СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Начнем с восприятия. Им опосредуется поступление информации из внешней
среды.
Восприятие — активный процесс, а не пассивное впитывание информации. К
ак и каждый высший психи¬ческий процесс, оно формируется в активном вз
аимо-действии со средой. Первоначально направляясь только внешними воз
действиями, деятельность человека посте¬пенно начинает регулироваться
образами. При интериоризации, с одной стороны, видоизменяется структур
а внеш¬них действий с объектом, уменьшаются и преобразуются двигательн
ые компоненты, а с другой — происходит фор¬мирование внутреннего образ
а объекта, с которым человек взаимодействует. При таком взаимодействии
свойства объекта (например, его форма, величина) анализируются посред
ством двигательного обследования (ощупывания, разглядывания), превраща
ясь в последовательные ряды характеристик, из которых вторично, во вну
треннем поле, реконструируется одномоментное отражение внешне¬го объек
та — образ.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека,
поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного обра
за на¬правляется его личными интересами, потребностями, мо¬тивами и ус
тановками, что и определяет уникальность и эмоциональную окраску образ
а. Формирующиеся в про¬цессе восприятия образы обладают качествами, ко
торые позволяют регулировать целесообразное поведение. Ос¬новные свойс
тва образа — константность, предметность, целостность, обобщенность —
свидетельствуют об опреде¬ленной независимости его от изменения услови
й восприя¬тия в конкретных пределах: константность — от измене¬ний физ
ических условий наблюдения, предметность — от разнообразия фона, на ко
тором воспринимается объект, целостность — от искажения и замены часте
й фигуры, обобщенность — от вариаций свойств объектов в границах данно
го класса. Можно сказать, что обобщенность — это константность внутри
класса, целостность — струк¬турная константность, а предметность — сем
антическая константность.
Здесь следует подчеркнуть важный момент. Мы можем полагаться на сформи
рованные у нас навыки и способы восприятия только в рамках тех условий
, в которых они вырабатывались, т. е. допустимо рассчитывать на адеква
тность, точность и надежность нашего восприятия только для привычной с
реды обитания.
513
За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и ил¬лю
зии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не
подстроится к новым условиям с по¬мощью обратной связи. Восприятие ра
звивается в опти-мальных условиях: когда взаимодействие со средой каче
ственно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются по
лноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков дл
я построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздр
ажителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выпол
нять свои функции и обеспе¬чивать правильную и надежную для нас ориент
ировку во внешней среде. Однако восприятие само по себе не может опред
елить целесообразного поведения, ибо целе¬сообразность предполагает из
бирательность (рис. 24, а).
Внимание осуществляет избирательность, позволяя человеку выделить из п
оля восприятия определенную часть, чтобы анализировать ее в данный мом
ент времени. При произвольном внимании селекция достигается на¬правлен
ным повышением чувствительности воспринимаю¬щей системы под воздействи
ем центральных механизмов, а при непроизвольном — определяется физичес
кими осо¬бенностями внешнего или внутреннего раздражителя, например ре
зким изменением его интенсивности. Позна¬вательная деятельность невозм
ожна без аналитической функции внимания: при переносе внимания с одног
о объекта на другой непрерывная внешняя среда дробится и расчленяется.
Последовательность объектов, на которые направляется внимание, опреде
ляет траекторию осмотра внешнего поля, варьируя ее, человек вычерпывае
т все новую информацию из того же поля. Так реализуется один из способ
ов направленного проникновения во внешнюю среду.
Внимание настраивает нас на активное восприятие не каких-то объектов в
ообще, а лишь тех, которые нам необходимы. Человек в целом функциониру
ет как одно¬канальная система — в каждый данный момент главным для нег
о становится только один сенсорный вход (напри¬мер, слуховой). Кроме т
ого, не все, что поступает на избранный вход, в равной мере значимо дл
я человека, так как избирательность осуществляется и по содержанию.
514

Рис. 24, а
Различные типы избирательности реализуются меха¬низмами предварительн
ого внутреннего возбуждения соот¬ветствующих зон памяти, определяя общ
ую ситуацию ожидания нужной информации. Поскольку кратковремен¬ная пам
ять имеет ограниченный объем и способна удер¬живать информацию о сравн
ительно малом числе раз¬личных объектов, постольку внимание обеспечива
ет по¬следовательный просмотр различных участков внешнего поля. Не тол
ько события во внешней среде могут при¬влекать внимание человека, оно
колеблется между внеш¬ними сигналами и внутренними, от физических проц
ессов в его теле и его внутренней психической жизни. Ко¬лебательный ха
рактер внимания представляет собой пе¬риодическое смещение акцента вос
приятия с одного сенсорного входа на другой, с одних внутренних входов
на другие. Он соотносится нами со сложной системой ритмов мозга — сис
темой периодических колебательных процессов повышения и понижения чувс
твительности различных анализаторов [86, 88]. Периодическое пони¬жение
чувствительности данного входа способствует переносу приоритета воспр
иятия на сигналы, поступающие на другой вход, и тем самым обеспечивает
ся переключаемость.
К внешним факторам, привлекающим непроизвольное внимание, относится пр
ежде всего новизна, интенсивность и другие физические характеристики с
игналов, а к внут¬ренним — их актуальность для данного человека и соот
-ветствие его потребностям и эмоциональному настрою. Такие свойства вн
имания, как устойчивость, концентра¬ция, распределяемость, переключаем
ость и предметность, могут рассматриваться как различные следствия его
фундаментального свойства — ограниченности объема. Развитие произволь
ного внимания — процесс социаль¬но детерминированный и проявляется в п
одчинении поведения речевой инструкции. В начале развития произ¬вольно
го внимания у ребенка — это только чужая ин¬струкция, а позднее — своя
. Речевой приказ создает особые условия восприятия объекта: во-первых,
выделя¬ет данный объект из среды, во-вторых, обеспечивает возможность
продлить состояние активации восприятия, не допустить угасания следов
объекта при выводе его из зрительного поля и, в-третьих, позволяет вы
звать образ объекта из памяти в отсутствие внешнего воздействия.
516


Рис 24, б
Таким образом, внимание — это средство анализа внешней и внутренней ср
еды. Анализ основан на по¬следовательном выделении элементов среды с п
омощью дополнительного внешнего или внутреннего усиления сигналов от в
ыделяемого объекта с помощью движения, изменения интенсивности или лич
ной значимости. Вни¬мание, направляемое на объект, создает благоприятн
ые условия для его запоминания (рис. 24, б).
517
Фундаментом всякого обучения и совершенствования является память. Пам
ять — это целая система процессов и состояний, объединенных задачей ор
ганизации инфор¬мации для ее сохранения на некоторый срок. В памяти ин
формация не только хранится, но и непрерывно пре¬образуется, упорядочи
вается и обобщается, поэтому, об¬ращаясь к своей памяти, трудно рассчи
тывать найти в ней нечто в таком же точно состоянии, в каком оно было
в момент запоминания. Кроме того, знания, пере¬рабатываемые в нашей па
мяти, активны, т. е. обобщаясь по многим основаниям, они приводят к из
менению уста¬новок и мотивов и тем перестраивают все поведение человек
а.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

раковины для кухни, сборка. | 1с купить программу | антирадар Радар valentine one.
Hosted by uCoz