СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

В случае комплементарного схизмогенеза вопрос не настолько ясен. Уравн
ения Ричардсона для "подчинения", очевидно, определяют феномен, нескол
ько отличающийся от прогрессирующих комплементарных отношений, а форма
его уравнений описывает действие фактора "подчинения", который снижае
т воинственные усилия и в конечном счете изменяет их знак. Однако для
описания комплементарного схизмогенеза требуется форма уравнений, дающ
ая резкое и разрывное изменение знака. Такая форма уравнений возникает
в предположении, что действия А в комплементарных отношениях пропорци
ональны стимулирующему члену типа (А-В). Такая форма также имеет то пр
еимущество, что автоматически определяет действия одного из участников
как негативные, и это дает некоторый математический аналог очевидной
психологической соотнесенности доминирования с подчинением, демонстрац
ии с рассматриванием, оберегания с зависимостью, и т.д.

Нужно отметить, что сама эта формулировка - негатив формулировки для с
оперничества, и стимулирующий член противоположен. Наблюдалось, что си
мметричные последовательности действий создают тенденцию к резкому уме
ньшению напряжения чрезмерно комплементарных отношений между лицами и
группами (Bateson, 1936, р.173). Возникает искушение приписать этот эф
фект некоторой гипотезе, согласно которой два типа схизмогенеза в изве
стной степени психологически несовместимы.

(5) Интересно отметить, что все тональности (modes), ассоциирующиеся с
эрогенными зонами (Homburger, 1937), хотя и не поддаются точному коли
чественному выражению, определяют тематические линии комплементарных о
тношений [2].

2 Эта статья, одна из наиболее значительных в литературе, ищет способы
формулирования психоаналитических гипотез в более строгих терминах. О
на имеет дело со свойственными различным эрогенным зонам "тональностям
и" (вторжением, присоединением, удерживанием и т.п.) и показывает, как
эти тональности могут перемещаться от одной зоны к другой. Это привод
ит автора к карте возможных перестановок и комбинаций подобных перемещ
ений тональностей. Эта карта предоставляет точные средства описания хо
да развития многочисленных различных типов структуры характера (наприм
ер, встречающихся в различных культурах).

(6) Отмеченная связь с эрогенными зонами указывает, что нам, возможно,
не следует думать о простых восходящих экспоненциальных кривых интенс
ивности, ограничиваемых только факторами, аналогичными усталости, как
это предполагают уравнения Ричардсона. Нам следует скорее ожидать, что
наши кривые ограничиваются феноменом, сравнимым с оргазмом: за достиж
ением определенной степени телесной либо нейронной вовлеченности (или
интенсивности) может следовать освобождение от схизмогенного напряжени
я. Все, что мы знаем о поведении человеческих существ в многочисленных
видах простых состязаний, указывает на то, что сознательное или бессо
знательное желание подобного освобождения - важнейший фактор, вовлекаю
щий участников и не позволяющий им просто уклониться от состязания, в
котором в противном случае они не нашли бы "здравого смысла". Если и с
уществует какая-то базовая характеристика, делающая человека склонным
к борьбе, то это надежда на освобождение от напряжения посредством тот
альной вовлеченности. В случае войны этот фактор, несомненно, весьма с
илен. (Подлинная правда, состоящая в том, что в современных военных де
йствиях только очень немногие участники достигают этого кульминационно
го освобождения, вряд ли способна выстоять против коварного мифа "тота
льной" войны.)

(7) В 1936 году я предположил, что феномен "влюбленности" можно сравни
ть со схизмогенезом с измененным знаком, вплоть до того, что, "если бы
течение подлинной любви могло быть гладким, она следовала бы экспонен
циальной кривой" (Bateson, 1936, р. 197). Затем Ричардсон независимо п
ришел к тому же в более формальных терминах (Richardson, 1939). Выше (
пункт 6) ясно показано, что "экспоненциальные кривые" должны уступить
место некоторому виду кривых, которые не будут неограниченно возрастат
ь, но будут достигать точки кульминации и затем спадать. Однако во все
м остальном очевидная связь этих интерактивных феноменов с кульминацие
й и оргазмом весьма усиливает основания для рассмотрения схизмогенеза
и тех кумулятивных (накапливающихся) последовательностей взаимодействи
й, которые ведут к любви, как близких психологических эквивалентов. (О
братите внимание на любопытное смешение сражения и занятия любовью, си
мволическую идентификацию оргазма со смертью, постоянное использование
млекопитающими органов нападения как декоративных элементов сексуальн
ой привлекательности.)

(8) На Бали схизмогенные последовательности обнаружены не были. Этот ф
акт настолько важен и так сильно противоречит многочисленным теориям с
оциального противостояния (а также марксистскому детерминизму), что ра
ди его верификации я должен схематически описать здесь процесс формиро
вания и результирующую структуру балийского характера, исключительные
случаи, в которых можно различить некоторый вид кумулятивного взаимоде
йствия, а также методы обращения со ссорами и дифференциацией статуса.
Я не смогу воспроизвести детальный анализ различных положений и подкр
епляющих данных, но дам ссылки на публикации, где эти данные можно поч
ерпнуть.)

a) Самые важные исключения из вышеприведенного обобщения встречаются в
отношениях между взрослыми (главным образом родителями) и детьми. Тип
ично следующее: мать начинает небольшой флирт с ребенком, тянет его за
пенис или как-то еще стимулирует его к межличностной активности. Это
возбуждает ребенка, и возникает короткое кумулятивное взаимодействие.
Как только ребенок, приблизившись к некоторой небольшой кульминации, б
росается к матери на шею, ее внимание переключается. В этот момент реб
енок, как правило, начинает альтернативное кумулятивное взаимодействие
, выстраивающееся в направлении вспышки ярости. Мать либо играет роль
наблюдателя, наслаждаясь вспышкой ярости ребенка, либо, если ребенок д
ействительно нападает на нее, отметает его атаку, не выказывая со свое
й стороны знаков раздражения. Эти последовательности можно рассматрива
ть либо как выражение неприязни матери к такому виду личной вовлеченно
сти, либо как контекст, в котором ребенок приобретает глубокое недовер
ие к подобной вовлеченности. Таким образом сущностно человеческая тенд
енция к кумулятивным личным взаимодействиям сводится на нет. Возможно,
что по мере того, как балийский ребенок более полно приспосабливается
к жизни, взамен кульминации предлагается некоторый вид длительного пл
ато интенсивности. В настоящий момент это нельзя ясно документировать
для сексуальных отношений, но есть указания, что последовательности ти
па плато характерны для транса и для ссор (см. ниже пункт d).
b) Эффект подобных последовательностей - уменьшение тенденции ребенка
к соревновательному и состязательному поведению. Например, мать начина
ет дразнить ребенка, начав кормить грудью ребенка другой женщины, и за
тем наслаждается усилиями своего собственного ребенка оттолкнуть захва
тчика от груди.
c) Музыка, драма и другие художественные формы на Бали в целом характе
ризуются отсутствием кульминации. Движение музыки вытекает из логики е
е формальной структуры, а модификации интенсивности детерминируются дл
ительностью и развитием разработки этих формальных соотношений. Она не
имеет возрастающей интенсивности и кульминирующей структуры, характер
ной для современной западной музыки, а представляет собой скорее форма
льную профессию (McPhee, 1947).
d) Балийская культура содержит определенные приемы обращения со ссорам
и. Два поссорившихся человека официально приходят в контору местного п
редставителя раджи и там регистрируют свою ссору, соглашаясь, что тот,
кто заговорит с другим, заплатит штраф или сделает приношение богам.
Позднее, если ссора прекращается, этот контракт может быть официально
аннулирован. Аналогичными приемами избегания (pwik) пользуются при ссо
рах даже маленькие дети. Здесь существенно то, что эта процедура не пы
тается повлиять на участников в смысле отдаления от вражды и приближен
ия к дружбе. Скорее, она является формальным признанием состояния их в
заимоотношений и, возможно, своего рода стабилизацией отношений в тако
м состоянии. Если эта интерпретация верна, то такой метод обращения со
ссорами будет соответствовать замене кульминации на плато.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

задвижки | Купить отливы для окон в Перми
Любите записывать диски и образы? Тогда вам нужен Alcohol 120 скачать бесплатно который можно без просмотра рекламы.
Hosted by uCoz