СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Правое полушарие использует другие способы описа¬ния конфигурации изоб
ражения. В отличие от иерархии левосторонних признаков, они уже на ниж
нем уровне своей иерархии характеризуют не отдельный участок фи¬гуры,
а всю ее одновременно, целостно. К таким це¬лостным признакам можно от
нести симметрию, особым об-
46
разом утоньшенную исходную фигуру, получившую назва¬ние «скелет», и сл
ожность. При этом сложность является весьма обобщенной характеристикой
, так как включает в себя меру регулярности свойств объекта, число его
элементов и их разнообразие, а также учитывает конк¬ретную последоват
ельность анализа данного объекта при его восприятии. Скелет, сохраняя
связность, ориентацию и симметрию исходной фигуры, создает возможность
не только воспринять пространственную организацию фигу¬ры, но и упрос
тить мысленные пространственные пре¬образования с ней. Кроме уже упомя
нутых признаков к правополушарным можно отнести такое целостное пред¬с
тавление, как цвет фигуры. Как известно, восприятие цвета оказывает на
человека глубокое и многогранное влияние. В качестве правосторонней х
арактеристики вос¬приятие цвета тесно связано с первичными сенсорными
процессами, неосознаваемыми душевными состояниями, оказывает мощное во
здействие на работоспособность и настроение. В контексте обсуждаемых п
роблем необхо¬димо подчеркнуть, что цвет влияет на восприятие челове¬к
ом веса тела, температуры помещения, оценку удален¬ности объекта и раз
личимость предметов.
Важная роль сложности как более обобщенного опи¬сания конфигурации изо
бражения, чем сходство, прояви¬лась в наших экспериментах, когда испыт
уемым предъяв¬ляли наборы несмысловых фигур и их просили разложить эти
фигуры на две группы по сложности или по сход¬ству. В каждом наборе ф
игуры были либо одного цвета, либо пяти различных цветов. Эксперименты
показали, что стратегия испытуемых при классификации по слож¬ности не
зависела от цвета (была стандартной при всех цветах), а опиралась тол
ько на форму фигур. Что касает¬ся другого критерия — сходства, то дейс
твия испытуемых явно зависели от цвета. Таким образом, сложность, соот
¬носимая с иерархией правосторонних описаний конфигу¬рации изображения
, проявила себя как более обобщен¬ное описание, чем признак сходства,
соотносимый с выс¬шим уровнем иерархии левосторонних описаний. Исполь¬
зование оптимальных композиций право- и левополушарных признаков позво
ляет моделировать процесс узнавания для таких сложных объектов, как ру
кописные буквы, разрушенные, дефокусированные изображения и фотогра¬фи
ческие портреты [87, 88, 349].
47
Автоматическое распознавание рукописных знаков— букв и цифр — приобре
тает особую актуальность в связи с компьютеризацией. Этого требуют зад
ачи обработки и редактирования рукописных текстов, обработки инфор-мац
ии в банках и ряд других. Традиционные методы ре¬шения этой задачи осн
ованы на анализе всех точек кон¬тура буквы, при этом каждый дискретный
элемент ее конфигурации рассматривается несколько раз (минимум дважды
), что приводит к большой затрате времени на перебор и замедляет узнав
ание. Разработанные нами алго¬ритмы распознавания на основе сбалансиро
ванного ис¬пользования право- и левополушарных признаков позво¬ляют ра
дикально сократить перебор информативных точек изображения буквы и тем
самым ускорить и упростить процесс распознавания. Существо использова
нного подхо¬да состоит в том, что процесс анализа начинается с формиро
вания обобщенного правополушарного представ¬ления буквы в виде ее карк
аса — скелета. При построении каркаса используется менее десяти точек
контура буквы, и многие буквы отличаются уже по каркасу. Для раз¬личен
ия знаков с тождественными каркасами требуется следующий этап — примен
ение левополушарных призна¬ков, характеризующих форму отдельных коротк
их участ¬ков буквы. Программная реализация алгоритмов позволи¬ла сокра
тить в 2—3 раза перебор при распознавании букв различных алфавитов — р
усского, английского, гру¬зинского, армянского, хинди, урду.
Идея начинать анализ с обобщенного представления изображения применяла
сь также для автоматического распознавания многотоновых фигур, разруше
нных (дефокусированных) в такой степени, что невозможно было выделить
их контуры. В этом случае опознание тоже начиналось с построения карка
са. Однако если каркас буквы представлял собой ее внешнюю оболочку, то
здесь он формировался как структура из двух или четырех зондирующих л
иний, пересекавших фигуру. В качестве левосторонних различительных при
знаков использовались соотношения следов фигуры на линиях каркаса. Алг
о¬ритм оказался эффективным при распознавании несколь¬ких десятков кла
ссов фигур, дефокусированных в разной степени, вплоть до такой, когда
человек не различал уже никаких характерных особенностей фигур.
Аналогичный подход использовался и при обработке
48
реальных многотоновых фотопортретов. Для автомати¬ческого выделения ко
нтуров на них формировался каркас как структура зондирующих линий, но
теперь уже с учетом предынформации о типовом строении лица (нап¬ример,
о том, что оба глаза не могут находиться по одну сторону от носа). Пр
и решении этой задачи также удалось достичь существенного ускорения об
работки за счет сокращения перебора точек на входном фотопортрете. Упо
мянутые исследования подтвердили перспективность последовательного вск
лючения правосторонних и лево¬сторонних признаков на разных этапах рас
познавания. Это и неудивительно. В главе «Психические процессы и асимм
етрия полушарий» будет показано, что такая стратегия является магистра
льной при решении человеком зрительной задачи, поскольку доминирование
правого и левого полушарий, сменяя друг друга последовательно, включа
ют разные способы обработки информации.
Итак, в процессе восприятия человек накапливает сведения о предметах и
явлениях не как сумму отдель¬ных ощущений, а усваивает отношения межд
у предмета¬ми и их свойствами. Восполнение наличных сведений следами п
рошлого опыта создает возможность предсказа¬ния и тем самым не только
существенно ускоряет про¬цесс узнавания, но и более успешно адаптирует
че-ловека к среде. Как психическая функция, восприя¬тие обладает таки
ми характеристиками, как констан¬тность, предметность, целостность и о
бобщенность. Они делают его относительно независимым от постоянно из-м
еняющейся внешней среды.
Образ воспринимаемого объекта возникает, если чело¬век так или иначе а
ктивен по отношению к объекту, т. е. если имеет место активная предмет
ная деятель-ность. Система действий, посредством которой создавался об
раз, свертывается, погружается, и каждый раз, когда человек обращается
к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразован
ную, систему дей¬ствий.
49
Адекватность образа поддерживается и корректирует¬ся правильно функци
онирующей обратной связью при до¬статочном объеме поступающей внешней
и внутренней информации. Внешняя информация регулирует оптималь¬ный ур
овень чувствительности восприятия, совокупность поступающей извне и из
нутри информации создает воз¬можность правильного восприятия своего по
ложения во времени и пространстве, и, наконец, привычная структу¬риров
анность внешней информации в сочетании с инди-видуальным опытом челове
ка обеспечивает закономерную работу его психики.

ВНИМАНИЕ
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
С. Маршак.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

майнкрафт айди предметов | Магазин зоотоваров смотрите на www.www.ezhachok.com.ua. | ОСП osb в харькове.
hsi255
Hosted by uCoz