СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Можно заметить, что такая модель будет характеризоваться двумя стохаст
ическими механизмами: во-первых, более поверхностным механизмом, посре
дством которого достигаются изменения на соматическом уровне, во-вторы
х - стохастическим механизмом мутаций (или перетасовывания генных конс
телляций) на уровне хромосом. В длительной перспективе при условии сел
екции эти две стохастические системы будут вынуждены работать сообща,
даже несмотря на то, что от более поверхностной соматической системы н
е могут передаваться никакие сообщения к зародышевой плазме. Подозрени
я Самюэля Батлера, что нечто вроде "привычки" могло иметь решающее зна
чение для эволюции, возможно, отнюдь не были выстрелом мимо цели.

После такого введения мы можем продолжить рассмотрение проблем, которы
е гипотеза "двойного послания" и теория шизофрении ставят перед генети
кой.

Генетические проблемы, выдвигаемые теорией "двойного послания"

Коль скоро шизофрения - это модификация (искажение) процесса обучения,
то, задаваясь вопросом о генетике шизофрении, мы не можем просто успо
коиться на генеалогии, выделив из нее госпитализированных и негоспитал
изированных предков индивидуума. Мы не ожидаем a priori, что эти искаж
ения процесса обучения (высоко формальные и абстрактные по своей приро
де) с необходимостью проявятся в подходящем контексте, что и приведет
к госпитализации. Как генетики мы будем решать не ту простую задачу, н
а которой концентрируются менделисты, предполагающие между фенотипом и
генотипом отношения "один на один". Мы не можем просто предположить,
что госпитализированные индивидуумы несут ген шизофрении, тогда как др
угие его не несут. Скорее, нам следует ожидать, что некоторые гены (ил
и констелляции генов) будут изменять паттерны (или потенциалы) процесс
а обучения и что некоторые из результирующих паттернов при конфронтаци
и с соответствующими стрессорами, порождаемыми окружающей средой, буду
т приводить к открытой шизофрении.

В самых общих терминах генетики, любое обучение (будь то усвоение един
ственного бита информации или базовое изменение структуры характера вс
его организма) является приобретением "приобретенных признаков". Это е
сть изменение фенотипа, на которое оказался способен этот фенотип благ
одаря всей цепи физиологических и эмбриологических процессов, ведущих
вспять к генотипу. Каждый шаг этой ведущей вспять последовательности м
ожет быть (что вполне можно себе представить) модифицирован или прерва
н воздействиями среды. Однако, разумеется, многие из этих шагов будут
жесткими в том смысле, что воздействие среды на этой стадии разрушило
бы организм. Нас интересуют только те пункты иерархии, в которых влиян
ие среды возможно, а организм остается в живых. Сколько таких пунктов
может существовать? Нам пока неизвестно. В конечном счете, когда мы до
бираемся до генотипа, нам важно знать, могут или не могут варьироватьс
я те элементы генотипа, которые нас интересуют. Существуют ли различия
от генотипа к генотипу, влияющие на возможность модификации процессов
, ведущих к наблюдаемому нами фенотипическому поведению?

В случае шизофрении мы, очевидно, имеем дело со сравнительно длинной и
сложной иерархией. История болезни указывает, что эта иерархия - не п
росто цепь причин и следствий, ведущая от генного сценария к фенотипу,
но что эта цепь в некоторых пунктах обусловливается факторами среды.
Кажется, что при шизофрении сами факторы среды могут модифицироваться
под влиянием поведения субъекта, когда бы поведение, относящееся к шиз
офрении, ни возникало.

Для иллюстрации этих сложностей, возможно, стоит уделить внимание гене
тическим проблемам, выдвигаемым другими формами коммуникативного повед
ения - юмором, способностями к математике или музыкальной композиции.
Возможно, во всех этих случаях существуют значительные генетические ин
дивидуальные различия для тех факторов, которые отвечают за способност
ь к приобретению соответствующих навыков. Но сами навыки и их конкретн
ое проявление также сильно зависят от обстоятельств среды и даже от сп
ецифического обучения. Однако дополнением к этим двум компонентам ситу
ации служит факт, что индивидуум, выказывающий способности, например,
к музыкальной композиции, скорее всего будет "переплавлять" свое окруж
ение в направлении, благоприятном для развития его способностей. Сам ж
е он, в свою очередь, будет создавать для других среду, благоприятству
ющую их развитию в том же направлении.

В случае с юмором ситуация может быть даже еще на шаг сложнее. В этом
случае совсем не обязательно, что отношения между юмористом и его окру
жением будут симметричными. В некоторых случаях юморист катализирует ю
мор у других, но во многих иных случаях возникают хорошо известные ком
плементарные отношения между юмористом и "прямым" человеком. И, разуме
ется, если юмористу удается захватить центр сцены, он может низвести д
ругих до положения получателей юмора, не вносящих собственного вклада.

Эти соображения полностью могут быть применены к проблеме шизофрении.
Любой, кто понаблюдает за трансакциями, происходящими между членами се
мьи идентифицированного шизофреника, немедленно заметит, что симптомат
ическое поведение пациента согласуется с этой средой и, разумеется, ус
иливает у других членов те характеристики, которые вызывают шизофренич
еское поведение. Таким образом, в дополнение к двум стохастическим мех
анизмам, описанным в предыдущей части, мы теперь сталкиваемся с третьи
м, а именно: с механизмом таких изменений, посредством которых семья п
остепенно организуется (т.е. ограничивает поведение своих индивидуальн
ых членов) таким образом, чтобы соответствовать шизофрении.

Часто задают вопрос: "Если данная семья является шизофреногенной (schi
zophrenogenic), то как выходит, что диагноз "шизофрения" не получают в
се отпрыски разом?" Здесь необходимо подчеркнуть, что семья, как и люб
ая другая организация, зависит от создаваемой ею дифференциации между
своими членами. Во многих организациях есть место только для одного бо
сса, несмотря на тот факт, что организация работает на основе предпосы
лок, стимулирующих у своих членов административные навыки и амбиции. Т
ак и в шизофреногенной семье может быть место только для одного шизофр
еника. Случай с юмористом вполне аналогичен. Организация семьи Маркс,
породившая четырех профессиональных юмористов, определенно была соверш
енно исключительной [5].


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

внедорожник ламборджини | Структура имиджа руководителя организации. | Вебинар hr там.
Hosted by uCoz