СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Противоположная позиция заключается в том, что особенности психики цел
иком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. Как на
примеры, в этом случае нередко ссылаются на случаи, когда дети самых о
тсталых и примитивных племен, получив соответствую¬щее обучение, ничем
не отличаются от образованных европейцев, и, наоборот, на различные с
лучаи ранней социальной изоляции, приводящей к дефициту общения, в осо
бенности так называемые «маугли», которые убе¬дительно свидетельствуют
о непоправимом уроне, даже невозможности собственно человеческого раз
вития вне со¬циальной организации деятельности. С позиции этих предста
влений у каждого можно сформировать любые способности.
Чтобы разрешить эту дилемму или снять ее, т. е. выяс¬нить соотношение
влияния наследственности и среды, было проведено много исследований. О
дно из них за¬ключалось в изучении родословных выдающихся пред¬ставите
лей науки и искусства. Вот три характерных при¬мера. Установлено, что
прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина
— Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представит
елей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и
Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий
предок — Иоганн Кант, живший в XV в. В родословной Иоганна Себастьяна
Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями. Род
этот был на¬столько известен, что в то время городских музыкантов воо
бще называли «бахами».
Обсуждая подобные наблюдения, не следует упускать из виду, что в семье
с большим количеством музыкальных дарований родители не только переда
ют своим детям определенные гены, но и всемерно развивают их соответ¬с
твующим образом. Поэтому они не могут служить доказа¬тельством того, ч
то биологические предпосылки развития способностей человека обусловлив
ают и полностью пред¬определяют одаренность человека и возможности его
раз¬вития. Значимость такой позиции усиливается в связи с многочислен
ными попытками построить на подобных
355
наблюдениях модификации расистских концепций: от¬сталые народы учить
бесполезно, детей бедноты учить нецелесообразно и т. д. «Культурологич
еские» исследова¬ния познавательных процессов у народов с низким уров¬
нем культурного развития ограничиваются применением стандартных тестов
, не приспособленных к выявлению способностей в данной культуре, у пре
дставителей этих народов, и только при таком неграмотном использовании
тесты приводят к реакционным выводам о неполноценнос¬ти этих народов.
Например, при обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших
образования и живу¬щих в трудных условиях арктической пустыни, при пр
а¬вильной постановке тестирования, выявили, что показа¬тель их интелле
ктуального развития намного превышает показатели для некоторых групп о
бразованных и благо¬получных европейских детей [46].
Наиболее точные и однозначные результаты дает изу¬чение степени сходст
ва поведения, психических процессов и результатов специальных тестовых
испытаний у однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Как известно, одноя
йцевые близнецы имеют тождественный набор хромосом, в го время как раз
нояйцевые — только 50% общих на¬следственных признаков. Таким образом,
все различия между однояйцевыми близнецами должны объясняться влияние
м окружающей среды, тогда как у разнояйцевых многие различия могут быт
ь обусловлены и наследствен¬ностью. Выяснилось, что, хотя в некоторых
изученных случаях однояйцевые близнецы были разлучены при рож¬дении и
росли в разной среде, они оказались гораздо ближе друг другу по умстве
нному развитию, чем воспиты¬вающиеся вместе разнояйцевые близнецы [107
]. Роль наследственных факторов подтверждается также дан¬ными, получен
ными при исследовании приемных детей, ко¬торые были усыновлены при рож
дении. Когда они ста¬ли взрослыми, оказалось, что их умственные способ
ности (по результатам многих психологических тестов) сущест¬венно боль
ше соответствуют умственным способностям биологических, а не приемных
родителей [107]. Однако относительное сходство тестовых показателей де
тей и родителей было установлено не для всех пар однояйцевых близнецов
, и оно резко уменьшалось с возрастом.
В настоящее время, принимая во внимание всю со¬вокупность накопленных
данных, большинство исследова-
356
телей считает, что наследственность создает лишь пределы для развитие
способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпываемые,
а их реализацию опре¬деляют обучение и воспитание.
В работе А. Р. Лурия [173] ярко продемонстрировано изменение в выполне
нии творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем
обучении и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельн
ость была организована иначе. Особенное зна¬чение этим данным придает
то обстоятельство, что в сос¬тав каждой группы входило по одному ребен
ку из пары однояйцевых близнецов, что в явной форме показало значимост
ь различных способов обучения. Из пяти пар 5—6-летних однояйцевых близ
нецов создали две группы. Каждая группа занималась в течение трех неде
ль кон¬струированием моделей из мелких деревянных деталей. Первая копи
ровала демонстрировавшуюся им постройку, в которой были видны все вклю
ченные в нее детали, и по¬тому могла, подбирая похожие элементы, расст
авить и сориентировать их так, как они были даны в образце. Вторая гру
ппа получила те же конструкции, оклеенные бумагой. Конструировать в эт
ом случае значительно труд¬нее, так как ребенок не мог копировать, а д
олжен был сам догадываться, из каких элементов сделана постройка. Нако
пленный опыт мысленного манипулирования привел к ускорению развития ин
теллекта. Это преимущество выявилось не только в более быстром и успеш
ном ре¬шении контрольных задач на конструирование ана¬логичных моделей
, но и в выполнении других типов зрительных головоломок и задач на мыс
ленную про-странственную трансформацию, и сразу после экспери¬мента и
спустя полтора года дети из второй группы выполняли такие задания быст
рее и легче, чем из первой группы.
Другим примером прижизненного формирования спо¬собностей может служить
экспериментальное развитие звуковысотного слуха у детей и взрослых лю
дей [165]. Данная работа доказала правомерность представления о возмож
ности развития способностей в любом возрасте (на основе формирования н
овых связей в мозгу и орга¬низации функциональных органов) и соответст
венно опровергла обусловленность способностей только вро¬жденными анат
омо-физиологическими задатками.
357
Обращение к социальному эксперименту расширило представление о пласти
чности психики в таком возрасте, когда, согласно положениям традиционн
ой психологии, ее развитие полностью завершено. Многократно помещали з
апущенных и отстающих в развитии «трущобных» детей даже в подростковом
возрасте в благополучные семьи и, наблюдая за их развитием, установил
и, что интел¬лект этих подростков быстро повышался. Следовательно, он
не определяется полностью той средой, из которой были взяты дети, т. е
. менее детерминирован наслед¬ственностью и условиями раннего развития
, чем это предполагалось ранее.
Если природные анатомо-физиологические задатки со¬ставляют только осно
ву способностей, то насколько обуче¬ние способно их развить? Сами по с
ебе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека
в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе
воспитания, обучения и практики. Кроме того, задатки многозначны, т.
е. в зависимости от дея¬тельности могут развиваться несколько различны
е спо-собности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек ст
анет композитором, другой — дирижером, тре¬тий — исполнителем, а четве
ртый — музыкальным крити¬ком. Задатки развиваются, если человек будет
заниматься соответствующей деятельностью, а для таких занятий нужны оп
ределенные социальные условия.
Представления о способностях, выдвигаемые советскими исследователями,
сводятся в основном к тому, что эти психические свойства повышают и об
учаемость человека, и успешность некоторых видов деятельности. Они отл
ичаются от знаний и содержат в себе некоторую добавку к ним, состоящую
в способах их отбора, обработки и обобщения. Интересна позиция Л. Н.
Венгера [61], который рассматривает способности как ориентировочные де
йствия. Тогда способности выступают как условия успешного овладения де
ятельностью и успешно го выполнения ее в смысле решения новых задач. O
н предполагает, что за случаями выдающегося развитие тех или иных спос
обностей стоят либо особые формы ори¬ентировочных действий, имеющих др
угую структуру, чем при обычном развитии этих способностей, либо особо
высо¬кий уровень овладения теми формами, которые свойствен¬ны всем лю
дям, выполняющим данный вид деятельности.
358
О способностях человека чаще всего судят по его продуктивности, но про
дуктивность зависит не только от врожденных задатков, но и от ряда дру
гих факторов, прежде всего от развития соответствующей системы операци
й и умений, способов действия в некоторой кон¬кретной области. Уровень
же развития операций, умений и навыков зависит от воспитания и обучен
ия. Поэтому нередко мы сталкиваемся с тем, что люди, изначально более
даровитые, достигают меньших результатов и про¬дуктивность их мала, а
менее одаренные, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформиров
аны и необ¬ходимые личностные черты эмоционально-волевого ха¬рактера,
оказываются существенно более продуктивными.
Опыт психологических исследований привел ученых к убеждению, что кроме
новизны подхода и исчерпания всех условий задачи важным критерием инт
еллекта является скорость умственных процессов, скорость реше¬ния проб
лем. Успех или неудача при решении проблем связаны также с некоторыми
качествами личности. Осо¬бенно важны две психологические характеристик
и: со¬бранность и настойчивость. В качестве одного из свойств интеллек
та рассматривают и измеряют способности сопро¬тивляться навязанному ст
илю деятельности или подска¬занному способу решения задачи.
В современной психологии вопрос о способностях ста¬вится чаще всего в
связи с тестовыми измерениями интел¬лектуальных способностей. Первые п
опытки измерения ин¬теллекта возникли в связи с практической потребнос
тью выявления особо одаренных или отстающих в своем раз¬витии детей с
тем, чтобы и тем и другим создать при обучении условия, соответствующи
е их возможностям. Для этой цели были разработаны различные тесты ин-т
еллектуальных способностей. В последние десятилетия эти тесты непрерыв
но улучшаются и совершенствуются, однако и теперь интерпретация итогов
ого показателя ум¬ственных способностей как меры интеллекта оставляет
место для сомнений.
В настоящее время для исследования интеллекта раз¬работаны многочислен
ные стандартные психологические пробы. На основании исследований по эт
им тестам вы¬числяется коэффициент интеллектуальности (IQ). Он привлек
ателен тем, что указывает в цифрах уровень интеллектуального развития.
Однако поскольку IQ


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Магазин одежды для мальчиков читайте здесь.
Hosted by uCoz