СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

устает от такого положения и провозглашает себя жерт¬вой, что, в свою
очередь, постоянно раздражает и утомля¬ет мужа. Другим примером может
служить материнская жертвенность. Если мать всю себя посвящает здоров
ому ребенку, это может привести к неблагоприятным послед¬ствиям для об
оих. В тот момент, когда ее ребенок, как и все взрослые люди, пойдет в
жизнь своим путем, она будет страдать, убежденная, что напрасно пожер
твовала ему жизнью. Если же ей удастся привязать ребенка к себе навсег
да и он не пойдет своей дорогой, то этим она испор¬тит жизнь ему — тог
да ребенок приносит свою жизнь в жертву матери. Демонстративная и мног
олетняя жерт¬венность обычно не бескорыстна. Она утомляет непре¬рывным
ожиданием воздаяния. Даже если упреки не произносятся вслух, они все
равно чувствуются, вызывая недовольство обеих сторон. Семейная жизнь н
е может строиться на жертвенности, она предполагает умение ода¬ривать,
не ожидая вознаграждения.
Возникающие рассогласования реальности с идеалом связаны и с традицион
ными взглядами мужчин на распре¬деление домашней работы. Они привыкли,
что основное бремя домашних забот ложится на женщину. Такая по-зиция
способствует хронической перегрузке работающей жены. По данным Л. А. Г
ордона и Э. В. Клопова [85], при почти равной по времени загруженности
мужчин и женщин в общественном производстве (соответствен¬но—40,1 и 3
4,4%) женщины загружены домашним тру¬дом в два с лишним раза больше, ч
ем мужчины (соответ¬ственно — 27,2 и 11,4%). Указанная перегрузка женщ
ины, ограничивая ее время для полноценного отдыха, вос¬питания детей и
профессионального роста, является при¬чиной физического и нервного пе
реутомления, что, в свою очередь, ухудшает психологический климат в се
мье и соз¬дает почву для конфликтов. Традиционные взгляды на роль мужч
ины в семье как на кормильца породили стойкий стереотип, в соответстви
и с которым женских обязан¬ностей в семье несоизмеримо больше, чем муж
ских. Со-вершенно естественно, что женщины болезненно относят¬ся к под
обной ситуации, особенно тяжело они восприни¬мают резкий переход от по
лного равенства в загрузке с юношами в молодости (в период учебы) к по
вышенной загруженности в зрелом возрасте, когда совмещаются обязанност
и в семье и на работе.
436
Как одну из причин семейного конфликта следует упо¬мянуть ревность; хо
тя ее считают пережитком и порицают, она тем не менее может сильно отр
авить жизнь. Ревность обнаруживает тесную связь с чувством неполноцен¬
ности — физической, интеллектуальной или социальной. Никто не ревнует
к человеку, которого он считает по всем статьям ниже себя. Поэтому люд
и с высокой самооценкой реже страдают от ревности: ведь ревность — это
прежде всего страх сравнения. Отсюда и генеральная стратегия — повыси
ть уверенность в себе у страдающего от ревности:

Рис. 21. Ревность.
(Из кн. Бидструп X. Рисунки. Т. 3. М., 1970 )
«Ты самый, самый, самый... Ты самый умный, самый кра¬сивый, самый добр
ый, самый надежный и т. д.». Интересно, что ревность у мужчин и женщин
направлена по-разному.
437
Мужчина ревнует свою жену ко всему, что отвлекает вни¬мание жены от н
его самого: к ее работе, к собственным детям, внукам и к другим мужчин
ам в том числе. В отли¬чие от этого, ревность жены направлена, как пра
вило, к другой женщине и не затрагивает других интересов му¬жа, более
того, жены часто гордятся погруженностью мужей в любимую работу. Непон
имание различия в ориен¬тации ревности у мужчин и женщин может создать
пред¬посылку для конфликта в семье, даже если реальных со¬перников не
т (рис. 21). Стремление контролировать мужа или жену чаще всего свидет
ельствует о глубокой неуве-ренности в прочности взаимоотношений.
Ранние браки влекут за собой ряд трудностей для мо¬лодой семьи и их ро
дителей, разрешение которых может обострять отношения в семье. Женитьб
а часто создает для молодого человека иллюзию роста его самостоятель¬н
ости, тогда как на самом деле нередко усиливает его психологическую и
экономическую зависимость от родите¬лей, а зависимость никогда не улуч
шает отношений. Объ¬ективные трудности молодоженов связаны с тем, что
мо¬лодые люди в 18—20 лет еще не только не имеют собствен¬ного имущест
ва и отдельного жилья, но и, как правило, не завершили образования, т.
е. не имеют специальности и стабильных доходов. К этому времени урове
нь жизни родительской семьи может быть высоким, но молодые не отдают с
ебе отчет в том, что он поднимался десятилетиями упорного труда родите
лей и достичь его собственными усилиями быстро сами они не смогут. Нер
едко именно этот уровень определяет завышенные притязания молодоже¬нов
, которые, в свою очередь, могут привести к разочаро¬ванию или конфлик
там. Если учесть, что у большинства девушек представление об экономном
ведении домашнего хозяйства очень смутное, а у молодых людей его вооб
ще нет, в то время как привычки к обеспеченной жизни в роди¬тельской с
емье глубоко укоренились, то легко понять, по¬чему при материальных за
труднениях ухудшаются отно¬шения супругов и могут развиваться конфликт
ы.
Нередко материальные затруднения молодой семьи прежде всего ложатся на
плечи родителей, которые вносят существенный вклад в бюджет молодых.
Но материальная помощь со стороны родителей таит в себе определенную о
пасность — привыкание молодой семьи к тому, что дота¬ция является непр
еменной и существенной частью бюджета.
438
Тогда возникает психологическая ситуация, при кото¬рой малейшая попытк
а родителей ограничить помощь вызывает раздражение и обиду. Особенно о
бостряются отношения, если ограничение связано не с тем, что ресурсы и
ссякли, а с воспитательными соображениями, т. е. эконо¬мическим давлен
ием ради навязывания детям своих вку¬сов и взглядов на жизнь. При самы
х дружественных отношениях материальная помощь, как считают родители,
дает им право в какой-то степени вмешиваться в жизнь молодой пары, дав
ать советы и указания, а это рано или поздно вызывает конфликты. Благо
деяния родителей, ока¬зываемые явно «сверху вниз», вызывают раздражени
е, особенно если о них потом напоминают. Исследование Н. Г. Юркевич [3
14] показывает, что треть разводов происходит из-за вмешательства роди
телей и других род-ственников и в первый год брака разрывы по этой при
чине особенно часты.
Давление со стороны родителей иногда объясняется тем, что зрелых людей
раздражает иной стиль жизни и даже внешний облик молодежи, которая пр
идерживается иной, нежели во времена их молодости, моды. Возрастная ре
гидность приводит к тому, что все новое кажется роди¬телям мало привле
кательным и даже вызывает неприятные эстетические ощущения. Однако наи
более мудрые из стар¬ших успешно преодолевают возрастную деформацию и
оставляют за молодежью право жить и выглядеть так, как тем нравится, н
е вступая в споры по этому поводу.
Трудности общения между родителями и детьми не могут быть поняты без у
чета того факта, что в последние десятилетия повысился возраст, до кот
орого дети живут в родительской семье. Несколько поколений назад боль¬
шинство детей покидало родительский кров и начинало самостоятельную жи
знь в 16—18 лет. Теперь многие в этом возрасте связаны экономическими
и жилищными условия¬ми с родителями и живут с ними до 30 и более лет.
Жизнь с родителями освобождает их от множества хлопот, и ког¬да эти из
балованные дети вступают в брак, требующий для своей стабилизации затр
аты значительных усилий, они не могут их выдержать. В молодой семье бы
стро сказы¬вается неумение одного из супругов преодолевать труд¬ности,
уважать потребности и привычки другого, улуч¬шать свой характер и пон
имать, что залог семейного
439
счастья не столько в перевоспитании партнера, сколько в самовоспитани
и.
В связи с ранними браками изменяется характер взаимоотношений в семье,
где возраст родителей моло¬доженов едва перевалил за 40 лет. Это возр
аст, когда ро¬дители еще находятся на вершине своих трудовых дости¬жен
ий, имеют высокие заработки, и уход с работы бабушки в связи с рождени
ем внука невыгоден для семьи. Кроме того, люди в 40 лет стремятся макс
имально реализовать свои профессиональные планы. Эта напряженная ситуа
ция у родителей молодоженов отягощается семейными обя¬занностями по ух
оду за стареющими родителями — бабушкой и дедушкой молодоженов. Все эт
о делает поло¬жение молодой бабушки очень трудным, не позволяя ей удел
ять воспитанию и уходу за внуками столько времени, сколько хотелось бы
ее детям, что может породить кон¬фликты между этими семьями в связи с
тем, что обязан-ности, которые прежде делили между собой мать и ба¬бу
шка, легли теперь в основном на плечи одной молодой матери, усиливая е
е перегрузку. Кроме этих обстоятельств конфликты могут возникать и всл
едствие педагогической и психологической неграмотности большинства мол
одых родителей. Неумение воспитывать детей, отсутствие вкуса к этой де
ятельности приводят не только к переутомлению и ссорам; но и к утрате
родительских радостей.
Когда конкретная семья как малая группа по мере укрепления в процессе
выработки общих установок и при¬нятия единых целей превращается в колл
ектив, это поло¬жительно проявляется во многих ситуациях. В этом слу¬ч
ае любая реальная угроза единству и благополучию ее членов повышает се
мейную солидарность и уменьшает проницаемость семьи для травмирующих в
нешних воз¬действий. Тогда возникший конфликт с большей вероят¬ностью
разрешается конструктивно, а напряжение эффек¬тивно снижается вовлечен
ием членов семьи в значимую совместную деятельность. Несмотря на остру
ю борьбу мнений в такой семье, в ней всегда существует реальная возмож
ность достигнуть взаимопонимания, поскольку фундамент мировоззрения со
ставляют общие установки и цели супругов. Вместе с тем единство семьи,
ее спло¬ченность на основе общих ценностей не предполагают полного со
впадения оценок и позиций семьи во всех от¬ношениях, т. е. нивелировку
личностей. Их сближение


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

занять очередь
Hosted by uCoz