СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Другим примером может служить эксперимент, в про¬цессе которого испыту
емого в скафандре помещали в резервуар с водой. В таком положении испы
туемые в первые полчаса засыпали, а когда просыпались, то у них возник
али нарушения восприятия. Они не могли разли¬чать верх и низ, левое и
правое. Кроме того, в их сознании царила лишь одна какая-нибудь мысль,
от кото¬рой они не могли избавиться. Если через наушники пода¬вали ка
кую-то фразу, то эта навязчивая мысль заме¬щалась новой, зависящей от
этой фразы. И только когда через наушники подавался связный текст или
музыка, то мышление испытуемых нормализовывалось [387].
Вот еще пример. Испытуемых просили долго смотреть на телеэкран, на кот
ором были лишь беспорядочные соче¬тания пятен (белый шум). Ничего, кро
ме экрана, в поле их зрения не было. В этом случае нарушалось восприят
ие, и это нарушение было аналогично возникавшему при сен¬сорной изоляц
ии [38, 394].
Перестройка восприятия при обучении
До сих пор мы обсуждали условия, необходимые для полноценного развития
восприятия. Действительно, и ак¬тивное взаимодействие с объектом, и н
аличие обратной связи, и ряд других условий способствуют построению ад
екватных образов, позволяющих узнавать оригиналы и быстро, и точно, и
надежно. Однако не сразу образы достигают такого совершенства. На этом
пути выявлен ряд промежуточных этапов. Понимание механизмов этих посл
едовательных этапов позволяет представлять воспри¬нимаемый материал оп
тимальным способом и тем уско¬рять и корректировать процесс формирован
ия восприя¬тия.
Зрительное наблюдение — целесообразно организо¬ванное восприятие, подч
иненное стоящей перед челове¬ком задаче. Обычно основные задачи наблюд
ения фор¬мулируют как обнаружение, опознавание (узнавание), идентифика
цию. При обнаружении наблюдатель фикси¬рует только наличие объекта (ес
ть он или нет), при опознании он относит его к классу объектов (по обо
б¬щенным характеристикам класса), а при идентификации производит сличе
ние объекта с конкретным эталоном, хра¬нящимся в памяти, и на основани
и этой информации определяет значимость объекта в данной ситуации и пр
и¬нимает соответствующее решение.
Для обнаружения объекта с максимальной скоростью человек должен исполь
зовать такие свойства образов, как константность, обобщенность, предме
тность. Например, только достаточно сформированная константность допус
¬кает точное определение пространственного положения и ориентации объе
кта независимо от его расстояния до наблюдателя, ракурса наблюдения, ц
вета и формы. Опо¬знание объекта может быть реализовано достаточно быс
т¬ро и надежно, если человек опирается на эффективную систему признако
в.
На основании экспериментального и теоретического анализа механизмов во
сприятия и узнавания зрительных изображений нами была выдвинута гипоте
за о иерархи¬ческой структуре процессов восприятия и опознавания [87,
88]. Такая структура развития восприятия позво¬ляет понять переход от
подробного и последовательного обследования объекта, зависящего только
от его конфи¬гурации, к активному выдвижению гипотез о возмож¬ной его
форме на основе информации о классе близких фигур, накопленной в долг
овременной памяти, и проверке только критических точек этих гипотез.
Каждая зрительная задача содержит ограничения по скорости и точности р
ешения. Они направляют поиск в различные поля долговременной памяти, о
пределяя об¬ращение к более или менее обобщенным признакам. Когда чело
век должен решить задачу достаточно точно, а время решения жестко не о
граничено, он, по нашему мнению, прибегает к описанию объекта с помощь
ю рекурсивно-вычисляемых признаков разного уровня обобщенности. Если з
адача решается в дефиците времени и некритична к точности решения, то
используются описания другого типа — целостные представления объектов.
Формирование таких представлений связано с разными видами прост-ранст
венных преобразований всей фигуры в мысленном поле. Предполагается, чт
о признаки первого типа фор-
43
мируются механизмами левого полушария головного моз¬га, а второго — ме
ханизмами правого полушария [90].
Процесс формирования «левополушарных» признаков любого уровня включает
восприятие отдельных свойств объекта и логические операции, совершаем
ые над описа¬ниями кодов этих свойств во внутреннем поле. Число и сост
ав этих логических операций и определяют отли¬чие каждого уровня в иер
архии обобщенности призна¬ков. Чем выше уровень, тем большая часть опе
раций по вычислению признаков объекта при его анализе про¬изводится мы
сленно, с разрывом во времени между вос¬приятием и узнаванием объекта.
Движение от низшего уровня иерархии признаков ко все более высоким со
от-ветствует постепенному переходу при узнавании от дейст¬вий только с
объектом через сочетание действий с объ¬ектом и информацией, хранящей
ся в памяти, к дейст¬виям главным образом с информацией в памяти. Иным
и словами, этот процесс сопоставляется с погружением (интериоризацией)
—переходом при узнавании от внешних двигательных операций с объектом к
замене внешних действий на мыслительные операции обобщения и абстра¬г
ирования. По мере продвижения по этой иерархии более медленные — двига
тельные — операции вносят все мень¬ший вклад в формирование признаков,
и, овладевая признаками более высоких уровней обобщенности, чело¬век
использует при восприятии все более обобщенные оперативные единицы. В
связи с тем, что объем крат-ковременной памяти ограничен (об этом боле
е подробно см. в разделе «Память»), при повышении степени обоб¬щенност
и оперативных единиц, используемых в качестве признаков, растет информ
ативный объем оперативного поля.
Первый, низший уровень иерархической системы приз¬наков восприятия сос
тавляют локальные (первичные) признаки, характеризующие отдельные учас
тки контура объекта, например выпуклость участка, излом, кривизну, дли
ну. Число участков, на которые разбивается контур объекта при его опис
ании с помощью первичных призна¬ков (первичный код), сопоставимо со сл
ожностью объек¬та: оно тем больше, чем он сложнее. При опознании произ
водится сличение кодов объекта, формируемого при восприятии и хранящег
ося в памяти. Сравнение первич¬ных кодов адекватно наложению контуров
объектов друг
44
на друга и их повороту до совмещения всех одинаковых участков.
Следующий уровень иерархии составляют обобщен¬ные (вторичные) признаки
, характеризующие не отдель¬ные участки контура объекта, а весь объект
в целом, например число углов (ранг), число вогнутостей, степень изре
занности всего контура и др. Логические операции фильтрации, компресси
и и суммации, производимые в па¬мяти, позволяют из первичного кода объ
екта получать его обобщенные признаки. Поскольку уже не вся об¬работка
объекта при его восприятии производится во внешнем поле, а часть опер
аций выполняется мысленно, во внутреннем поле, постольку скорость восп
риятия по¬вышается, но происходит некоторая потеря точности узна¬вания
объекта из-за обобщенности признаков.
Третий уровень составляют еще более обобщенные — третичные — признаки.
Они характеризуют не сам контур воспринимаемого объекта, а его соотно
шение с контуром другого вспомогательного объекта, который целиком фор
¬мируется мысленно. К таким признакам можно отнести удлиненность объек
та, его компактность, площадь, ориен¬тацию. Операции, вычисляющие трет
ичные признаки, соот¬носят воспринимаемый объект со вспомогательным, и
большая часть операций по обработке сведений об объекте выполняется м
ысленно, поэтому скорость узна¬вания на их основе растет по сравнению
с узнаванием при использовании вторичных признаков, но точность его по
нижается.
Высший уровень иерархии — признаки сходства. Они обозначаются словами:
похож, напоминает, близок и со¬держат сведения не об одном, а о неско
льких объектах в их взаимных отношениях. Определение признаков сход¬ст
ва базируется на мысленных операциях — соотнесении отображений объекто
в с системой абстрактных осей коор¬динат. Каждая ось в этой системе —
признак, по кото¬рому сравниваются объекты. Результаты сравнения поло¬
жения объектов относительно всех использованных осей (выбранного прост
ранства признаков) и есть признаки сходства. Они хранятся в памяти как
сведения о степени качественного и количественного сходства объектов.
Та¬ким образом, признаки сходства отражают уже инфор¬мацию не о свойс
твах самих объектов, а только об отношениях их свойств.
45
Если человек владеет указанной левополушарной си¬стемой признаков, то
последовательность узнавания мо¬жет быть представлена таким образом.
Вначале устанав¬ливается взаимное расположение и обобщенное сходство ф
игур, затем каждая из них категоризуется с помощью третичных, вторичны
х или первичных признаков в зави¬симости от необходимой скорости и точ
ности опо¬знания.
Особенности правосторонних представлений являются следствием иного вос
приятия объекта и иных форм его мысленного преобразования. Как известн
о, каждый объект мы характеризуем прежде всего со стороны прак-тическо
й — что мы можем делать с ним. Реализуя спе¬цифические для данного объ
екта действия, мы постепенно формируем его образ, и в дальнейшем, восп
роизводя в предельно сокращенном варианте начальные компоненты этой си
стемы действий в виде лишь намека на действия, мы получаем образ объек
та. Важно подчеркнуть, что, поскольку правое полушарие ответственно за
восприятие пространственных отношений и направления движения, постоль
ку оно и обеспечивает развитие так называемого геометрического мышлени
я, позволяющего, например, вы¬делять топологические инварианты еще до
созревания логического мышления, классификации и истинных поня¬тий. Та
кие свойства правосторонних преобразований вно¬сят весомый вклад в фун
кционирование практического интеллекта, который позволяет осуществить
не только вербально-логическое, но и наглядно-действенное выделение пр
изнаков. Используя особую логику — пространственно-временную и логику
действия, правое полушарие форми¬рует те грани образа, в которых может
быть отражено не только целостное восприятие объекта, но и синтезиро¬
вано видение его с нескольких ракурсов одновременно. Если представить
себе левосторонний образ как проекцию объекта на плоскость в некоторый
единственный момент восприятия, то правосторонний образ — это обобщен
ный портрет объекта.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

доставка пианино | Изготовление номерных знаков Киев смотрите на gosznak.com.ua. | Дубликат номера смотрите на avtonomera.net.ua.
Hosted by uCoz