СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

внушений, если абсолютно не доверял, то ни одно из внушений не реализ
овалось.
Мера внушаемости — не постоянный признак для дан¬ного человека, она ме
няется с возрастом. Кроме того, бо¬лее подвержены внушению люди впечат
лительные, роб¬кие, стеснительные, а также утомленные и истощенные. Бо
лезнь, обеспокоенность будущим предрасполагают че¬ловека к внушению. С
ледует напомнить, что человек в состоянии мышечной релаксации, расслаб
ленности более подвержен внушению. Внушаемость оказывается полезной че
ловеку в тех случаях, когда его нервная система ослаб¬лена какими-либо
чрезвычайными воздействиями: бо¬лезнью, глубоким горем, страхом, силь
ным физическим утомлением. Тогда он обращается за советом и помощью к
мудрому человеку, авторитетному лицу. Последний, играя роль желательно
го помощника, фактически осу¬ществляет внушение. Эффект внушения прояв
ляется в ус¬корении обработки и усвоения информации по сравнению с сит
уацией, когда подобная информация не испраши¬вается, а вводится ему пр
инудительно.
Внушение может выступать в роли организующего и охраняющего фактора, к
огда у человека обнаруживается дефицит информации и опыта поведения в
сложной или незнакомой обстановке. Если попытки самостоятельно построи
ть стратегию поведения при преодолении препят¬ствий оказываются безусп
ешными, это может способство¬вать переходу к подражательному поведению
и к некри¬тическому восприятию сигналов от тех, кому удавалось успешн
о действовать в подобных условиях. Когда человек воспринимает рекоменд
ации другого (авторитетного) лица без критической оценки, полностью по
лагаясь на опыт по¬следнего, тогда собственные волевые качества челове
ка, пусть даже весьма высокие, на время полностью исклю¬чаются из обор
ота.
Внушение усиливается, если содержание внушаемых формул идет как бы в у
нисон с теми ощущениями и ожи¬даниями, которые в данный момент действи
тельно пере¬живает внушаемый человек. Как известно, процессы ориентиро
вки в окружающей среде связаны с определе¬нием достоверности поступающ
ей информации и ее личной значимости. Большая часть этой обработки про
водится автоматически на подсознательном уровне и не загружает сознани
е реакцией на малозначимые или недостоверные сигналы из внешней среды.
496
Особенность внушения кро¬ется в том, что помимо основной информации, с
вязанной с содержанием внушения, вводится добавочная, придаю¬щая досто
верность основной информации. Через некото¬рый период времени внушаемы
й убеждается в том, что каждое слово внушающего находит безусловное по
дтверж¬дение в его чувствах и впечатлениях, и доверие к вну-шению возр
астает. При этом функция активного контроля сознания, обычно направлен
ная на текущую проверку соответствия внушения реальным свойствам окруж
ающей среды, становится как бы излишней, избыточной и посте¬пенно осла
бевает до степени бессознательного отождест¬вления словесной информаци
и, поступающей от внушающе¬го, с восприятием окружающего мира.
Возвращаясь к методу погружения, следует заметить, что понимание психо
логических механизмов внушения позволяет преподавателю эффективно испо
льзовать эле¬менты внушения в учебном процессе. Уверенность уча¬щихся
в педагогическом мастерстве преподавателя спо¬собствует преодолению их
недоверия к своим силам при освоении учебного материала, что, в свою
очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме умственной р
аботоспособности и познавательной деятельности. Без¬условное доверие у
чащихся позволяет преподавателю осу¬ществлять внушение, воздействуя пр
еимущественно через эмоциональную сферу. Вводимая на этом фоне аргумен
¬тация поддерживает и укрепляет созданный эмоциональ¬ный настрой.
Включение различных форм внушения в обучение мо¬жет осуществляться каж
дым преподавателем. Если его авторитет достаточно высок, привлекательн
ость выдви¬гаемых им аргументов усиливается. Укрепление доверия подгот
авливает студента к признанию истинности аргу¬ментации, приводимой на
занятиях, а возникшая уста¬новка перестраивает все процессы усвоения з
наний. Та¬ким образом, статус преподавателя, понимаемый как его мораль
ный и профессиональный авторитет, а также его личные качества, облегча
ющие контакт с аудиторией, слу¬жат важным внушающим фактором.
Сущность концепции суггестопедии в преподавании заключается в повышени
и эффективности решения уча¬щимся учебных задач путем эмоционального в
нушения в бодрствующем состоянии, тем самым обеспечивается
497
существенное обострение памяти, рост объема активизи¬руемой информаци
и, повышение скорости запоминания и воспроизведения. Этот подход, осно
ванный на теорети¬ческих положениях, высказанных В. М. Бехтеревым в на
стоящее время получил развитие в работах болгар¬ского ученого Г. Лозан
ова и подхвачен советскими исследователями [31, 168, 169].
Важную роль в процессе внушения кроме авторитета преподавателя играют
возможность временной функцио¬нальной инфантилизации аудитории, двупла
новость изло¬жения учебного материала, стимуляция так называемой неспе
цифической психической реактивности, отзывчивос¬ти. Суггестивность уст
ного сообщения или текста может основываться на его содержании или фор
ме или на том и другом одновременно. Внушение, основанное на содержани
и, состоит в особом подборе и сочетании аргу¬ментов, входящих в состав
данного сообщения. Суггестив¬ность содержания сообщения может вызыват
ься также эмоциональной его стороной. Внушение, основанное на форме, з
аключается в особом оформлении и подаче сооб¬щения. Внушающее воздейст
вие личности преподава¬теля на учеников ярко проявляется в том, что ег
о настроение, как правило, передается им непосред¬ственно, и в том, чт
о форма вопросов может и активизи¬ровать и подавлять настроение ученик
ов. Одним из про¬дуктивных видов метода погружения является суггестив¬
ный метод Г. Лозанова [168, 169], в котором внушение занимает важное м
есто.
Внушение может быть открытым и включать настоя¬тельную рекомендацию не
заботиться о заучивании, что гарантируется самим методом обучения. За
крытое внуше¬ние осуществляется не через прямые указания препода¬вател
я, а через воздействие обстановки обучения и спосо¬бов подачи материал
а. Оно эффективнее, чем открытое, так как исключает противодействие уч
ащегося, но требует большего мастерства от преподавателя. Оно способст
вует подсознательной и полной мобилизации внимания, памяти и мышления.
В состоянии, когда сняты барьеры неуве¬ренности в своих силах и сформ
ировано убеждение в спо¬собности достичь намеченную цель, человек демо
нстри¬рует существенное расширение своих творческих возмож¬ностей.
498
Погружение — это система обучения, которая создает у учащегося внутрен
нее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Дл
я стимулиро¬вания внимания используется обращение не только к про-изво
льному, но и к непроизвольному вниманию и особен¬но к бессознательному
периферийному восприятию. Ме¬тод погружения опирается на три принципа
: удоволь¬ствие и релаксацию на занятиях, единство сознатель¬ного и по
дсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения. Поскольку в эт
ой методике обучение не рас¬сматривается как тяжкий труд, то и вопроса
о перерывах для отдыха не возникает. От легкого и приятного усвоения
все большего материала возникает ощущение наслажде¬ния. Обучение орган
изуется таким образом, что не сопро¬вождается каким-либо напряжением.
Преподаватель орга¬низует своевременное получение информации об усвоен
ии учащимися материала и учитывает возможности каждого. Прилагаются сп
ециальные усилия для создания и исполь¬зования авторитета преподавател
я с целью поддержания у учащихся уверенности в успехе и радостной атмо
сферы в процессе обучения.
Учебный материал предлагается не только, как обычно, детализировано, н
о и в глобальных, обобщенных еди¬ницах, представляемых посредством син
тетических кар¬тин, схем, планов — для одновременного логического и эм
оционального восприятия и усвоения. Иногда этот учебный материал предс
тавляет собой специально снятые кинофильмы и пьесы, сочетающие в себе
музыку, балет, драму и логические алгоритмы конкретного материала. Осо
бенно важно включение элементов произведений ис¬кусства, поскольку они
обладают не только педагоги¬ческим, но и психотерапевтическим, релакс
ационным воз¬действием. Принцип внутреннего раскрепощения делает этот
метод особенно продуктивным. Для достижения этой цели привлекаются всп
омогательные средства, в том числе вовлечение учащихся в пение, танцы,
игры, опирающиеся на разнообразные интонационные и ритмические компо-
ненты. Специальным образом организованная «концерт¬ная псевдопассивнос
ть» создает условия, при которых у учащихся вызываются состояния, близ
кие к художест¬венному переживанию.
Метод погружения нашел свое применение прежде всего при обучении иност
ранному языку. В традиционном обучении неоправданно большая нагрузка п
адает на произвольное запоминание. В методе погружения центр тя-жести
переносится на последующее применение знаний, и главной задачей для об
учающихся становится пони¬мание, автоматически включающее непроизвольн
ое запо¬минание. Вместо того чтобы каждое заучиваемое слово специально
вносить в необходимый для него ассоциатив¬ный ряд, в этом случае пост
упают иначе — с самого начала обучающего включают в определенную темат
ичес¬кую ситуацию с уже готовыми ассоциациями для тех слов, которые ем
у предстоит заучить, т. е. создается нужная речевая среда. Прямая цель
обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситу
ации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает
нужные ассоциации для запоминания слов. Происходит как бы преднастройк
а определенных зон памяти. По этому методу за один день можно выучить
200 слов иностран¬ного языка и без всяких повторений воспроизвести их
с без-упречным произношением и уверенностью в себе. Напри¬мер, для реш
ения задачи интенсивному обучению языку использовали метод погружения
преподаватели Политех¬нического института Тольятти. Обучение проводило
сь в два цикла. Первый (в первом семестре) продолжался 20 дней по 4 ча
са в день и был ориентирован на овладение общеупотребительной лексикой
и грамматикой. Второй (во втором семестре) был рассчитан на 60 учебны
х часов и ориентирован на овладение специальной терминологией.
В Болгарии по этому методу учат не только иностран¬ные языки: в экспер
иментальных группах проходят физику не за 100 часов, растянутых на уче
бный год, а за 50 часов в течение 10 дней, затем так же монолитно изуч
ается алгебра, вслед за этим литература, при этом не тратятся силы на
адаптацию. В конце каждого курса обучения про¬водятся сеансы запоминан
ия, когда ученики просто сидят и слушают, освобожденные от всех ограни
чений, пребы¬вая в состоянии концертной псевдопассивности, и при этом,
как выяснилось, они все отлично запоминают. По¬скольку занятия по это
му методу происходят в необыч¬ной обстановке, приводящей к полному рас
крепощению, они не только не вызывают у учащихся никакого утомле¬ния,
но, напротив, порождают ощущение отдыха и избытка сил. Такое изменение
стратегии обучения позволяет пре¬одолевать устаревшее представление о
весьма ограни¬ченных нормах усвоения материала.
500
Вместо ощущения своей неполноценности, выражающейся в опасении не за-п
омнить, у обучающихся возникает, благодаря ненавяз¬чивому внушению, ощ
ущение полноценности, собственной силы, уверенности в себе и преподава
теле. Когда обучае¬мый испытывает всевозрастающую уверенность в своих
силах, он подготовлен к переходу от обучения к само¬обучению. Авторите
т преподавателя служит одним из ос¬новных факторов, предопределяющих в
озможности внуше¬ния, достижения благоприятных условий эмоционального
возбуждения, обеспечивающего рост объема памяти, быстроты запоминания
и воспроизведения. Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы
доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство пре
пода¬вателя способствует росту их уверенности в усвоении учеб-ного мат
ериала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем
подъеме их умственной работоспо¬собности и познавательной деятельности
.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Веб камера sven тут. | Девушка ебет парня еще по теме. | Русский Секс
ремонт краснодар, места.
Hosted by uCoz