СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

129
ного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Этот метод тоже д
авно используется. Так, для запомина¬ния очередности следования различ
ных цветов в солнеч¬ном спектре заучивалось предложение «Каждый охотни
к желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадаю
т с первыми буквами названия цветов сол¬нечного спектра, расположенных
в порядке убывания дли-ны волны. Еще одна фраза используется ленингра
дцами для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих
на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Э
то соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подол
ьской, Сер¬пуховской и Бронницкой. Запоминание величины «пи» (3,1416)
связывают с предложением «Что я знаю о кру¬гах», где количество букв в
каждом слове равно соот-ветствующей цифре числа «пи». Аналогичный при
ем ис¬пользуется преподавателями астрономии для облегчения запоминания
последовательности спектральных классов звезд: о,b, a, f, g, k, т, r,
n, s.
1. Один бритый англичанин финики жевал, как мор¬ковь.
2. Оба фазана желтой краской мазаны рядком наду¬тые сидят.
3. О, Борис Александрович, физики ждут конца муче¬ний.
Подобные средства мнемотехники применяют и при обучении азбуке Морзе.
Посредником может служить и ритмический ряд. Ма¬териал, изложенный в с
тихотворной форме, запоминается быстрее и вспоминается легче, поскольк
у ритм и рифма придают словесному материалу структурную организацию. В
о всех случаях облегчает запоминание группировка — разбиение ряда объе
ктов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произне
сении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695
668 он разбивается на группы: 669-5-668.
Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми у
вязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Н
апример, даты исторических событий легче запомнить, если заучивать не
каждую в отдельности, а в начале твердо усвоить одну дату и, отталкива
ясь от нее, запоминать последующие со¬бытия как бывшие за два, три, пя
ть лет до или после нее.
130
Вообще говоря, припоминание слова зависит от того, на¬сколько часто вс
тречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово
в значимую для человека категорию. Фамилии потому трудно и припоминаю
тся, что они не входят ни в одну из категорий.
Метод ассоциаций предполагает создание связей меж¬ду каждым элементом
запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом установлено, что, че
м необычнее ас¬социация, тем прочнее запоминание. Желательно при обуче
нии и самообучении максимально использовать эле¬менты мнемотехники, ак
тивно включать стихотворные и ритмические компоненты, поскольку разноо
бразие прие¬мов не только повышает эффективность запоминания, но и соз
дает положительный эмоциональный настрой.
Особо важная и необычная информация может запо¬минаться с одного предъ
явления, поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти
обменивается не¬которым образом на продление времени циркуляции ин-фор
мации по нейронным цепям [86, 322, 347]. Если же необходимо запомнить
обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщ
ение и искус¬ственное повышение его личностной ценности. Следует отмет
ить, что правильно организованное повторение нель¬зя приравнивать к ме
ханическому заучиванию и противо¬поставлять пониманию, наоборот, оно с
пособствует про-никновению в суть материала. Если надо помочь человеку
что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного рас
сказа о событии. Такая форма активизи¬рует сопутствующие ассоциации, о
блегчая тем самым вспоминание деталей.
Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выяв
ление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, л
ибо на связи этого материала с интересами человека. Один из наиболее э
ффективных способов облегчения произвольного запоминания основан на со
здании нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью
самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности
или прочности запоминания. Установка влияет не только на сам факт и п
олноту запоминания, но и на длительность сохранения, так как в соответ
ствии с инструкцией включает запоминаемый материал в различные контекс
ты, закрепляет его в разных временных системах. Одно дело ска-
131
зать себе, что помнить следует до определенного дня (экза¬мена), друг
ое — выучить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет
, выученное быстро начинает за¬бываться. Вот характерный пример: в экс
перименте груп¬пе участников прочли два отрывка текста одинаковой труд
¬ности, причем сказали, что первый спросят завтра, а вто¬рой — через н
еделю. В действительности предложили рас¬сказать оба отрывка через две
недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забы
ли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря дру
гой установке при запоминании. Для эффек¬тивного использования установ
ки следует тщательно фор¬мулировать самоинструкцию для запоминания: в
ней должны быть максимально точно отражены требования к полноте матери
ала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нуж
но четко дифферен¬цировать материал, указывая, что следует запомнить н
а время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь при¬нять к сведени
ю или уяснить себе общий смысл запоми¬наемого.
Запоминание непроизвольно и существенно улучшает¬ся, если объем запоми
нания включен в активную деятель¬ность. Например, в опытах П. И. Зинче
нко [110] предла¬галось классифицировать предметы, изображенные на кар
¬точках. На каждой карточке кроме предмета было изобра¬жено число. Пос
ле опыта участников просили вспомнить, что они видели на карточках. Ок
азалось, что испытуемые хорошо запомнили предметы, с которыми они опер
иро¬вали, что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, ч
то их вообще «не видели». В другом опыте надо было разложить эти же ка
рточки по порядку в соот¬ветствии с изображенными на них числами. В эт
ом случае все было иначе: хорошо запоминались числа и почти не замечал
ись картинки: таким образом, хорошо запомни¬лось то, с чем действовали
. Вот еще один пример. В работе детского авиакружка необходимо было пр
ивлечь внимание и создать интерес к теории конструирования. Агитация н
е помогала и тогда по рекомендации А. Н. Леонтьева [162] изменили цель
деятельности. Вместо задачи постро¬ить лучшую модель поставили задачу
скорее налетать с по-мощью построенной модели определенное расстояние
. Но¬вая задача требовала активного использования теорети¬ческих знани
й, и дети стали с интересом к ним относиться.
132
Материал легче запомнить, если четко сформулиро¬вана цель деятельности
. Человек, решивший арифмети¬ческую задачу, часто не помнит исходных ч
исел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в це
ль, а в способы достижения цели. Попросите его са¬мого придумать исход
ные числа для задачи, и, решив ее, он назовет их, не задумываясь. Запо
минается лучше тот материал, который вызывает активную умственную ра¬б
оту. Это может быть, например, достигнуто и такой орга¬низацией систем
ы учебных задач, при которой каждый полученный результат необходим для
решения следующей задачи. Активная умственная работа с материалом пом
о¬гает развитию способности укрупнять и оптимально ор¬ганизовывать зап
оминаемые единицы. Умение многих хо¬роших шахматистов быстро запоминат
ь шахматные пози¬ции объясняется профессиональным умением их струк¬тур
ировать информацию, воспринимаемую с доски, они вмещают в одну структу
рную единицу больше фигур. Именно поэтому эта способность тесно связан
а с мастер¬ством шахматистов.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем
многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованн
ая целью, умствен¬ная работа. В одном эксперименте студенты были разде
¬лены на четыре группы. В первой — отрывок текста читали 4 раза, во вт
орой — читали 3 раза и 1 раз пересказывали, в третьей — читали 2 раза
и 2 раза пересказывали, в четвертой — 1 раз читали и 3 раза пересказыв
али. Содержание текста лучше всего запоми¬нали студенты четвертой груп
пы и хуже всего — первой.
Цель положительно влияет не только на эффектив¬ность запоминания, она
обеспечивает определенную напряженность, которая удерживает внимание к
мате¬риалу вплоть до достижения результатов. Б. В. Зейгарник [402] пр
оводила изучение запоминания прерванных и законченных действий. Выясни
лось, что прерванные действия запоминаются в два раза лучше, чем закон
¬ченные. Предполагают, что этот эффект связан с отсут¬ствием сигнала д
остижения цели из-за прерывания действия.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

2009 Мебель из Зимнего дворца выставят на финский аукцион Saga Furs. | материалы и оборудование для лепки. | Epiphone Les Paul, special ii.
Hosted by uCoz