СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Мне передалось смутное мистическое чувство, что следует искать один и
тот же вид процессов во всех областях естественных феноменов; что можн
о обнаружить работу того же вида законов и для структуры кристалла и д
ля структуры общества; что сегментация земляного червя может быть реал
ьно сравнима с процессом формирования базальтовых колонн.

Сегодня я не стану проповедовать эту мистическую веру в тех же термина
х, а скорее скажу, что типы ментальных операций, полезные при анализе
одной области, могут быть в равной степени полезны и при анализе друго
й; что скорее структура (эйдос) науки, нежели структура природы, являе
тся той же самой во всех областях. Однако я смутно воспринял именно бо
лее мистическую трактовку вопроса, и это было чрезвычайно важно. Это п
ридало известное достоинство любым научным исследованиям: предполагало
сь, что, анализируя паттерны перьев куропатки, я мог в действительност
и получить ответ или часть ответа, касающиеся всей загадочной сферы па
ттерна и регулярности в природе. Этот небольшой мистицизм был важен ещ
е и потому, что давал мне свободу использовать мою научную подготовку
- способы мышления, усвоенные мной из биологии, элементарной физики и
химии. Он поощрял меня к ожиданиям, что эти способы мышления будут при
годны в весьма различных областях наблюдений. Он дал мне возможность р
ассматривать всю мою подготовку как потенциально полезную, а не как со
вершенно нерелевантную для антропологии.

Когда я пришел в антропологию, в ней шла серьезная борьба против испол
ьзования расплывчатых аналогий, особенно против спенсеровской аналогии
между организмом и обществом. Благодаря мистической вере во всепроник
ающее единство мировых феноменов, я избежал значительных интеллектуаль
ных потерь. Я никогда не сомневался, что эта аналогия является фундаме
нтально здравой, поскольку сомнения имеют высокую эмоциональную цену.
Сегодня, разумеется, акценты сместились и мало кто всерьез сомневается
, что методы анализа, оказавшиеся полезными при анализе одной сложной
функциональной системы, скорее всего окажутся применимы для анализа лю
бой другой подобной системы. Однако тогда мистическая поддержка оказал
ась полезной, хотя ее формулировка была плохой.

Тот мистицизм оказал помощь и еще в одном отношении. Я хочу подчеркнут
ь, что всегда, когда мы гордимся собой, обнаружив новый, более строгий
способ мышления или описания, когда мы начинаем слишком сильно настаи
вать на "операционализме", символической логике или какой-то еще из эт
их крайне существенных "систем трамвайных путей", мы теряем что-то от
способности "думать новые мысли". В равной степени, разумеется, когда
мы восстаем против стерильной ригидности формального мышления и способ
ов описания и оставляем наши идеи без присмотра, мы также теряем. Мне
кажется, что прогресс научной мысли проистекает из комбинации расплывч
атого и строгого мышления, и эта комбинация - самый драгоценный инстру
мент науки.

Мой мистический взгляд на феномены внес особый вклад в построение этой
двойной привычки ума - она одновременно и заводила меня в сумасбродны
е "интуиции", и принуждала к более строгому формальному мышлению в свя
зи с этими интуициями. Она поощряла расплывчатое мышление и затем неме
дленно настаивала, чтобы эта расплывчатость была поверена жесткой конк
ретностью. Суть в том, что первая интуиция, взятая по аналогии, сумасб
родна, но затем, в тот момент, когда я начинаю работать над аналогией,
я наталкиваюсь на строгие формулировки, разработанные в той области,
из которой я позаимствовал аналогию.

Возможно, стоит привести пример: вопрос касался формулировки социально
й организации у ятмулов, племени из Новой Гвинеи. Социальная система у
ятмулов отличается от нашей в одном весьма существенном пункте. В их
обществе полностью отсутствует какой-либо вид вождизма, и я расплывчат
о выразил это обстоятельство, сказав, что контроль над индивидуумом до
стигается скорее тем, что я назвал "горизонтальными" санкциями, нежели
"санкциями сверху". Продолжая работу над материалом, я обнаружил, что
в целом подразделения общества - кланы, секции и т.д. - не имели сред
ств для наказания своих собственных членов. Я знал случай, когда церем
ониальный дом, принадлежавший одной младшей возрастной ступени, был ос
квернен, и хотя другие члены ступени были очень злы на осквернителя, о
ни ничего не могли с этим поделать. Я спросил, не убьют ли они одну из
его свиней, не заберут ли что-то из его собственности, и мне ответили
: "Нет, конечно, нет. Он - член их собственной инициационной ступени".
Если бы он сделал то же самое в большом (старшем) церемониальном доме
, принадлежащем нескольким ступеням, то был бы наказан. Его собственна
я ступень защищала его, но другие подняли бы скандал (подробнее об это
м см.: Bateson, 1936, pp. 98-107).

Тогда я начал искать более конкретные случаи, которые можно было сравн
ить с контрастом между этой системой и нашей собственной. Я сказал: "Э
то - что-то вроде различия между радиально симметричными животными (ме
дузами, морскими анемонами и т.д.) и животными, имеющими поперечную се
гментацию (земляными червями, омарами, человеком и т.д.)".

Сейчас мы очень мало знаем о сегментации животных, однако проблемы в э
той области более конкретны, чем в социальной сфере. Когда мы сравнива
ем социальную проблему с проблемой дифференциации животного, мы сразу
получаем визуальную схему, которая позволяет нам выражаться несколько
более точно. Что касается поперечно сегментированных животных, мы имее
м по меньшей мере нечто большее, нежели просто анатомическую диаграмму
. Благодаря работе, проделанной в области экспериментальной эмбриологи
и и аксиальных градиентов, у нас есть некоторое представление о динами
ке системы. Мы знаем, что между последовательными сегментами существуе
т некоторый вид асимметричных отношений; что каждый сегмент сформирова
л бы голову, если бы только смог это сделать (если можно так выразитьс
я), однако ближайший предшествующий сегмент не дает ему этого сделать.
Далее, эта динамическая асимметрия отношений между последовательными
сегментами имеет морфологическое отражение: у большинства подобных жив
отных мы обнаруживаем последовательные различия между смежными сегмент
ами, которые называются метамерной (metameric) дифференциацией. Их при
датки, хотя и согласуются с единой базовой структурой, отличаются друг
от друга при движении вдоль последовательности. (Известным примером т
ого, о чем я говорю, являются ноги омара.)

По контрасту, сегменты радиально симметричных животных, расположенные
вокруг центра подобно секторам окружности, обычно все одинаковы.

Как я сказал, мы мало знаем о сегментации животных, однако и этого мне
было достаточно, чтобы применить к проблеме социальной организации у
ятмулов. Моя "интуиция" обеспечила меня набором более строгих слов и с
хем, с помощью которых я мог пытаться быть более точным в своих размыш
лениях о проблемах ятмулов. Теперь я мог вернуться к материалам по ятм
улам и определить, действительно ли отношения между кланами являются в
известном смысле симметричными и есть ли что-то, что можно сравнить с
отсутствием метамерной дифференциации. Я обнаружил, что "интуиция" ср
аботала. Я обнаружил, что коль скоро дело касалось оппозиции, контроля
и т.д. между кланами, отношения между ними являлись обоснованно симме
тричными. Что же до вопроса дифференциации между ними, то можно было п
оказать, что, хотя между ними имелись существенные различия, они не по
дчинялись паттерну следования. Дополнительно я обнаружил у кланов силь
ную тенденцию имитировать друг друга, похищать друг у друга отрывки ми
фологической истории и инкорпорировать их в свое собственное прошлое,
что создавало нечто вроде мошеннической геральдики, когда каждый клан
копирует остальные, так что вся система имеет тенденцию к уменьшению д
ифференциации между ними. (Система, вероятно, содержала также и тенден
ции противоположного направления, но сейчас у нас нет необходимости об
суждать этот вопрос.)


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Смотреть видео увеличение груди: пластика увеличение груди Киев стоимость. | Оригинальные мужские украшения из серебра и золота. | Предлагать печать логотипа, красивые пакеты пвд.
изолента пвх aviora 15 мм.
Hosted by uCoz