы¬таясь к незначительным
, обыденным явлениям подходить
170
с «теоретических позиций» [109]. Обеднение эмоциональ¬ной чувствительн
ости приводит к доминированию в их мышлении словесно-логических связей
, которые не сопо¬ставляются с непосредственным опытом и недостаточно
опираются на чувственные представления и, следователь¬но, не корректир
уют индивидуальные значимости отдель¬ных событий в памяти.
Как уже отмечалось, в норме мера проникновения в существо проблемы опр
еделяется мерой переноса — транспонирования, чему обычно мешают различ
ные пси¬хологические барьеры, накапливающиеся в практике и сохраняемые
в памяти. В ситуации равнозначности и равновероятности барьеров нет —
сглажен исходный рельеф значимостей в памяти и нарушена динамика эмоц
ионального управления ее полями. В норме гене¬ральное направление пере
бора гипотез в памяти опре¬деляется кроме рельефа значимостей отдельны
х событий эмоциональным «подогревом» определенных зон памя¬ти в соотве
тствии с иерархией ценностей личности. А когда в связи со сниженной мо
тивацией нет нерав¬номерного подогрева? Тогда все равнозначимо, т. е.
мо¬тивы в равной мере утрачивают свои побудительные функции.
В норме при решении любой задачи человек пере¬бирает в поисках ответа
информацию в памяти и взве¬шивает пригодность вариантов, переходя от б
олее ве¬роятных к менее вероятным, от менее значимых к бо¬лее значимым
. А если варианты примерно равновероятны и равнозначимы, то каково буд
ет решение? Скорее всего оно будет направляться случайными ассоциациям
и. И дей-ствительно, для больных шизофренией характерна акти¬визация м
аловероятных связей, которые они используют с такой же частотой, как и
высоковероятные [32, 109]. Этим обстоятельством в значительной мере о
пределяются своеобразие и богатство генерируемых ими ассоциаций. Однак
о эти ассоциации не всегда ориентированы систе¬мой значимостей и прошл
ым опытом, зачастую они слу¬чайные, отражающие лишь самые общие связи.
Поэтому, несмотря на то, что больным не надо преодолевать каких-либо
психологических барьеров и ничто не препятствует выявлению сколь угодн
о далеких аналогий при транспо-нировании идей, мало шансов, что найден
ное ими реше¬ние будет не только оригинально, но и продуктивно, понятн
о, достаточно приемлемо. Ведь надо не только уметь летать, но и видеть
цель полета.
171
В случае очень сильной эмоциональной мобилизации, необходимой для прео
доления нарастающей инерцион¬ности при медленном поэлементном движении
к цели (на¬пример, при эпилепсии), решение не транспонируется, по-ско
льку в полях памяти формируется рельеф с резкими перепадами, которые п
ри завышенной значимости каждого результата образуют много барьеров, п
репятствуя перено¬су принципа решения в далекие области. Тогда весьма
затруднен процесс обобщения — все уникально. Ситуа¬ция обратная при ра
вной значимости опыта и устано¬вок: эмоциональный рельеф следов событи
й в памяти сгла¬жен и ничего не мешает свободному полету мысли — все м
ожно сопоставить со всем — возникают условия для схоластического мудрс
твования (например, при шизофре¬нии). В этом случае выбор информации в
процессе мыш¬ления характеризуется расширением круга признаков предме
тов и явлений, привлекаемых для решения мысли¬тельных задач, наблюдает
ся сверхобобщение, которое представляется как невозможность удержаться
в опре¬деленных, заданных смыслом задачи границах, как рас¬ширение ус
ловий решаемых задач. Отмеченные особен¬ности мышления обнаруживаются
при спонтанном разго¬воре и в ответах на вопросы. Больные не отвечают
по сути вопроса, их ответы оказываются непонятными и не¬ожиданными для
обычного мышления, и в разговоре с ними трудно следить за ходом их мы
сли и понимать смысл выражений.
Суждения больных шизофренией в большинстве слу¬чаев характеризуются не
столько формальной «непра¬вильностью», сколько парадоксальностью, стр
анностью. Те значения смыслового содержания слова, которые у здо¬ровог
о человека находятся где-то далеко, в хвостовой части функции распреде
ления, у больных возникают в сознании с такой же вероятностью, как и г
лавные зна-чения слова. Например, пациенту задают вопрос: «Что общего
между рекой и часами?» Он отвечает: «И в реке и в часах есть камни».
Больные с таким нарушением мышления не восприни¬мают юмора. Считается,
что шутка заключается в неожи¬данном переводе маловероятных ассоциаци
й в домини¬рующие или в необычном использовании значения слова.
172
Здоровые люди, не понимающие шутки, скорее всего используют только те
значения смыслового поля слова, которые ассоциируются с данным словом
с большой ве¬роятностью. Иная причина непонимания юмора у больных шизо
френией. Для них даже при знакомстве с ред¬кими значениями слова все с
обытия равновероятны, поэ¬тому неожиданности просто не может быть. Эти
же при¬чины мешают пониманию ими переносного смысла посло¬виц.
Наиболее сохранены у них те виды умственной дея¬тельности, которые хар
актеризуются четкой, однозначно детерминированной схемой операций, жес
ткой, полностью «формализуемой» программой реализации, например вы-чис
ления, грамматический строй. Существенное изменение эмоциональной сфер
ы больных вплоть до эмоциональной сухости нередко приводит к катастроф
ическому снижению волевой активности вплоть до полного исчезновения же
¬ланий и способности к волевому усилию, что нарушает ключевое звено мы
шления — его пристрастность, мотивы и установки. Поэтому эти больные н
е могут эффективно использовать свои знания, нередко очень большие.
На другом полюсе по этому параметру находятся те больные, у которых во
зникает особая, доминирующая идея — идея «фикс» или даже бред. Внутри
зоны бреда все события имеют столь повышенную значимость, что уже не с
оотносятся с критикой. Подобные представле¬ния не могут быть корригиро
ваны ни самим больным, ни со стороны. Крайний пример влияния доминирую
щих идей наблюдается при паранойе, когда больные могут по-ражать силой
логического мышления, которое при этом заболевании не нарушается. Ано
малия состоит в том, что человек находится под влиянием доминирующей и
деи, которая его преследует. Все, что происходит, сколь угодно тривиал
ьные и отдаленные события интерпретируются как направленные на него. Л
юбую информацию больной трак¬тует неблагоприятным для себя образом. От
сюда понятно, что сколь угодно мощный интеллект, но направляемый по ло
жному пути, искривляемый и отклоняемый очагом до¬минанты, не продуктив
ен.
Таким образом, нарушение организации информации в памяти, зависящее от
недостаточности или избыточ¬ности эмоциональной, личностной ее значим
ости, приво¬дит, как было показано, к многообразным нарушениям
173
мыслительного процесса, к отрыву его от реальной дейст¬вительности, ги
пертрофии формальных и логических опе¬раций, и все это не позволяет ад
екватно решать мысли¬тельные задачи.
Анализ подобного рода отклонений от нормы ясно показывает — только гар
моничное сочетание всех значи¬мых характеристик мышления делает его пр
одуктивным инструментом познания.
Способы активизации мышления
Результатом мышления является выделение посредст¬вом мыслительных опер
аций в окружающей нас действи¬тельности отношений различного уровня сл
ожности. Пе¬ренос выделенного отношения на новые ситуации опре¬деляет
понимание, а широта этого переноса характери¬зует глубину понимания. С
корость синтеза композиции операторов и операций, адекватной данной за
даче, опре¬деляет сообразительность.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

лекарственные травы энциклопедия | реестр строительных фирм | купить телевизор дешево
Купить порошок никеля киев.Сувениры оптом с символикой.
Hosted by uCoz