СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

419
Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожидан¬ными трудностями обуч
ения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального
выбора. У боль¬шинства из них сомнения порождает недостаток осведом¬л
енности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их уста
новки, вызывая потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Эта неу
довлетворенность посте¬пенно может отразиться на уровне самооценки при
ухуд¬шении отношений в учебной группе, вызывая недоволь¬ство своим ко
ллективом, заинтересованном в хорошей успеваемости каждого. Поэтому пр
и общении с первокурс¬никами усилия куратора должны быть направлены на
всемерное повышение информированности студентов о спе¬цифике их будущ
ей профессии. Это поддерживает жела¬ние учиться, повышает успеваемость
, стимулирует интерес к общественной работе.
Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и всту¬пительных экзамен
ов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляе
мость, повышенный уровень тревожности. Следует заметить, что тревожнос
ть, как свойство личности связано с пониженной самооцен¬кой. В привычн
ых условиях человек, управляемый под¬сознательными установками, осущес
твляет решение типо¬вых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в н
овые условия, и все задачи для него нетипичны, т. е. у него нет станда
ртных способов их решения, ему необходимо вы¬работать новый алгоритм п
оведения, новые способы ре¬шать жизненные задачи. Если в оптимальных у
словиях между сознанием и подсознанием имеет место гармонич¬ное распре
деление функций, то в новых трудных ситуа¬циях эту гармонию может нару
шить включение ряда защитных механизмов, которые, препятствуя осознани
ю травмирующих факторов, разрушают оптимальное рас¬пределение функций
и понижают тем самым вероятность преодоления препятствий. Помочь студе
нту осознать при¬чину его неудач — это значит во многом помочь ему спр
а¬виться с ними и вместе с тем облегчить ему процесс адап¬тации. Некот
орые кураторы, испытывая беспомощность в работе со студентами, устраив
ают родительские собра¬ния, пишут родителям письма или вызывают их для
бесед. Обращаясь к родителям студентов, куратор признает тем самым, ч
то студент — еще ребенок и сам не может отве¬чать за свои поступки в п
олной мере. Это унижает студен¬та как человека взрослого и независимог
о, способствуя закреплению инфантильного отношения к себе и своим обяз
анностям. Задача куратора как раз в обратном — воспитать в студенте от
ветственность не только за себя, но и за все происходящее вокруг.
420
Особенно затруднительно для некоторых студентов налаживание общения в
группе. Например, у первокурс¬ников, отчисленных из Новосибирского пол
итехнического института, по сравнению с остальными их сокурсниками наб
людался дефицит общения, что можно рассматривать как симптом неблагопо
лучного протекания процесса адап¬тации. В ряде вузов адаптация первоку
рсников облегча¬ется и ускоряется с помощью социально-психологического
тренинга, в процессе которого активизируется знакомство с новым окруж
ением, налаживается неформальное обще¬ние и задается положительный эмо
циональный тон этого общения. Кроме того, атмосфера доверия и добро¬же
лательности в тренинговой группе способствует осозанию собственных тру
дностей и позволяет человеку ре¬шиться на новые для него формы поведен
ия.
Первокурсник хочет скорее изучать дисциплины, прямо связанные с его бу
дущей профессией, а ему предлагают в течение трех лет изучать общие ди
сциплины и прини¬мать на веру, что все это ему будет необходимо для из
учения специальных дисциплин и в дальнейшей произ¬водственной деятельн
ости. Опора только на доверие не способствует достаточной активизации
интереса и внима¬ния. Поэтому для усиления мотивации и укрепления инте
¬реса к учебе полезны все способы продвинуть элементы специализации на
младшие курсы. Данную задачу сейчас все больше берут на себя выпускаю
щие кафедры, при этом львиная доля этой работы ложится на плечи курато
ров, назначаемых, как правило, с этих кафедр. Они должны воспитывать у
студентов не только сознательное, но и твор¬ческое отношение ко всей
учебной работе. Полезно свое¬временно обратить внимание студентов на п
ротиворечивость их поведения. В то время как надежды на удовлет¬ворени
е от будущей профессиональной деятельности в зна¬чительной мере связан
ы для них с творческими элемента¬ми своей работы, в практике учебы мно
гие из них ориенти¬руются на репродукцию — пассивное воспроизведение и
з¬лагаемого преподавателями материала. Такая ориентация не может сформ
ировать из них творческих работников, следовательно, как можно скорее
надо менять установки на формы учебы.
421
Теперь обратимся к таким аспектам кураторской ра¬боты, как формирован
ие студенческого коллектива. Вна¬чале учебная группа представляет собо
й достаточно диф¬фузное образование. Задача состоит в достижении высше
й ступени развития группы и превращении ее в коллектив, т. е. в такую
общность, где достигнута согласованность действий и осуществляется так
ая сознательная взаимо¬помощь в претворении общей цели и реализации об
щих интересов, где каждый ощущает гордость за свой кол¬лектив и желани
е защитить его перед посторонними. Зре¬лый коллектив по сравнению с ди
ффузной группой обла¬дает существенно большим влиянием на убеждения, у
ста¬новки, обучение, состояние членов группы [37, 211]. На превращение
группы в сплоченный, сработанный коллек¬тив определенное влияние оказ
ывает совместимость. В на¬стоящее время известно три подхода к проблем
е совме¬стимости группы: структурный, функциональный и адап¬тивный. Ст
руктурный связан с подбором удачных соче¬таний характеристик членов гр
уппы, например сходства в значимых установках. Для этого необходимо пр
едвари¬тельное тестирование и целенаправленное комплектование группы,
чего пока в вузах не производится. Функциональ¬ный — исходит из заданн
ого контингента группы и на¬правлен на оптимальное распределение обяза
нностей сре¬ди членов группы с целью повышения успешности ее деятельно
сти. Адаптивный — концентрирует усилия на поиске приемов совершенствов
ания навыков совместной деятельности, приемах и методах, позволяющих ч
ленам группы лучше узнать друг друга и оптимизировать взаимо¬действие.
Решая задачу формирования коллектива, надо иметь в виду, что успешное
включение человека в жизнь кол¬лектива, в общественную работу содейств
ует усвоению им правильных критериев оценки других людей и форми¬рует
адекватную самооценку. Однако, какое конкретное воздействие окажет кол
лектив, определяется статусом человека в нем.
Куратор должен обратить особое внимание на того сту¬дента, который не
входит ни в какую группировку внутри учебной группы, т. е. не признанн
ого. Целесообразно, выяснив сильные и слабые стороны такого студента,
спо-собствовать созданию ситуаций, закрепляющих за ним на некоторое вр
емя одну из ведущих ролей в группе.
422
Действенным средством повышения статуса члена студен¬ческой группы и,
следовательно, нормализации его само¬оценки может служить поручение ем
у ответственных, но посильных заданий и общественных обязанностей. Есл
и эту роль такой студент выполняет успешно, то его поло¬жительным резу
льтатам надо придать гласность с тем, чтобы он почувствовал уверенност
ь в своих силах и группа могла оценить его по достоинству.
Среди различных группировок куратор должен выде¬лить ту, которая вопло
щает наиболее высокие граждан¬ские ценности, и способствовать росту ее
авторитета. В его общении не должны иметь место бестактные заме¬чания
, ущемляющие человеческое достоинство, и чтение морали, когда все пров
озглашаемое и так давно и хорошо известно и потому вызывает только раз
дражение. Вместо этого он должен убеждать, т. е. использовать новые ар
гу-менты, способные изменить позицию и поведение студента. Чем лучше п
сихологический климат в коллективе, тем выше его члены оценивают друг
друга и тем эффективнее их взаимовлияние. Только при благоприятном пол
ожении человека в системе коллективных взаимоотношений кол¬лектив выст
упает как фактор развития личности. Из ска¬занного следует, что курато
р всегда должен быть в курсе динамики групповых процессов и таким обра
зом ею управ¬лять, чтобы эффективность влияния коллектива на студен¬то
в и эффективность работы всей группы в целом была наибольшей. При этом
в первую очередь надо уметь управ¬лять теми групповыми процессами, ко
торые формируют самооценку студента.
При изучении учебных групп было установлено, что студенты, которые аде
кватно и положительно оценивают свои качества, высоко оцениваются груп
пой, а студенты, не удовлетворенные в своей потребности общения и с за
-ниженной самооценкой, а также студенты с завышенной самооценкой хуже
оцениваются группой. Это показывает, что, с одной стороны, нужно по во
зможности корректиро¬вать отклонения в самооценке, а с другой — на осн
овании изучения самооценки студентов более осознанно подходить к форми
рованию актива группы.
Как показал Е. С. Кузьмин [145], студенческий кол¬лектив в своем разви
тии проходит ряд стадий. Первая стадия сопоставляется с тем периодом а
даптации, когда первокурсники усваивают нормы и традиции жизни в вузе,
на основе которых будут впоследствии созданы групповые нормы.
423
Следующая стадия характеризуется сложившимся общественным мнением, оп
ираясь на которое коллектив может решать свои проблемы и самостоятельн
о. И, нако¬нец, на третьей стадии каждый член студенческого кол¬лектив
а не только принимает групповые нормы, но и ста¬новится выразителем об
щественного мнения. Влияние ука¬занной динамики проявилось отчетливо в
нашем опросе, когда 72% опрошенных преподавателей отмечали, что с их
точки зрения, роль кураторов на старших курсах ради¬кально меняется. В
этот период важна переориентация куратора на проблемы распределения в
ыпускников и ор-ганизации их самостоятельной научной и практической ра
боты.
Мы говорили об определяющей роли куратора в адап¬тации первокурсников
в вузе к новым формам учебы и быта. Но не менее значимым является уско
рение со¬циальной и профессиональной адаптации молодого спе¬циалиста в
производственном коллективе, ведь от этого будет зависеть и удовлетво
ренность трудом и производи¬тельность. С целью ускорения профессиональ
ной адапта¬ции полезно всемерно расширять и углублять исследова¬тельск
ую работу студента на кафедрах и в НСО, обучать этике работы в коллект
иве. Таким образом, задачу адап¬тации куратор должен решать дважды за
время работы с группой. Вначале он должен способствовать адаптации быв
ших школьников к учебе в вузе, а затем адаптации студентов к работе на
производстве. Именно эти ключевые задачи делают работу куратора уника
льной, определяя тот спектр психологических знаний и умений, которыми
нужно вооружить куратора.
Проблемы общения в семье
Ценности, к которым стремится человек, в значитель¬ной мере определяют
ся группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, гд
е он вырабатывал свои воззрения, и по нормам которой он в дальнейшем о
ценивает свою деятельность. Первой и наиболее значи¬мой такой группой
для человека является семья. Именно в семье при взаимодействии с родст
венниками ребенок впервые овладевает различными формами общения, и это


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

поводки кожаные для собак
Здесь вирусная реклама в интернете.чехол Sony Xperia S Lt26i Denim Blue.
Hosted by uCoz