СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Большинство описаний интуитивных решений, подчер¬кивающих их чувственн
ую представленность, неосознан¬ность и целостность, косвенно наталкива
ют на предполо¬жение, что направление скачка связано с переходом обра¬
ботки информации из левого полушария в правое. Более дифференцированно
подходят к этому явлению А. С. Кар¬мин и Е. П. Хайкин [120]. Они подр
азделяют интуицию на две формы: концептуальную и эйдетическую.
315
Концептуальная формирует новые понятия на основе имев¬шихся ранее нагл
ядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на основе
имевшихся ранее по¬нятий. Такая точка зрения допускает понимание скачк
а, лежащего в основе интуиции, не только как односторон¬него перехода
при обработке информации из левого к пра¬вому полушарию, но и как пере
хода из правого полуша¬рия в левое.
Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходо
в процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы п
олициклический характер. При этом на каждом цикле вводится новая инфор
мация и используются новые методы ее анализа и тем самым продвигается
решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа реше
ния и типа задачи. (Такая позиция подкрепляется, в частности, ис-следо
ваниями, проводимыми с помощью электронного то¬мографа. Они позволили
в эксперименте проследить пе¬рераспределение активности между полушари
ями без вы¬ключения одного из них, в зависимости от характера ре-шаемо
й задачи.)
Одна и та же задача часто может решаться различны¬ми методами. Если ги
потеза о способе решения форми¬руется в правом полушарии, то она обобщ
еннее и синте¬зируется быстрее за счет присущей правому полушарию цело
стности представления и возможности совершения внутриполушарного скачк
а к цели. Направление такого скачка может определяться одномоментным у
смотрением соотношения исходной позиции и желаемого конечного результа
та. Выигрыш в скорости выдвижения правосто¬ронних гипотез и их обобщен
ности оплачивается пони¬женной надежностью из-за перескакивания через
зону отсутствующих данных. В процессе решения такие про¬белы информаци
и могут преодолеваться человеком за счет перекодирования незрительной
информации в целостные зрительные образы, которые адекватно заменяют т
руднообозримые и отсутствующие звенья формально-логических отношений.
Благодаря этому интуитивные ходы мысли, в отличие от дискурсивного лог
ического рассуждения, могут совершать скачки через информационные проб
елы.
Если гипотеза формируется в левом полушарии, то переход между исходной
позицией и результатом идет через последовательность мелких скачков,
правомерность
316
каждого из которых проверяется рекурсивно-логическим путем. Этот спосо
б решения более надежен, так как про¬верка гипотезы производится после
каждого небольшого скачка. Но такой путь — существенно более медленны
й, так как нет зрительного соотнесения промежуточного результата с кон
ечной целью, что ведет за собой увели¬чение числа возвратов на предшес
твующие позиции после неудачных шагов.
Известно, что в долговременной памяти человека име¬ются два разных хра
нилища: в правом полушарии сохра¬няются образные представления, в лево
м — символьные описания. Необходимость использовать в одной и той же з
адаче как первый, так и второй тип описания объекта не¬избежно ведет к
переносу доминирования из одного полу¬шария в другое. Если первичные
образы — целостные представления различных типов, сформированные правы
м полушарием,— уже переработаны левым полушарием в признаки, понятия и
слова, то целесообразно ли даль¬нейшее сохранение первичных образов?
Именно анализ целей деятельности позволяет выяснить, при каких усло¬ви
ях переживаемые события запоминаются во всей своей образной полноте —
вместе с контекстом, а при каких человек выделяет и запоминает лишь не
которые их су¬щественные признаки. С одной стороны, сохранение только
развернутых первичных образных зрительных впечатлений как бы загроможд
ает память и делает более долгим и сложным поиск информации при решени
и задач. С дру¬гой стороны, запоминание только преобразованной и сжа¬т
ой информации связано с риском не сохранить именно ту ее часть, котора
я впоследствии может понадобиться. Этими двумя противоречивыми фактора
ми — необходи¬мостью полной информации и ценой ее сохранения и пре-обр
азования определяются способы использования про¬шлого опыта. Вероятно,
полезно хранить и достаточно полную запись исходной информации, и ряд
преобразо¬ванных и сжатых вариантов, при этом сжатие может быть неодн
означным и проведено по нескольким прави¬лам, основаниям.
Обычно процесс преобразования информации при ре¬шении задачи рассматри
вается только как переход от чув¬ственного правостороннего к словесно-
логическому лево¬стороннему восприятию. Нам представляется, что это ли
шь часть процесса представления информации в зрительной
317
и символьной форме, первый его виток. После этого сим¬волы, сформирова
нные в левом полушарии, могут быть вторично зрительно представлены в п
равом и получить чувственную окраску и эмоциональную значимость. Но¬вы
й вторично-чувственный образ, сформированный в пра¬вом полушарии, може
т вновь пройти символьную обработ¬ку и получить другое название в лево
м и т. д. Нам очень близка позиция В. В. Налимова [195, 196]; добавивш
его к существующим уровням — образному (дологическому) и логическому —
еще один, третий уровень иерархии мыш¬ления, который надстраивается н
ад логическим и пред-ставляет собой свойства интуиции и творчества. То
ль¬ко, по нашему мнению, на этом процесс не прекращается, и дальнейшее
можно представить себе как последова¬тельную смену доминирования полу
шарий. Если символь¬ные признаки левого полушария развиваются на основ
е досимвольных правосторонних представлений, то элемен¬ты высшего обоб
щения символьных интеллектуальных операций в их единстве с эмоциональн
ым личностным переживанием, такие, как выявление смысла ситуации или к
ритика, по последним научным данным, в большей мере связаны с правосто
ронней локализацией. Эти выс¬шие правосторонние функции как бы надстра
иваются над символьными признаками слева, и спираль развития при¬знако
в формируется в полушариях последовательно полициклически: справа — сл
ева — справа —...
Пути развития интуиции
Если решение какой-либо-задачи приходит к человеку интуитивно — неожид
анно, спонтанно — и он не может осознать, как оно получено, то это выз
ывает у него удив¬ление, представляется ему совершенно непостижимым и
непонятным, независимо от того, предшествовали ли этому мучительные и
продолжительные поиски или реше¬ние далось сразу и без труда. Ощущение
непостижимости результата рождает у многих убежденность в невозмож¬но
сти осознанно научиться интуитивным способам реше¬ния. Между тем для к
аждого человека было бы полезно владеть этими способами познания, так
как они необходи¬мы во многих профессиях и просто в жизненных ситуа¬ци
ях.
Например, от судьи закон требует знания не только «буквы» закона, но и
его «духа». Судья должен выносить
318
приговор согласно «внутреннему убеждению», а не только в соответствии
с заранее определенным количеством дока¬зательств, т. е. в законе наря
ду с однозначной «буквой» предполагается и интуитивный «дух». Аналогич
но и опыт¬ный врач, бросив мимолетный взгляд на больного и по¬ставив п
равильный диагноз, зачастую не может не только объяснить, на какие име
нно симптомы он ориентировался, но даже их осознать. Накопленный профе
ссиональный багаж проявляется у него через интуитивные решения. Роль и
нтуиции отчетливо выявилась в исследовании, про¬веденном психиатром Ир
ле [по 48, с. 29]. Он разо¬слал психиатрам — своим коллегам — анкеты,
вклю¬чавшие вопрос: какое значение имеет интуиция в их прак¬тической р
аботе. И 86% ответивших заявили, что они мо¬гут безошибочно диагносцир
овать некоторые заболевания с первого взгляда на основании интуиции —
по мнению этих врачей, интуиция очень важна в их деятельности.
Во многих «скоростных» профессиях, например, таких, как летчик-испытат
ель, где ответственные, жизненно важ¬ные решения нередко должны приним
аться в жестком дефиците времени и информации, развитая интуиция — пои
стине неоценимый клад, поскольку присущая инту¬итивным решениям полнот
а, идущая от учета очень многих переменных за короткое время, как раз
и обеспечивает необходимую скорость и качество принимаемых решений, ко
торые были бы невозможны при применении обыч¬ных, последовательных, ст
рого логических способов ре¬шения.
Поскольку творческие компоненты присутствуют почти во всех профессиях,
важность развития интуиции стано¬вится очевидной. Творческое мышление
заключается не в сведении новых задач к известным способам их реше¬ни
я, а требует умения увидеть задачу в целом, подверг¬нуть критике все и
звестные методы. Человек должен уви¬деть ограниченность, схематичность
старого метода рас¬смотрения проблемы и уметь выйти за рамки привычны
х, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений. Именно такой но
вый, целостный взгляд на проблему достигается за счет интуиции. В жизн
и каждого человека необходимы интуитивные решения, особенно в обстанов
ке дефицита времени и информации, при поиске новых под¬ходов к старым
проблемам и для адекватного взаимо¬действия с другими людьми.
319


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

страхование жизни и здоровья калькулятор
СМЖ 172outrigger
Hosted by uCoz