СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Временная функциональная пассивность аудитории ха¬рактеризуется выраже
нным ростом безусловного доверия к преподавателю, что позволяет ему ос
уществлять внуше¬ние, воздействовать на учащихся преимущественно через
эмоциональную сферу, не останавливаясь на логических доказательствах.
Очевидно, логические аргументы при этом не мешают, а только усиливают
эмоциональное воз¬действие. Неспецифическая психическая отзывчивость
обучаемых создается и усиливается специальной обстанов¬кой занятий — т
оржественностью, включением элементов эстетического воздействия, в том
числе функциональной музыки, удобных кресел, расположением обучаемых
за круглым столом, изоляцией от посторонних звуков для снятия излишнег
о напряжения, раскованности, большей концентрации на изучаемом материа
ле.
Кроме внушающего воздействия преподавателя суще¬ственный вклад в проду
ктивность метода погружения вносит влияние успехов товарищей по группе
. Как спра¬ведливо отмечает А. В. Петровский [211], совершенно неправи
льно распространенное убеждение, что, чем мень¬ше учащихся, тем лучше,
и самый эффективный способ обучения — индивидуальный. Если группа в п
роцессе уче¬бы превращается в подлинный коллектив, то не только наблюд
ение за успехами других внушает веру в собствен¬ный успех, но и прямое
поощрение членов этого коллек¬тива воздействует на каждого. Заинтерес
ованность коллектива в успехах каждого его члена — мощный фактор перес
тройки мотивации учебной деятельности, ведущий к ускоренному обучению.
501
Двуплановость при передаче нового материала, когда слова и фразы, несу
щие смысловую нагрузку (один план), сопровождаются эмоционально окраше
нными жестами, интонацией, мимикой (другой план), позволяет усилить ег
о воздействие, способствовать более быстрому переходу информации из кр
атковременной памяти в более дли¬тельную.
Уже из краткого описания отдельных методов актив¬ного обучения видно,
что они способны помочь в овладении знаниями человеку любого возраста.
Достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной моти¬ва
ции у обучающихся. Они не должны делать специаль¬ных усилий, стремясь
запомнить материал, а просто ре¬шают конкретные задачи, тесно связанны
е с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмо¬ц
иональной обстановке, максимально приближенной к производственной. В э
тих условиях в процессе решения задачи они накапливают необходимые зна
ния и способы поведения, и тем самым основной учебный материал вво¬дит
ся в цель деятельности, а не в средства. Этим они су¬щественно отличаю
тся от традиционных методов обучения, в которых общая цель — получение
знаний, образования, специальности — если и значима личностно, то неп
осред¬ственная, связанная с усвоением конкретного материала, навязывае
тся извне. Цель данного занятия субъективно не связывается с реальными
задачами профессиональной деятельности, не актуализирует соответствую
щих со-циальных установок и поэтому не дает нужного эффекта. В то же в
ремя при активном обучении отдаленная конеч¬ная цель — учиться — непос
редственно порождает мотив конкретной деятельности (например, при реше
нии ситу¬аций) и пробуждает личностную заинтересованность, ко¬торая су
щественно интенсифицирует процесс усвоения материала и улучшает резуль
таты обучения. Повышение эмоционального фона и предварительная настрой
ка на ситуацию оптимизируют работу памяти, тем самым дости¬гается эффе
ктивное использование прошлого опыта уча¬щихся и изменение их общего о
тношения к обучению.
502
Не только изменение отношения к обучению является существенным достоин
ством активных методов по сравнению с традиционными, но и принятие нов
ых способов и стратегий поведения. Речь идет не только об их усвоении,
но именно об их личностной приемлемости, что исходно связано с психол
огическими барьерами и способами за¬щиты и, безусловно, требует перест
ройки установок. По¬лезно подчеркнуть и то, что в активных методах ист
очни¬ком новой информации становится не только преподава¬тель и учебна
я литература, но и весь коллектив слу¬шателей. Преподаватель лишь помо
гает выбирать нужную информацию из обсуждаемых проблем и направляет хо
д дискуссии. При традиционных формах обучения — и при лекционном спосо
бе общения и в процессе индивидуаль¬ной работы — обмен информацией осу
ществляется только через преподавателя. При активном способе обучения
общение в группе — основная форма взаимодействия, создающая человеку о
птимальные условия для того, чтобы он мог развить и выразить свое собс
твенное мнение, обосновать свою точку зрения, а это, в свою очередь, я
вля-ется необходимым условием для интериоризации знаний и взглядов, т.
е. превращения их в достояние личности, в убеждения.
Мы кратко изложили несколько методов активного обучения. Важно иметь в
виду, что, даже не применяя их в полном объеме, можно использовать их
элементы в обычном лекционном курсе. Приведем несколько при¬меров.
Из метода погружения. Начиная читать курс лекций, нередко сталкиваются
с внутренним сопротивлением части взрослой аудитории. Причины сопроти
вления такие: (а) «мы все это знаем, это нам не нужно, это неинтересно
», или такие: (б) «нам поздно изучать это, мы уже плохо ус¬ваиваем, на
м трудно». Для преодоления барьера (а) на первую лекцию целесообразно
выносить материал, обла¬дающий рядом особых качеств: безусловно, новый
для аудитории, безусловно, полезный для нее, увлекательный. Неважно,
если этот материал затем будет частями повто¬ряться в последующих лекц
иях, главное, создать натиск. Слушатели не должны успеть «оглянуться»,
как уже с интересом слушают материал. Для преодоления барьера (б) пол
езно кратко изложить принципиальную концеп¬цию советской психологии о
том, что человек не только может усваивать новый материал всю жизнь, н
о, накап¬ливая жизненный и профессиональный опыт, делает это
503
все лучше, поэтому, чем старше он становится, тем легче постигает нов
ое, если отдает себе отчет в личной ценности получаемых знаний. С той
же целью можно рассказать и привести убедительные примеры, показывающи
е, что, если человек не ставит себе барьеров собственными уси¬лиями, а
, наоборот, повышает уверенность в своих силах, его способности резко
возрастают. Таким образом, первая лекция должна «погрузить» в курс и в
ызвать энтузиазм к последующим лекциям.
Целесообразно перед лекцией дать на 2—3 минуты музыкальную настройку.
Желательно подобрать эту музы¬кальную заставку так, чтобы по мелодии и
словам (если они есть) она помогла слушателям отстроиться от ма¬териа
ла, изложенного на предыдущей лекции другого пре¬подавателя, отдохнуть
и подготовиться к оптимальному восприятию именно данной темы. Опыт му
зыкальных за¬ставок показал, что это нововведение встречается ауди¬тор
ией положительно, но требует дальнейшего совершен¬ствования в подборе
мелодий в соответствии не только с темой, но и с музыкальной культурой
аудитории.
Из метода конкретных ситуаций. В процессе лекции (лучше в конце ее) мо
жно попросить аудиторию привести примеры по теме лекции и ситуации из
своей практики и совместно обсудить их, организовав тем самым свое¬обр
азный обмен опытом. Включение слушателей в актив¬ное обсуждение и их с
огласие поделиться своими наход¬ками и примерами — не только содержате
льно и полезно всем присутствующим, но и меняет их отношение к пред¬ме
ту и к преподавателю на более продуктивное. Для того чтобы открыть нап
равленную дискуссию, в конце лекции можно предложить вопрос: «Какие фа
кты из материала последней лекции свидетельствуют о...?»
Один из способов, позволяющий включить в обсуж¬дение ситуации, реально
волнующие данную аудиторию, состоит в следующем. После очередного зан
ятия лек¬ционного цикла слушателям предлагается изложить наи¬более зап
омнившуюся или еще ждущую своего разреше¬ния ситуацию из своей професс
иональной практики. Например, нужно описать случай, когда их подвела п
амять или произошло чрезвычайное событие на экзамене.
504
Из тренировки чувствительности. Целесообразно вво¬дить в излагаемый ма
териал элементы личного научного и профессионального опыта. Аудитория
всегда питает определенный интерес к личности преподавателя, его следу
ет правильно удовлетворить не на почве бытовых деталей (это сближает,
но понижает престиж), а на профессио¬нальной почве. Полезно к месту и
скромно очертить об¬ласть своих профессиональных и научных интересов и
рас¬сказать о собственных научных результатах. Это повы¬шает доверие
и к остальному излагаемому материалу. Рост авторитета преподавателя не
посредственно сказывается на эффективности обучения: лучше запоминаетс
я мате¬риал и требуется меньше аргументации.
Из деловых игр. Элементы игр могут органично вклю¬чаться в семинарские
занятия. Например, группа делится на три части (из методики М. К. Тут
ушкиной): а) теоре¬тиков (изучающих теорию), б) практиков (изучающих п
рактическое применение), в) критиков. Каждая подгруп¬па готовит свой а
спект темы и должна аргументированно изложить подготовленный материал
[269].
Опыт чтения курса лекций по психологии для пре¬подавателей факультета
повышения квалификации Ленин¬градского государственного университета и
м. А.А. Жда¬нова выявил особую роль заключительной конференции слушате
лей. Такая конференция позволяет каждому из них систематизировать полу
ченные на лекциях знания, учесть свой собственный практический опыт и
активизиро-вать научно-практический багаж для решения предстоя¬щих зад
ач. Если на отдельных лекциях курса элементы активных методов использо
вались порознь, то итоговая конференция позволяет применить их вместе,
в едином аккорде. Для примера опишем методику проведения одной из так
их конференций.
За две недели до конца курса слушатели получили от лектора домашнее за
дание — ответить письменно на три следующих вопроса: Как проявляется и
в чем обнаружи¬вается талант преподавателя? Как можно выявить уро¬вен
ь мастерства и профессионализма преподавателя? От чего зависит престиж
преподавателя? Слушатели гото¬вят письменные ответы (произвольного об
ъема) дома, в спокойной обстановке, разрешается представлять груп¬повы
е ответы. Через неделю ответы сдаются лектору.
При анализе представленных ответов лектор проводит их статистическую о
бработку, вскрывая картину распре¬деления мнений по затронутым вопроса
м и выделяя наи¬более радикальные взгляды. С авторами соответствующих
ответов он


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz