СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

нимает во внимание только один признак предмета, затем переносит внима
ние, на другой, забывая о первом. Со временем, по мере автоматизации м
ыслительных операций, их укрупнения и овладения операциями с блоками,
он осуществляет этот перенос все быстрее, и тогда возни¬кает возможнос
ть объединить признаки, связать их. Имен¬но высокая скорость переноса
и малое число обобщен¬ных элементов, позволяя удерживать их как бы одн
о¬временно, способствуют уяснению и пониманию существа их отношений. Р
асширение поля восприятия в значитель¬ной мере обеспечивается соответс
твующей скоростью связи признаков. Процесс прогрессирующей инерционно¬
сти нарушает эти связи и тем самым замедляет операцию синтеза в мышлен
ии.
Как уже отмечалось, развитие мыслительных опера¬ций в норме идет поэта
пно, образуя иерархическую систему. Сначала мышление осуществляется ка
к деятель¬ность с реальными предметами, которые фигурируют как знаки —
так организуются структуры внешних конкрет¬ных операций. Понятно, что
это процесс медленный, по¬скольку он опосредован инерционными внешним
и опера¬циями. Затем формируются системы действий в уме с представлени
ями и образами, но с опорой на непосред¬ственное восприятие. В этом сл
учае мышление протекает быстрее, чем при опоре на реальные действия с
пред-метами. И только затем возникают логические операции, не связанны
е непосредственно с внешними опорами, и поэтому они реализуются еще бы
стрее. Деятельность осу¬ществляется уже полностью во внутреннем плане
с от¬сутствующими объектами и опирается на знаковые, язы¬ковые средств
а. Использование в качестве блоков авто¬матизированных операций, целос
тных цепочек умозаклю¬чений, знаменует следующий этап — дальнейшее уск
оре¬ние мышления. Высокая скорость базируется здесь на восприятии боль
шой и малой посылок не изолированно, а симультанно, в единстве. В прот
ивном случае правиль¬ный вывод принципиально невозможен.
Значение подобной иерархии в функционировании мышления выявляется с ос
обой отчетливостью, когда она претерпевает обратное развитие в связи с
заболеванием. Здесь очень наглядно видна значимость скорости процес¬с
ов в динамике организации мыслительного акта. Как результат все нараст
ающей инерционности сужается
166
поле оперативного восприятия. Анализируя окружающую среду узким окном
и не одновременно, а последователь¬но, эти больные сохраняют способнос
ть справляться с за¬дачами, но поневоле производят этот анализ медленн
ее, обнаруживая недостаточную интеллектуальную и эмоцио¬нальную гибкос
ть. Такие качества, как педантичность, аккуратность и настойчивость, р
азвиваются у них как способ компенсировать тугоподвижность мыслительны
х процессов, поскольку только при помощи тщательного, последовательног
о выполнения всех элементов стоящего перед ними задания они могут обду
мать и правильно выполнить задание. Сугубо последовательный, замедлен¬
ный анализ среды порождает в мышлении конкретность, стремление к детал
изации, возврат к эгоцентриче¬ским тенденциям, что ведет к трудностям
отделения глав¬ного от второстепенного, гипертрофированной обстоятель¬
ности, неспособности к коротким формулировкам и быстро¬му переключению
[109].
Формирование любого навыка и мыслительного в том числе освобождает чел
овека от активного контроля за исполнением всех составляющих действия
и тем самым дает возможность перенесения внимания и ориентировки в бол
ее широкое поле деятельности. Вследствие нараста¬ния инерционности мыс
лительных процессов эти опера¬ции не только не становятся свернутыми и
автомати¬зированными по мере обучения, как это происходит у здоровых,
а, наоборот, разукрупняются ранее свернутые, поэтому больной не тольк
о работает с каждой опера¬цией отдельно, но вынужден и контролировать
их порознь. Все это создает впечатление, что он как бы застревает на м
елочах, мотив и цель деятельности все более смещается из широкой сферы
на выполнение узкой.
Вместе со смещением мотива деятельности соответ¬ственно смещается и ее
смысл. Последовательное выпол¬нение отдельных элементов задания всегд
а требует от¬влечения хотя бы на время от конечной цели всей деятель¬н
ости. Чем труднее для человека выполнение данного элемента, тем больше
отвлечение от конечной цели, пока, наконец, она совсем не упускается
из виду, и тогда само выполнение промежуточного действия становится са
мо¬целью. Поэтому говорят о сужении в ходе болезни поля ориентировки у
больных. Вследствие малой скорости про¬цессов это нарушение не позвол
яет им сразу охватить
167
все существенные элементы ситуации — они вынуждены переходить от одном
оментного восприятия к замедленно¬му, последовательному, а затем как б
ы возвращаться к началу для синтеза всего воспринимаемого.
Происходит деавтоматизация, «засоряющая» сознание больного переключени
ем его внимания на выполнение того, что в норме является неосознанной
вспомогатель¬ной операцией. Так каждая подробность, каждая опера¬ция м
ожет стать сама по себе сознательной целью, а затем и сознательным мот
ивом деятельности больного. Описанное превращение некогда вспомогатель
ных дейст¬вий в самостоятельные неизбежно меняет смысловое отно¬шение
к миру. То, что для здорового является пустяком, а иногда и вовсе неза
метной деталью, для подобного боль¬ного имеет эмоционально насыщенный
смысл.
Нарушение динамики мышления проявляется в том, что этим больным трудно
менять способ решения задачи, изменять ход своих суждений, переключат
ься с одного вида деятельности на другой. При классификации они оказыв
аются не в состоянии переключаться с одного выделенного ими признака н
а другой. Из стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении
все мно¬гообразие фактических отношений возникает своеобраз¬ное резоне
рство, проявляющееся в обстоятельности, из¬лишней детализации, которая
и обозначается как «вяз¬кость мышления», сопровождающаяся бедностью а
ссоциа¬ций и их излишней конкретностью.
Чтобы довести действия до желаемого результата, несмотря на прогрессир
ующее дробление мыслительных операций, из-за чего ведущая к цели цепь
действий становится все длиннее, необходимо все время укреплять мотива
цию. Она должна быть столь сильной, чтобы обеспечить поддержание усили
й на весь период поэтап¬ного приближения к цели. Тем самым определяетс
я осо¬бая сила чувств этих больных, а повышенная эмоцио¬нальность спос
обствует насыщению любой операции не¬адекватно глубоким смыслом [209].
Поскольку каждый элемент мыслительного процесса в этом случае оказыва
ет¬ся субъективно очень важным, то малейшее изменение стиля действия и
ли переключение на другие обстоятель¬ства при принятии решения даются
с большим трудом. Установки носят инертный характер. Все это обедняет
мышление, обращая его к избыточной конкретизации в
168
операциях классификации и ситуативным решениям в ущерб обобщенным, абс
трактным оценкам.
Резюмируя отдаленные последствия замедления мы¬слительных операций, мо
жно сказать, что они приводят к специфической нечувствительности к про
тиворечиям, пе¬реходу от индукции к трансдукции — движению мысли от ча
стного к частному, сужению оперативного поля восприя¬тия, понижению ин
теллектуальной гибкости, повышению педантичности, последовательному во
сприятию и избыточ¬ной конкретности мышления с затруднениями в отделе-
нии главного от второстепенного.
Противоположное положение по скорости мыслитель¬ных операций занимают
случаи, когда она повышена по сравнению с нормой. Такое состояние може
т возникнуть у здоровых людей при сильном возбуждении, у больных — в м
аниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза, а также при некото
рых неврозах. Преобразование ди¬намики мышления в связи с повышением с
корости опе¬рирования не гарантирует увеличения его продуктивности. Ус
корение нередко приводит к характерной для этих больных поверхностност
и суждений, поскольку, оперируя слишком быстро, они не успевают учитыв
ать всю со¬вокупность фактов и пропускают промежуточные звенья в рассу
ждениях, что и ведет к ложным выводам [109].
Повышение скорости мышления может приводить не только к его поверхност
ности, но и к отвлекаемости: каждое новое впечатление, сказанное кем-т
о слово, лю¬бой случайный раздражитель — все направляет мысли в новое
русло. И эти мысли так быстро сменяют друг друга, что человек не может
фиксировать их в сознании, поэтому не закончив одну мысль, он уже пер
е¬ходит к другой [32]. Иными словами, мысли не успе¬вают выстраиваться
в логические последовательности, и человек теряет управление ими. Одн
ако недостатки, свя-занные с поверхностностью суждений и отвлекаемость
ю, не всегда сопутствуют повышению скорости операций. Иногда в подобны
х состояниях люди могут обнаружи¬вать большую сообразительность и пора
жать тонкостью и точностью аргументации.
Важность удачной организации информации в памя¬ти и ее динамики интуит
ивно понятна — от организации и компоновки информации в памяти зависит
возмож¬ность нахождения решения задачи. При перегруппировке
169
материала мы как бы меняем веса тех или иных воз¬можных решений, оцени
ваем их вероятность и правдо¬подобность, соотносим их с целью, что и п
риводит в конце концов к решению. Следствия нарушения этого процесса о
собенно хорошо заметны в мышлении больных шизофренией, одна из сторон
заболевания которых как раз и проявляется в нарушении процесса накопле
ния инфор¬мации в памяти и формирования статистик.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

купить сотовый поликарбонат харьков, низкая цена.
Недвижимость в Болгарии у моря по материалам homeforyou.bg.Надоело искать Файн Ридер? Не беда, заходи на abbyfinereader.org, здесь ты сможешь FineReader скачать бесплатно.
Hosted by uCoz