СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Обычно за каждой учебной группой закрепляется так называемый «ведущий»
, в его функцию входит обеспе¬чение атмосферы доверия, открытости в гр
уппе, демон¬стрировать модель желаемого поведения: искренне и от¬крыто
выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, по
ддерживать их искренность. Он должен помочь установить атмосферу довер
ия, в которой можно внимательно проанализировать и собственное по¬веде
ние и поведение других. Как правило, ведущий не обращается к прошлому
опыту участников вне данной группы и пытается их самих удержать от это
го. Акцент делается на анализе того, что происходит «здесь и теперь».
Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть,
как другие интерпретируют то, что он говорит и делает, тем самым созда
ется предпосылка для осмысливания возможных последствий своих действий
в группе. Участники тренинга должны оказаться способ¬ными информирова
ть друг друга о том, как они видят и интерпретируют поведение, и описы
вать возникающие у них чувства. Это основной процесс, посредством кото
¬рого участники «научаются» своим собственным поведе¬нием и своими уси
лиями интерпретировать поведение дру-гого человека.
В тренинге используется ряд специальных упражне¬ний, одним из них явля
ется «слепое доверие», которое с успехом использовалось для занятий со
студентами педа¬гогического института. Обучаемые разбиваются на пары.
Один из пары становится «слепым» (ему завязывают глаза), другой—повод
ырем. Парам предлагается погу¬лять 10 минут в помещении и на улице. Па
ртнеры не дол¬жны при этом разговаривать, и прогулку не следует
478
превращать в бег с препятствиями для «слепого». Пово¬дырь должен прояв
ить максимум изобретательности, что¬бы дать своему партнеру пережить с
амые разнообразные ситуации, как-то: опознать предметы наощупь, побыть
немного в одиночестве, пробежаться по ровной площадке, услышать разли
чные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 минут партнеры
меняются местами. Это упражнение дает возможность пережить собственну
ю бес-помощность, доверие или недоверие к поводырю, ответ¬ственность з
а безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет гладко.
После того как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсу
ждение. В резуль¬тате упражнений и дискуссий развивается более глубо¬к
ое понимание способов общения, например, уяснение того, как целесообра
зно на первых порах строить взаимо¬действие с человеком, создавая обра
з партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с те
м, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хоче
т его видеть. Согласие принять человека в той роли, которую он предлаг
ает, улучшает взаимоотно-шения, позволяет наладить контакт и в дальней
шем сфор¬мировать наиболее адекватное взаимодействие с ним.
Различные стили поведения отрабатываются на заня¬тиях, их эффективност
ь проверяется по реакции других членов группы. Обратная связь с другим
и членами груп¬пы помогает человеку понять, каким его видят другие, ка
к они реагируют на его поведение, и через их реакцию по¬нять самого се
бя. Метод тренировки чувствительности помогает вырабатывать умение опт
имально мотивировать и стимулировать человека к деятельности [103, 112
, 128, 210, 339, 355].
Мозговая атака
Метод мозговых атак (мозговой штурм) — это группо¬вое решение творческ
ой проблемы, обеспечиваемое и об¬легчаемое рядом особых приемов. Мозго
вая атака была предложена в конце 30-х годов как метод, направленный н
а активизацию творческой мысли, для этого применяются средства, снижаю
щие критичность и самокритичность че¬ловека, тем самым повышающие его
уверенность в себе и проявляющие механизмы творческого акта. Как извес
т¬но, творческая эффективность большинства людей опре¬деляется не толь
ко их талантом, но и
479
возможностью максимальной реализации своих творческих потенций, поэто
¬му в основе метода мозговой атаки лежит предположение, что снижение к
ритичности человека к своим возмож¬ностям оптимизирует условия для тво
рчества. В началь¬ный период творчества многие изобретатели и ученые з
атрачивают значительные усилия на то, чтобы заглушить в себе голос вну
треннего критика (пока произведение творческой мысли еще находится «в
эмбриональном» состоянии, оно может выглядеть непривлекательно даже в
глазах своего творца).
Снижение критичности в процессе мозгового штурма достигается двумя пут
ями. Первый — прямая инструкция: быть свободным, творческим, оригиналь
ным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окру
жающих. Цель инструкции — изменение внутренней позиции, установки личн
ости по отношению к своим спо¬собностям. Второй путь — создание благоп
риятных внеш¬них условий: сочувствие, поддержка и одобрение парт-неров
. Ведущий прилагает специальные усилия для созда¬ния особой располагаю
щей атмосферы. В такой обста¬новке ослабевает внутренний контроль и об
легчается включение в творческий процесс. Ведь иногда одной кри¬тическ
ой реплики достаточно, чтобы интересное, но рис¬кованное предложение н
а ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. В мозговой
атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у от¬дель
ных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает воз
можность перехода на чужую логику — логику соседа, таким образом, твор
ческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются.
В ходе тренировки участники приобретают умение до¬брожелательно спорит
ь, слушать, задавать вопросы, по¬ощрять, критиковать. Очень часто люди
не могут отделить то, что они действительно видят, от того, что они н
астроены увидеть под давлением своего предубеждения, поэтому надо науч
ить человека наблюдать непредвзято и по воз¬можности объективно. Вмест
е с развитием наблюдатель¬ности совершенствуется и способность к самон
аблюдению и одновременно становится более объективным отношение к себе
.
В сеансе мозговой атаки каждый участник свободно выдвигает свои предло
жения по решению рассматри¬ваемой задачи, при этом критика запрещена п
олностью.
480
Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но
и снимает социальные и субордина¬ционные запреты, налагаемые каждым че
ловеком на свои высказывания при обычном разговоре! Работая в группе,
легче видеть недостатки в идеях партнеров по атаке, чем в своих собств
енных. Тот член группы, который формули¬рует текущее предложение, вним
ание которого полностью занято, может не заметить и не оценить намека
на ре¬шение, содержавшегося в качестве второстепенной детали в его пре
дложении. Другой, наблюдая со стороны, оказы¬вается в более благоприят
ных условиях. Для него эти вто¬ростепенные детали выступают как намек
на нужное ре¬шение, и он может его использовать при анализе качества п
редложения и его совершенствовании.
Поскольку основные правила проведения мозгового штурма исключают всяку
ю критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль бе
з боязни, что ее признают смешной или несостоятельной. В процессе рабо
ты ведущий задает вопросы и всячески поощряет необузданное ассоциирова
ние участников группы. Вопро¬сы ведущего должны быть сформулированы та
к, чтобы сломать лед и побудить участников начать говорить, на¬пример:
«Полностью ли Вы разделяете эту идею?» Веду¬щий просит участников пер
еформулировать свои высказы¬вания таким образом, чтобы превратить их и
з оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо пото¬му
что...» Чем более дикая (маловероятная) идея предла¬гается, тем больше
е поощрение она встречает со стороны ведущего. Количество идей должно
быть как можно большим, в процессе атаки каждому разрешается как угодн
о комбинировать, видоизменять и улучшать идеи, высказанные другими уча
стниками. Обычно прежде чем участник начнет излагать поправку, дополне
ние или раз¬витие идеи предыдущего товарища, ведущий рекомендует в дву
х словах повторить его идею и спросить, правильно ли его поняли. Взаим
ное поощрение способствует рожде¬нию множества предложений, их взаимод
ействие нередко порождает новые идеи, до которых ни один из участников
не додумался бы самостоятельно.
На эффективность коллективной работы группы вли¬яет не только ее колич
ественный состав, но и опыт, стиль работы и профессия каждого ее члена
. Психологический барьер отдельного человека преодолевается легче, есл
и
481
группа более разнородна по составу. Групповая форма работы делает вну
тренние барьеры отдельных членов группы более уязвимыми и менее стойки
ми. Имея разный жизненный и профессиональный опыт, разные установки и
личностные табу, они задают друг другу такие вопросы, какие не могли б
ы задать самим себе, будучи ограни¬ченными собственными внутренними ба
рьерами и установ¬ками. Так в условиях групповой атаки быстрее обнаруж
и¬ваются и преодолеваются противоречия в рассуждениях и логические оши
бки отдельных ее участников.
Занятие проводится следующим образом. Производит¬ся обдуманное размеще
ние участников мозговой атаки, так как оно оказывает существенное влия
ние на их актив¬ность, на единство и целостность в работе группы. Для
тех, кто сидит сзади или с края, включиться в общий разго¬вор труднее,
поэтому желательно расположить участников лицом друг к другу. Затем в
едущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить
как можно больше вариантов решения без предварительного обду¬мывания
за небольшой промежуток времени. Время ата¬ки колеблется от нескольких
минут до часа. Ни один из предложенных вариантов не только не подверг
ается кри-тике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдви
жение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждо
го участника, как правило, не более 1—2 минут, выступать можно много р
аз, но жела¬тельно не подряд. Все выступления как можно точнее записыв
аются, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами ко
ллективного труда и не персо¬нифицируются. Мозговой штурм обычно закан
чивается, когда поток предложений иссякает.
На занятиях используют и специальные приемы акти¬визации мышления: спи
ски контрольных вопросов, рас¬членение, изложение задачи неспециалисту
. С помощью списка поиск направляется наводящими вопросами. Для каждой
специальной области составляют перечень разно¬образных вопросов, кажд
ый участник атаки задает их себе последовательно в процессе решения за
дачи, что активи¬зирует его мысль, позволяя поворачивать и рассматрива
ть вопрос с разных сторон. Ответы на вопросы из списка иногда позволяю
т найти выход из тупика. Вот типичные вопросы: «А если сделать наоборо
т? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А
если взять другой материал?


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

На http://www.youtube.com песни о любви. | Тетрахорд психоделика картинки.
Hosted by uCoz