СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

2 Здесь мы рассматриваем только те случаи, в которых этологическая диф
ференциация следует за сексуальной дихотомией. Также возможно, что там
, где этос двух полов не имеет острой дифференциации, будет по-прежнем
у правильно сказать, что этос каждого служит катализатором для этоса д
ругого, например, через такие механизмы, как соревнование и взаимная и
митация. См.: Mead, 1935.

Хотя мы очень мало знаем об условиях привычной дифференциации между кл
ассами, полами, группами, связанными с видами деятельности, и т.д. сре
ди западных наций, я полагаю, нет опасности в применении этих общих вы
водов ко всем случаям стабильной дифференциации между группами, живущи
ми во взаимном контакте. Я не могу представить, чтобы две различающиес
я группы существовали в сообществе бок о бок без какого-либо вида взаи
мной релевантности между их специфическими характеристиками. Такое про
исшествие противоречило бы постулату, что сообщество - это организован
ная единица. Мы должны, следовательно, считать, что это обобщение прим
енимо к любой стабильной социальной дифференциации.

Все, что мы знаем о механизмах формирования характера (особенно о проц
ессах проекции), реакций, компенсации и т.п., заставляет нас рассматри
вать эти биполярные паттерны как унитарные внутри индивидуума. Если мы
знаем, что индивидуум обучен внешнему выражению одной половины какого
-либо паттерна (например, доминирующему поведению), мы можем с уверенн
остью предсказать (хотя и не в точных выражениях), что в его личности
одновременно посеяны семена второй половины - подчинения. Нам следует
думать, что индивидуум фактически был обучен доминированию-подчинению,
а не доминированию или подчинению. Из этого следует, что там, где мы
имеем дело со стабильной дифференциацией внутри сообщества, мы имеем п
раво приписывать членам этого сообщества общий характер при том услови
и, что мы поступаем осторожно и описываем этот общий характер в термин
ах лейтмотивов отношений между дифференцированными частями сообщества.

Сходные соображения будут направлять нас в ответе на возражение, касаю
щееся экстремальной гетерогенности, подобной той, которая встречается
в современных сообществах типа "плавильного котла". Предположим, мы пр
едприняли попытку проанализировать все лейтмотивы отношений между инди
видуумами и группами в таком сообществе, как город Нью-Йорк. Если мы н
е окажемся в сумасшедшем доме задолго до завершения наших исследований
, то придем к такой картине общего характера, которая будет почти беск
онечно сложной и содержащей больше тонких градаций, нежели человеческа
я психика способна различать внутри себя. На этой стадии, следовательн
о, как мы, так и те индивидуумы, которых мы изучаем, вынуждены пойти н
апролом - трактовать гетерогенность как своего рода позитивную характе
ристику общей окружающей среды. Когда, имея такую гипотезу, мы начинае
м искать общие лейтмотивы поведения, то замечаем очень явные тенденции
к прославлению гетерогенности ради нее самой (Robinson Latouche "Ball
ad for Americans") и к видению мира, как состоящего из бесконечного чи
сла разрозненных кусочков шарады (Ripley "Believe It or Not").

Третье возражение (случай девиантного индивидуума), попадает в ту же с
истему координат, что и случай дифференциации стабильных групп. Мальчи
к, не поддающийся обучению в английской общеобразовательной школе, реа
гирует именно на общеобразовательную систему, даже если корни его деви
ации лежат в некотором "случайном" травматическом эпизоде. Приобретаем
ые им привычки поведения могут не соответствовать тем нормам, которые
намеревается привить школа, однако они приобретаются в качестве реакци
и именно на эти нормы. Он может приобрести паттерны, в точности против
оположные нормальным (что часто и происходит), но для него не существу
ет умопостижимого способа приобрести нерелевантные паттерны. Он может
стать "плохим" английским школьником, он может стать безумным, однако
характеристики его девиации будут по-прежнему находиться в системной с
вязи с теми нормами, которым он сопротивляется. Несомненно, мы можем о
писать его характер, сказав, что он так же систематически соотносится
со стандартным характером школьника, как характер туземцев племени Ятм
ул одного пола систематически соотносится с характером туземцев другог
о пола. Его характер ориентируется на лейтмотивы и паттерны отношений
в том обществе, в котором он живет.

Та же система координат применима к четвертому возражению, касающемуся
изменяющихся сообществ и того вида дифференциации, который возникает,
когда одна часть сообщества в темпах перемен отстает от другой части.
Поскольку направление, в котором происходят изменения, будет необходи
мо обусловливаться исходным состоянием, то новые паттерны, являясь реа
кциями на старые, будут систематически соотноситься со старыми. До тех
пор, пока мы остаемся в пределах условий и тематических линий этих си
стематических отношений, мы имеем право ожидать от индивидуумов регуля
рности характера. Более того, ожидание и опыт изменений могут в некото
рых случаях быть настолько важными, что становятся общим фактором sui
generis, детерминирующим характер [3], фактором, который может иметь п
озитивный эффект того же рода, что и "гетерогенность".

3 Дискуссию о роли "изменения" и "гетерогенности" в сообществах типа "
плавильного котла" см.: Mead, 1941; Alexander, 1941.

Наконец, рассмотрим случай сдвига национальных границ, возражение номе
р пять. Разумеется, мы не можем ожидать, что подпись дипломата под дог
овором мгновенно модифицирует характер индивидуумов, чья национальная
принадлежность таким образом изменяется. Может случиться даже так (нап
ример, в тех случаях, когда неграмотное туземное население впервые кон
тактирует с европейцами), что в этой ситуации в течение некоторого вре
мени после "сдвига" две группы будут вести себя исследовательским или
почти случайным образом, сохраняя свои собственные нормы до выработки
каких-либо особых мер приспособления к ситуации контакта. В течение эт
ого периода мы не должны ожидать применимости каких-либо обобщений к о
беим группам. Однако мы знаем, что очень скоро каждая сторона вырабаты
вает особые паттерны поведения, пригодные для контактов с другой сторо
ной [4]. В этот момент имеет смысл спросить, какие систематические усл
овия взаимоотношений станут описывать общий характер двух групп. С это
го момента степень общности в структуре характера будет возрастать до
тех пор, пока две группы не станут взаимосвязаны так же, как два класс
а или два пола в стабильном дифференцированном сообществе (см. "Контак
т культур и схизмогенез" в этой книге).

4 В Южных Морях эти специальные виды поведения, принимаемые европейцам
и в отношении туземцев, и другие виды, которые туземцы принимают в отн
ошении европейцев, совершенно очевидны. Однако, кроме анализа языков "
пиджин", у нас нет никаких психологических данных по этим паттернам. О
писание аналогичных паттернов отношений негров и белых см.: Dollard, 1
937 (особенно главу XII "Аккомодационные тенденции у негров").


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

одежда со скидкой, распродажа обуви. | vksaver
Hosted by uCoz