СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(15) Привлечение первичного процесса в качестве объясняющего принципа
необходимо для удаления понятия "некоторые" из промежутка между "все"
и "никто", но это не означает, что игра - это просто феномен первичног
о процесса. Различение "игры" и "не-игры" (как и различение фантазии и
не-фантазии), определенно является функцией вторичного процесса, или
"эго". Тот, кто видит сон, обычно не осознает, что он видит сон; "игра
ющему" требуется часто напоминать, что "Это-игра".

Во сне или фантазии сновидящий обычно не оперирует концептом "неправда
". Он оперирует всевозможными типами утверждений, но (что любопытно) н
еспособен на метаутверждения. Он не может, если только не находится на
грани пробуждения, увидеть во сне утверждение (т.е. фрейм), относящее
ся к его сновидению.

Из этого следует, что фрейм игры, используемый здесь как объясняющий п
ринцип, подразумевает особую комбинацию первичного и вторичного процес
сов. Это связано с тем, что говорилось ранее, когда утверждалось, что
игра указывает на шаг вперед в эволюции коммуникации - на решающий шаг
в открытии взаимоотношений карты и территории. В первичном процессе к
арта и территория отождествляются, во вторичном процессе они могут раз
личаться. В игре они могут как отождествляться, так и различаться.

(16) Следует упомянуть еще одну логическую аномалию в этой системе: от
ношения между двумя положениями, обычно описываемые словом "предпосылк
а", становятся нетранзитивными. Вообще, все асимметричные взаимоотноше
ния транзитивны. В этом смысле типично взаимоотношение "больше, чем".
Обычно утверждается, что если А больше, чем В, и В больше, чем С, то А
больше, чем С. Но в психологических процессах транзитивность асимметр
ичных взаимоотношений не наблюдается. Условие Р может быть предпосылко
й для О, О может быть предпосылкой для Я, a R может быть предпосылкой
для Р. В рассматриваемой нами специфической системе этот цикл еще коро
че. Сообщение "Все утверждения внутри этого фрейма ложны" само берется
в качестве предпосылки для оценки своей истинности или ложности. (Обс
уждение нетранзитивности психологических предпочтений см.: McCulloch,
1945. Общей парадигмой для всех парадоксов этого типа является рассело
вский "класс классов, не являющихся членами самих себя" - см.: Whitehe
ad, Russell, 1910-1913). Рассел показывает, что парадокс генерируется
рассмотрением взаимоотношения "является членом" как нетранзитивного.)
Получив предостережение, что в психологии отношение "предпосылка" скор
ее всего нетранзитивно, мы должны использовать слово "предпосылка" для
обозначения зависимости одного сообщения (идеи) от другого, сравнимой
с таким типом зависимости одного положения от другого, о котором в ло
гике говорят, что положение Р - предпосылка для О.

(17) Однако по-прежнему остается неясным, что имеется в виду под "фрей
мом" и связанным с ним понятием "контекст". Первое, что нужно сделать
для внесения ясности, - это подчеркнуть, что оба они - психологические
концепты. Для обсуждения этих положений мы используем два вида аналог
ий: физическую аналогию рамы картины и более абстрактную, но все еще н
е психологическую аналогию математического множества. В теории множест
в математики разработали ряд аксиом и теорем для строгого обсуждения л
огических импликаций членства в пересекающихся категориях "множеств".
Отношения между множествами обычно иллюстрируются схемами, в которых е
диницы (элементы) окружающего мира обозначаются точками, а меньшие мно
жества очерчиваются воображаемыми линиями, которые заключают в себя эл
ементы каждого множества. Такие схемы затем иллюстрируют топологически
й подход к логике классификации. Первый шаг к определению психологичес
кого фрейма может состоять в высказывании, что он (фрейм) является кла
ссом или ограничивает класс (множество) сообщений (осмысленных действи
й). Тогда игра двух индивидуумов при определенных обстоятельствах буде
т определяться как множество всех сообщений, которыми они обменялись з
а ограниченный период времени и которые были модифицированы описанной
нами парадоксальной системой предпосылок. В теоретико-множественной сх
еме эти сообщения могут представляться точками, а "множество" может оч
ерчиваться линией, отделяющей их от других точек, представляющих неигр
овые сообщения. Однако математическая аналогия терпит фиаско, поскольк
у воображаемая линия не дает удовлетворительного представления о психо
логическом фрейме. Мы полагаем, что психологический фрейм в какой-то с
тепени реально существует. Во многих случаях фрейм сознательно распозн
ается и даже может быть представлен в словаре: "игра", "кино", "интерв
ью", "работа", "язык" и т.д. В других случаях явная вербальная ссылка
на фрейм может отсутствовать и субъект может его не опознавать. Однако
аналитик обнаруживает, что при использовании в качестве объясняющего
принципа понятия "бессознательный фрейм" его собственные рассуждения у
прощаются; обычно он идет дальше и предполагает существование такого ф
рейма в субъективном бессознательном.

Если аналогия с математическим множеством, возможно, чрезмерно абстрак
тна, то аналогия с рамой картины чересчур конкретна. Психологический к
онцепт, который мы пытаемся определить, не является ни физическим, ни
логическим. Скорее, фактические физические рамы добавляются к физическ
им картинам из-за того, что человеческим существам легче действовать в
мире, где некоторые из их психологических характеристик экстериоризир
ованы. Именно эти характеристики мы и пытаемся обсуждать, используя эк
сте-риоризацию как иллюстративный прием.

(18) Теперь можно перечислить и проиллюстрировать общие функции и прим
енения психологических фреймов со ссылками на аналогии, ограниченность
которых была показана в предыдущем пункте.

a) Психологические фреймы являются исключающими (эксклюзивными), т.е.
при включении во фрейм некоторых сообщений (осмысленных действий) неко
торые другие сообщения исключаются.

b) Психологические фреймы являются включающими (инклюзивными), т.е. пр
и исключении некоторых сообщений некоторые другие сообщения включаются
. С точки зрения теории множеств эти две функции синонимичны, но с точ
ки зрения психологии необходимо назвать их отдельно. Рама вокруг карти
ны, рассматриваемая как сообщение, имеющее целью упорядочить и организ
овать восприятие зрителя, гласит: "Обращайте внимание на то, что внутр
и, и не обращайте внимания на то, что вне". Фигура и фон (эти термины
используются психологами-гештальтистами) не находятся в симметричных о
тношениях, в отличие от множества и не-множества теории множеств. Восп
риятие фона должно быть позитивно ослаблено, а восприятие фигуры (в да
нном случае картины) должно быть позитивно усилено.

c) Психологические фреймы связаны с тем, что мы назвали "предпосылками
". Рама картины сообщает зрителю, что при интерпретации картины он не
должен использовать тот же тип мышления, который он мог бы использоват
ь при интерпретации обоев вне рамы. Либо, в терминах теоретико-множест
венной аналогии, - сообщения, заключенные внутри воображаемой линии, о
пределяются как члены класса благодаря тому, что разделяют общие предп
осылки или взаимную связь. Таким образом, сама рама становится частью
системы предпосылок. Либо, как в случае игрового фрейма, - фрейм участ
вует в оценке сообщений, которые он содержит; либо же фрейм просто пом
огает уму в понимании содержащихся сообщений, напоминая мыслящему, что
эти сообщения взаимно соотносятся и сообщения вне фрейма можно игнори
ровать.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

организация свадьбы Днепропетровск | виды натяжных потолков в гостиную прямые фото. | оптом с taobao
Hosted by uCoz