СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

e) Что касается военных действий, то современные комментарии к старинн
ым войнам между раджами указывают, что в период сбора этих комментарие
в (1936-1939 гг.) представления о войне включали обширные элементы вза
имного избегания. Деревня Баджонг Геде (Bajoeng Gede) была окружена ст
арым частоколом и рвом, и люди объясняли функцию этих укреплений в сле
дующих выражениях: "Если мы с тобой поссорились, тогда ты пойдешь и вы
роешь канаву вокруг своего дома. Позже я приду с тобой драться, но я н
айду канаву, и драки не будет". Психология типа взаимной "линии Мажино
". Аналогичным образом, границы между соседними королевствами представ
ляли собой пустынную ничейную землю, где обитали только бродяги и изгн
анники. Несомненно, весьма отличающаяся психология военных действий ра
звилась, когда в начале восемнадцатого века королевство Карангасем отп
равилось на завоевание соседнего острова Ломбок. Психология этого мили
таризма не исследовалась, но есть основания полагать, что временная пе
рспектива балийских колонистов на о. Ломбок сегодня существенно отлича
ется от таковой у балийцев на Бали (Bateson, 1937).
f) Формальные приемы социального воздействия - ораторское искусство и
тому подобное - почти полностью отсутствуют в балийской культуре. Треб
ование продолжительного внимания от индивидуума или попытки оказания э
моционального влияния на группу вызывают равную неприязнь и фактически
невозможны, поскольку при подобных обстоятельствах внимание жертвы бы
стро отклоняется. На Бали не встречается даже речь такой продолжительн
ости, которая в большинстве культур использовалась бы для рассказа ист
ории. Обычно после одной-двух фраз рассказчик делает паузу и ждет, пок
а кто-то из аудитории не задаст ему конкретный вопрос о каких-то детал
ях повествования. Он отвечает на вопрос, после чего возобновляет повес
твование. Эта процедура очевидным образом разрушает кумулятивное напря
жение посредством нерелевантных взаимодействий.
g) Основные иерархические структуры общества - кастовая система и иера
рхия полноправных граждан, составляющих совет деревни, - являются жест
кими. Нельзя представить себе контекст, в котором один индивидуум мог
бы соревноваться с другим индивидуумом за положение в любой из этих си
стем. Индивидуум может лишиться своего членства в иерархии за самые ра
зные действия, но его место в ней измениться не может. Если впоследств
ии он возвращается к ортодоксии и принимается обратно, он занимает сво
е исходное положение по отношению к другим членам (Mead, 1937).

Все приведенные описательные обобщения частично отвечают на негативный
вопрос: "Почему балийское общество не схизмогенно?" От комбинации эти
х обобщений мы приходим к картине общества, весьма примечательно отлич
ающегося от нашего собственного, от общества ятмулов, от тех систем со
циального противостояния, которые анализировал Рэдклифф-Браун, а также
от любой социальной структуры, постулируемой марксистским анализом.

Мы начали с гипотезы, что человеческие существа склонны вовлекаться в
последовательности кумулятивных взаимодействий, и эта гипотеза остаетс
я практически неизменной. По крайней мере, балийские дети очевидно име
ют такие тенденции. Однако, чтобы быть социологически валидной, эта ги
потеза теперь должна быть защищена взятой в скобки оговоркой, что эти
тенденции действуют в динамике общества только тогда, когда детское во
спитание не предотвращает их выражения во взрослой жизни.

Продемонстрировав, что тенденции к кумулятивным взаимодействиям подвер
жены некоторым видам модификации, ингибирования или изменения обусловл
ивания, мы продвинулись в нашем знании сферы формирования человеческог
о характера [3]. Это важное продвижение. Мы знаем, каким образом балий
цам удается избегать схизмогенеза, и мы знаем, как их неприязнь к схиз
могенным паттернам выражается в многочисленных деталях социальной орга
низации: жестких иерархиях, институтах обращения со ссорами, и т.д. Но
мы по-прежнему ничего не знаем о позитивной динамике общества. Мы отв
етили только на негативный вопрос.

3 Как это обычно бывает в антропологии, данные недостаточно точны, что
бы дать нам какие-либо ключи к природе вовлеченных процессов обучения.
Антропология в лучшем случае способна только поднимать проблемы этого
порядка. Следующие шаги нужно оставить лабораторным экспериментам.

Каковы в действительности мотивы и ценности, сопровождающие сложную и
богатую культурную активность балийцев? Что, если не соревнование или
другие виды кумулятивных взаимодействий, заставляет балийцев исполнять
сложные паттерны их жизни?

(1) Любому приехавшему на Бали немедленно становится ясно, что ни прио
бретательство, ни грубая физиологическая потребность не являются движу
щей силой культурной деятельности. Балийцы, особенно на равнинах, не г
олодают и не бедствуют. Они расточительно относятся к пище, и значител
ьная часть их активности уходит на совершенно непроизводительные дейст
вия художественной или ритуальной природы, в которых щедро расходуются
пища и имущество. В целом, мы сталкиваемся скорее с экономикой изобил
ия, чем с экономикой нужды. Некоторые, разумеется, оцениваются своими
соседями как "бедные", но никому из этих бедных не угрожает голод, и с
ообщение, что человеческие существа могут фактически умирать от голода
в больших городах Запада повергает балийцев в сильнейший шок.

(2) В своих экономических делах бапийцы выказывают большую осторожност
ь в маленьких сделках. Они "крохоборы". Но эта осторожность сводится н
а нет периодическим "разбазариванием", когда они расходуют значительны
е суммы на церемонии и другие формы расточительного потребления. Тольк
о очень немногие балийцы заботятся об устойчивом приращении своего бог
атства или собственности; их отчасти недолюбливают, а отчасти считают
чудаками. Подавляющее большинство "экономит гроши" недолго и с конкрет
ной целью. Они экономят, пока не наберут достаточно, чтобы потратиться
на некоторую церемонию. Мы не должны описывать балийскую экономику в
терминах усилий индивидуума по максимизации стоимости, а скорее должны
сравнить ее с релаксационными колебаниями из области физиологии или и
нженерии, имея в виду, что эта аналогия на только описывает последоват
ельности их сделок, но и сами они видят подобную форму как естественну
ю для этих последовательностей.

(3) Примечательна зависимость балийцев от пространственной ориентации.
Чтобы действовать, они должны знать свои "опорные точки". Если балийц
а провезти на автомобиле по извилистой дороге, чтобы он потерял чувств
о направления, он может впасть в тяжелую дезориентацию и стать неспосо
бным действовать (например, танцор может потерять способность танцеват
ь) до тех пор, пока не вернет свою ориентацию, увидев какой-то важный
ориентир, такой как центральная гора острова, вокруг которой структури
рованы опорные точки. Имеется сходная зависимость от социальной ориент
ации, с тем различием, что пространственная ориентация происходит в го
ризонтальной плоскости, а социальная в основном ощущается как вертикал
ьная. Когда встречаются два незнакомца, то прежде чем начать свободно
говорить, им необходимо установить относительное кастовое положение. О
дин спрашивает другого: "Где ты сидишь?" - что является метафорой для
касты. В сущности, спрашивается: "Ты сидишь высоко или низко?" Когда к
аждый знает касту другого, он знает, какого этикета и каких лингвистич
еских форм он должен придерживаться, и тогда разговор может продолжать
ся. При отсутствии такой ориентации балийцы косноязычны.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

анонимный интернет | На сайте http://street-dealer.ru курительные смеси в москве. | Домашних растений смотрите на http://www.растениямаркет.рф.
Hosted by uCoz