СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Активные методы обучения оказались наиболее про¬дуктивными для взрослы
х, поскольку они разумно исполь¬зуют жизненный и профессиональный опыт
и в них учтены возрастные особенности психики. Активные методы обуче¬
ния базируются на экспериментально установленных фак¬тах о том, что в
памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% то
го, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что о
н слышит [146], следовательно, наиболее эффективная форма обу¬чения до
лжна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эт
и данные демонстрируют целесообразность использования активных методов
обуче¬ния
Все активные методы направлены не только на овла¬дение конкретными зна
ниями, но и на совершенствование различных психических навыков специал
истов: усиление способности к анализу «неочищенных» задач, умение упра
влять своими эмоциями, принимая ответственные ре¬шения в неоптимальных
условиях Рассмотрим отдельно различные методы

Конкретные ситуации
Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирова
нных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятель
но. Сталки¬ваясь с конкретной задачей, специалист прежде всего должен
определить, есть ли в ней проблема и в чем, соб¬ственно, она состоит,
определить свою позицию, выяс¬нить, что следует решать и есть ли в это
м необходимость. На рис. 22 изображена конкретная ситуация, содержащая
понятную всем проблему, решение которой жизненно важ¬но для каждого и
з участников.
При традиционном способе обучения в вузе условия задачи обычно выступа
ют перед студентами сразу в четко сформулированном виде, в котором они
могут войти в ре¬шение. Составитель задачи уже совершил ту сложную ин
теллектуальную работу, которая необходима для точной ее постановки. Од
нако в реальной жизненной ситуации условия задачи не только заранее не
известны, никем не заданы, но часто замаскированы, повернуты для чело
века не той стороной, в какой затем фигурируют в процессе ре¬шения. Та
ким образом, при решении учебной задачи, как правило, не требуется пре
образования ее условий к виду, пригодному для использования в процессе
решения, а при решении любой практической, производственной задачи та
кое преобразование превращается в самостоятельную сложную задачу. Коль
скоро учебная задача дана студен¬ту, от него не требуется умения обна
ружить проблему, из которой она произошла. Для него остается загадкой,
как можно из огромного множества сторон и свойств, так или иначе отно
сящихся к проблемной ситуации, выделить те, которые потребуются для ее
разрешения,— ведь в учебной задаче всегда ограниченное количество усл
овий и, как правило, именно те, которые будут необходимы. Не слу¬чайно
для учебной деятельности нередко характерны фор¬мальные решения, их г
лавный принцип — поиск подхо¬дящего способа комбинирования заданных ус
ловий без анализа содержательной стороны задачи.
При использовании метода конкретных ситуаций обу¬чаемому предлагают сб
орник с развернутыми описаниями ситуаций, описание каждой ситуации сос
тавляет от 2 до 40 страниц машинописного текста. Обучающийся выделяет
симптомы проблемы, важную информацию и решает, что
нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций широко используется
форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в
другой форме вы¬глядели бы менее интересно. Описание ситуаций пред¬ста
влено таким образом, что обучаемому необходимо са¬мому определить, что
«дано» и что «требуется найти».

466

Рис. 22 Пример конкретной ситуации.
(Из кн Гильде В И , Штарке К Д Нужны идеи М , 1973 )

467
Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близк
их к оптимальному и приемлемых в конкрет¬ной обстановке. На этом ее св
ойстве и базируется заключительная дискуссия с учащимися, в которой ср
авнивают¬ся найденные ими различные варианты решения. Обсуж¬дение разл
ичных вариантов решения одной и той же си¬туации существенно углубляет
опыт обучаемых: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения
, по-слушать и взвесить множество их оценок, дополнений и изменений. Э
то, конечно, не равноценно многократному самостоятельному принятию реш
ений в реальной обста¬новке, но в какой-то мере способствует приобрете
нию жизненного опыта.
Важно отметить, что в конкретные ситуации, как пра¬вило, включена допо
лнительная информация, казалось бы, не относящаяся прямо к решаемой за
даче, например, сведения об истории предприятия, но она позволяет ана-
лизировать предложенный материал как с объективной, так и с субъективн
ой точки зрения. Описания ситуаций содержат не только указания на отно
шения между людьми и поведение участников событий, но включают и данны
е, совсем не нужные для решения. Часто в них нет четко сформулированно
го вопроса, и они не только не имеют однозначного решения, но могут во
обще не иметь решения в общепринятом смысле слова. Информация может бы
ть дана не в логической последовательности, а в том порядке и форме, в
каких она встречается на практике. При ана¬лизе различных подходов и
попыток решения демонстри¬руется, как важно отделить факты от их толко
вания и по¬казывается, что для этого необходимо учитывать, кто дал те
или иные сведения.
Как показала практика, метод анализа ситуаций сти¬мулирует обращение к
литературным источникам, консуль¬тациям и усиливает стремление к прио
бретению теоре¬тических знаний для получения ответов на поставленные в
опросы. Именно поэтому метод закрепляет сведения, по¬лучаемые на лекци
ях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Од
нако его цель — не в простом закреплении теоретических знаний, ситуаци
и должны развивать у обучающихся инициативу, аналити¬ческие способност
и, способствовать правильному исполь¬зованию имеющейся в их распоряжен
ии информации и умению обосновывать свои решения. Главная задача
468
этого метода — развить умение анализировать нерафини¬рованные задачи,
вырабатывать самостоятельные реше¬ния. Процесс выработки решения соста
вляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее зна-
чение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить и сформулирова
ть задачу и значимые факты, помогающие ее решить, для чего необходимо
тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничи
вающие решение, разработать несколько альтер¬нативных способов действи
я, произвести разбор положи¬тельных и отрицательных последствий каждог
о и, наконец, обосновать лучший вариант решения.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

смазочные станции | Програми психологічні тренінги для школярів скачати безкоштовно.
Hosted by uCoz