СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Если при обучении учащиеся получают задание на группировку исходного м
атериала или его классифика¬цию, то существенно улучшается последующее
припоми-
133.
нание материала. Выявилась корреляция между числом классов, на которо
е испытуемые разбивали элементы ряда, подаваемого для запоминания, и э
ффективность припоми¬нания. Обычно легко вспоминались примерно пять пр
ед¬ставителей каждого класса, поэтому, чем больше классов создают испы
туемые, тем больше элементов они запо¬минают.
Понимание логической связанности материала способ¬ствует его запоминан
ию. Было установлено, что из 100 бессмысленных слов, предложенных испы
туемым, запо¬миналось в среднем 43 слова, из 100 известных слов, не св
язанных по смыслу,— 58, а из 100 слов с ло¬гической смысловой связью —
68. Поэтому слабо связан¬ный, логически не обработанный текст забывае
тся зна¬чительно быстрее [155].
Приведенные способы облегчения запоминания были направлены на выявлени
е внутренних связей в запоми¬наемом материале: смысла, логики, т. е. г
лавного, цен¬трального элемента, составлявшего цель деятельности, взаи
моотношений отдельных элементов и групп.
Еще один способ, при котором для облегчения за¬поминания большого и сл
ожного материала составляют его план, содержит в явном виде все упомян
утые приемы. Составление плана или блок-схемы заучиваемого мате-риала
включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для
них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем
углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложени
я темы. После окончания чтения лек¬ций по курсу целесообразно попросит
ь слушателей са¬мостоятельно нарисовать схему курса, выделив на ней ос
новные блоки и связи между ними. Наш опыт по¬казывает, что после таког
о мероприятия быстрее фор¬мируется целостное представление о предмете.
Следует иметь в виду, что положительный опыт запоминается лучше, чем о
трицательный, а отрицательный опыт — лучше, чем нейтральный. Запоминан
ие зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и не-зависимо
от знака эмоций способствует запоминанию большего числа фактов. Излаг
ая трудный для запоми¬нания материал, полезно сопроводить его своей эм
о¬циональной оценкой, например поругать его или выразить
134
удивление, удовольствие. Рассматривая целесообразность придания запоми
наемому материалу личной, эмоциональ¬ной значимости, необходимо учитыв
ать и обратную сто¬рону влияния эмоций.
В работах А. Р. Лурия показано, что сильные эмоции препятствуют полнот
е запоминания, сужая поле внимания. Сильные эмоции и повышенная тревож
ность нередко служат причинами того, что на экзамене студент не может
припомнить хорошо выученный материал. Когда он успокаивается, то обрет
ает способность управлять своей памятью, однако любой дополнительный в
опрос может снова спровоцировать затруднения. Все это вызы¬вает у преп
одавателя ложное впечатление о плохих зна¬ниях, тем более, что излагае
мый материал под влиянием волнения может существенно трансформироватьс
я. Тран¬сформация проявляется в сглаживании, заострении и адаптации. С
глаживание приводит к сокращению текста за счет тех его деталей, котор
ые в данный момент представляются несущественными, заострение — к уве¬
личению масштаба тех элементов, которые теперь рас¬сматриваются как на
иболее существенные, а адаптация — к тому, что под влиянием изменивших
ся установок су-щественными становятся другие детали и поэтому весь те
кст может приобрести иное смысловое звучание.
То, что неудобные для нас факты легко забывают¬ся, произвело на Дарвин
а такое сильное впечатление, что он особенно тщательно записывал те на
блюдения, которые шли вразрез с его теорией. Так как неприят¬ные вещи
забываются быстрее, целесообразно неприятную работу выполнять в первую
очередь, пока память о ней не улетучилась.
Под влиянием эмоций может происходить и фаль¬сификация воспоминаний. Ч
еловек стремится освобо¬диться от неприятных воспоминаний. Неприятные,
не-лестные для данного лица события легко забываются и искажаются. Ещ
е Фрейд [278) обратил внимание на активное забывание, связывая его с в
ытеснением события в подсознание, в связи с конфликтностью.
Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффек¬тивность долговременной
памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной
памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковрем
енном хранилище на время консолидации.
135
Исследование кривых забывания показало, что забы¬вание происходит наи
более интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если инфо
рмацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с
такими интервалами: через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 2
4 часа [155]. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забыв
ание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэ
кономично. Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение
не обеспечивает эффекта запо¬минания. Вот пример из жизни известного ф
ранцузского психолога Бинэ. Будучи неверующим, но женатым на очень рел
игиозной женщине, он, не желая обижать ее, повторял за ней слова вечер
ней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самос
тоятельно в отсутствие жены [259].
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать т
емп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. С
лишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и ис
кажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возн
икает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, ра
ботающего телевизора или магнитофона) — это ухуд¬шает качество запомин
ания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность
сразу после введения важной для запоминания информации неже-лательна п
о той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендац
ию — в особо ответствен¬ных ситуациях повторять материал перед сном, т
огда ничто не сможет помешать консолидации.
В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами ут
ра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь неско
лько возрастает. Поскольку в зависимости от индивидуаль¬ных особенност
ей эти общие тенденции сильно разли¬чаются, постольку полезно выяснить
, какие временные интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и
учесть это.
Эффективная работа памяти обеспечивается меха¬низмом забывания. С его
помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных де
талей и об¬легчает себе возможность обобщения. Мы записываем,
136
чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем, чтобы разгрузить
свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в
записную книжку. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или при¬ч
ина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонент
ов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отче
тливо видна на таком факте: чаще жалуются на забывание люди, про¬фесси
я которых связана с быстрой сменой используемой информации: репортеры,
радио- и теледикторы.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

айтюнс 10.5 | петли для функционального тренинга | серпянка самоклеющаяся
Hosted by uCoz