СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(15) Привлечение первичного процесса в качестве объясняющего принципа
необходимо для удаления понятия "некоторые" из промежутка между "все"
и "никто", но это не означает, что игра - это просто феномен первичног
о процесса. Различение "игры" и "не-игры" (как и различение фантазии и
не-фантазии), определенно является функцией вторичного процесса, или
"эго". Тот, кто видит сон, обычно не осознает, что он видит сон; "игра
ющему" требуется часто напоминать, что "Это-игра".
Во сне или фантазии сновидящий обычно не оперирует концептом "неправда
". Он оперирует всевозможными типами утверждений, но (что любопытно) н
еспособен на метаутверждения. Он не может, если только не находится на
грани пробуждения, увидеть во сне утверждение (т.е. фрейм), относящее
ся к его сновидению.
Из этого следует, что фрейм игры, используемый здесь как объясняющий п
ринцип, подразумевает особую комбинацию первичного и вторичного процес
сов. Это связано с тем, что говорилось ранее, когда утверждалось, что
игра указывает на шаг вперед в эволюции коммуникации - на решающий шаг
в открытии взаимоотношений карты и территории. В первичном процессе к
арта и территория отождествляются, во вторичном процессе они могут раз
личаться. В игре они могут как отождествляться, так и различаться.
(16) Следует упомянуть еще одну логическую аномалию в этой системе: от
ношения между двумя положениями, обычно описываемые словом "предпосылк
а", становятся нетранзитивными. Вообще, все асимметричные взаимоотноше
ния транзитивны. В этом смысле типично взаимоотношение "больше, чем".
Обычно утверждается, что если А больше, чем В, и В больше, чем С, то А
больше, чем С. Но в психологических процессах транзитивность асимметр
ичных взаимоотношений не наблюдается. Условие Р может быть предпосылко
й для О, О может быть предпосылкой для Я, a R может быть предпосылкой
для Р. В рассматриваемой нами специфической системе этот цикл еще коро
че. Сообщение "Все утверждения внутри этого фрейма ложны" само берется
в качестве предпосылки для оценки своей истинности или ложности. (Обс
уждение нетранзитивности психологических предпочтений см.: McCulloch,
1945. Общей парадигмой для всех парадоксов этого типа является рассело
вский "класс классов, не являющихся членами самих себя" - см.: Whitehe
ad, Russell, 1910-1913). Рассел показывает, что парадокс генерируется
рассмотрением взаимоотношения "является членом" как нетранзитивного.)
Получив предостережение, что в психологии отношение "предпосылка" скор
ее всего нетранзитивно, мы должны использовать слово "предпосылка" для
обозначения зависимости одного сообщения (идеи) от другого, сравнимой
с таким типом зависимости одного положения от другого, о котором в ло
гике говорят, что положение Р - предпосылка для О.
(17) Однако по-прежнему остается неясным, что имеется в виду под "фрей
мом" и связанным с ним понятием "контекст". Первое, что нужно сделать
для внесения ясности, - это подчеркнуть, что оба они - психологические
концепты. Для обсуждения этих положений мы используем два вида аналог
ий: физическую аналогию рамы картины и более абстрактную, но все еще н
е психологическую аналогию математического множества. В теории множест
в математики разработали ряд аксиом и теорем для строгого обсуждения л
огических импликаций членства в пересекающихся категориях "множеств".
Отношения между множествами обычно иллюстрируются схемами, в которых е
диницы (элементы) окружающего мира обозначаются точками, а меньшие мно
жества очерчиваются воображаемыми линиями, которые заключают в себя эл
ементы каждого множества. Такие схемы затем иллюстрируют топологически
й подход к логике классификации. Первый шаг к определению психологичес
кого фрейма может состоять в высказывании, что он (фрейм) является кла
ссом или ограничивает класс (множество) сообщений (осмысленных действи
й). Тогда игра двух индивидуумов при определенных обстоятельствах буде
т определяться как множество всех сообщений, которыми они обменялись з
а ограниченный период времени и которые были модифицированы описанной
нами парадоксальной системой предпосылок. В теоретико-множественной сх
еме эти сообщения могут представляться точками, а "множество" может оч
ерчиваться линией, отделяющей их от других точек, представляющих неигр
овые сообщения. Однако математическая аналогия терпит фиаско, поскольк
у воображаемая линия не дает удовлетворительного представления о психо
логическом фрейме. Мы полагаем, что психологический фрейм в какой-то с
тепени реально существует. Во многих случаях фрейм сознательно распозн
ается и даже может быть представлен в словаре: "игра", "кино", "интерв
ью", "работа", "язык" и т.д. В других случаях явная вербальная ссылка
на фрейм может отсутствовать и субъект может его не опознавать. Однако
аналитик обнаруживает, что при использовании в качестве объясняющего
принципа понятия "бессознательный фрейм" его собственные рассуждения у
прощаются; обычно он идет дальше и предполагает существование такого ф
рейма в субъективном бессознательном.
Если аналогия с математическим множеством, возможно, чрезмерно абстрак
тна, то аналогия с рамой картины чересчур конкретна. Психологический к
онцепт, который мы пытаемся определить, не является ни физическим, ни
логическим. Скорее, фактические физические рамы добавляются к физическ
им картинам из-за того, что человеческим существам легче действовать в
мире, где некоторые из их психологических характеристик экстериоризир
ованы. Именно эти характеристики мы и пытаемся обсуждать, используя эк
сте-риоризацию как иллюстративный прием.
(18) Теперь можно перечислить и проиллюстрировать общие функции и прим
енения психологических фреймов со ссылками на аналогии, ограниченность
которых была показана в предыдущем пункте.
a) Психологические фреймы являются исключающими (эксклюзивными), т.е.
при включении во фрейм некоторых сообщений (осмысленных действий) неко
торые другие сообщения исключаются.
b) Психологические фреймы являются включающими (инклюзивными), т.е. пр
и исключении некоторых сообщений некоторые другие сообщения включаются
. С точки зрения теории множеств эти две функции синонимичны, но с точ
ки зрения психологии необходимо назвать их отдельно. Рама вокруг карти
ны, рассматриваемая как сообщение, имеющее целью упорядочить и организ
овать восприятие зрителя, гласит: "Обращайте внимание на то, что внутр
и, и не обращайте внимания на то, что вне". Фигура и фон (эти термины
используются психологами-гештальтистами) не находятся в симметричных о
тношениях, в отличие от множества и не-множества теории множеств. Восп
риятие фона должно быть позитивно ослаблено, а восприятие фигуры (в да
нном случае картины) должно быть позитивно усилено.
c) Психологические фреймы связаны с тем, что мы назвали "предпосылками
". Рама картины сообщает зрителю, что при интерпретации картины он не
должен использовать тот же тип мышления, который он мог бы использоват
ь при интерпретации обоев вне рамы. Либо, в терминах теоретико-множест
венной аналогии, - сообщения, заключенные внутри воображаемой линии, о
пределяются как члены класса благодаря тому, что разделяют общие предп
осылки или взаимную связь. Таким образом, сама рама становится частью
системы предпосылок. Либо, как в случае игрового фрейма, - фрейм участ
вует в оценке сообщений, которые он содержит; либо же фрейм просто пом
огает уму в понимании содержащихся сообщений, напоминая мыслящему, что
эти сообщения взаимно соотносятся и сообщения вне фрейма можно игнори
ровать.