СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

208
материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий
, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническ
ую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с
гло-бальными или локальными проявлениями, такими, как инфаркт, инсульт
, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т
. д. Получены доказа¬тельства того, что у человека, постоянно подавляю
щего вспышки гнева, развиваются различные психосоматичес¬кие симптомы.
Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, пок
азано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы,
псори¬аза, язвы желудка, мигрени, гипертонии [114]. Как писал академи
к К. М. Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет пл
акать другие органы» [49, с. II]. По данным Института терапии АН СССР,
в 80% случаях инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психич
еская травма, либо длительное психическое напря¬жение.
Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано,
физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыт
очным энерге¬тическим обеспечением — на непредвиденные обстоятель-ства
. Не столько физиологические перестройки при моби¬лизации резервов мог
ут оказаться чрезмерными и исто¬щающими, сколько психологические устан
овки и личност¬ная позиция человека существенно влияют на его состоя-н
ие. Врачи давно обратили внимание на связь преобла¬дания конкретных эм
оций с предрасположенностью к опре¬деленным заболеваниям. Так, М. И. А
ствацатуров [25] считал, что сердце чаще поражается страхом, печень —
гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием, а рвоты
нарастают при беспокойстве.
Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими забол
еваниями человека и его личностны¬ми особенностями, а также психологич
еским климатом, в котором он живет и работает [241, 256]. Если человек
стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным
возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в бо
льшей мере подвержен раз¬витию сердечно-сосудистой патологии. Хроничес
кие коро¬нарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженно
й целеустремленностью, честолюбием и не-
209
терпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем обнаружено, чт
о к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возм
ожности успешно бороться за признание собственной личности окружаю-щим
и, исключая чувство удовлетворения в процессе само¬утверждения. Если ч
еловека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянно
го недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его еже¬днев
но «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почем
у среди негров США количество гипертоников в три раза больше, чем сред
и белого насе¬ления.
Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями ти¬пична завышенная сам
ооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм,
неудовлет¬воренность своим положением в жизни (профессией, долж¬ностью
), конфликтность, пристрастие к «выяснению от¬ношений». Это, как прави
ло, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудн
о с ними сходя¬щиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они не
редко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъ
ективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая
их более поверх¬ностными, поскольку для них характерны повышенная чув
ствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход о
т острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как д
ефицит времени, элементы соревнования.
Для больных язвенной болезнью характерны тревож¬ность, раздражительнос
ть, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойст
венна понижен¬ная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной рани¬мостью,
стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же врем
я повышенная к себе требователь¬ность, мнительность [30]. Замечено, чт
о эти люди стре¬мятся сделать значительно больше, чем реально могут. Д
ля них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетани
и с сильной внутренней тревогой. По теории Бергмана, предполагается, ч
то указанная тре-вога порождает состояние напряжения, которое может со
провождаться спазмами гладких мышц стенки пище¬варительных органов и и
х сосудов, наступающее ухудше¬ние их кровоснабжения (ишемия) приводит
к снижению
210
сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудоч¬ным соком и к посл
едующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятно
сть возникновения повторных обострении заболевания тем больше, чем мен
ь¬ше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологически
ми особенностями.
Мощность органических изменений при стрессе опре¬деляется обобщенной о
ценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответств
енности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напря
¬жения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются
в тех случаях, когда отсутствует физи¬ческая нагрузка.
Селье наблюдал авиационных диспетчеров, работа ко¬торых связана с боль
шой ответственностью: ведь секунд¬ная растерянность диспетчера аэропор
та может привести к катастрофе. Возникающий в этих условиях хронически
й стресс сопровождался у 35% из них язвенными заболе¬ваниями. Накаплив
ающиеся сходные наблюдения привели к тому, что язвенную болезнь стали
рассматривать как профессиональную для диспетчеров. Обнаружены и други
е профессиональные болезни. С. И. Ашбель с сотрудниками [26], изучая с
остояние сердца у хирургов, пришел к выво¬ду, что у последних болезнен
ные изменения сердца обна¬руживаются в четыре раза чаще, чем у рабочих
литейных цехов. 50% хирургов США умирают от инфаркта миокарда или дру
гих сосудистых поражений в возрасте до 50 лет. Не исключено, что в дал
ьнейшем будут рассматривать инфаркт миокарда у хирургов как профессион
альное забо¬левание [311, 390].
Для изучения условий возникновения травмирующих ситуаций были разработ
аны экспериментальные модели развития ряда заболеваний у животных. Воз
никающие при этом болезни у животных хотя и не полностью экви¬валентны
человеческим, тем не менее способствуют изуче¬нию механизмов и способ
ов профилактики у людей. С их помощью выявлен ряд причин, приводящих к
гипертонии и другим заболеваниям. Приведем несколько примеров подобны
х исследований. Если поместить клетку с кошкой вблизи от клетки с соба
кой и содержать их в непосред¬ственной близости некоторое время, у кош
ки возникает гипертония. Если вожака стада обезьян, который по свое¬му
статусу обычно ест раньше стада, отделить и у него на
211
глазах кормить стадо раньше, то и у него возникает гипер¬тония. В эксп
ериментах Портера и Брэди двух взрослых обезьян помещали рядом на спец
иальных стульях, огра¬ничивающих движение. Перед каждой находился рыча
г. Обе обезьяны одновременно получали короткий удар электрического ток
а в ноги регулярно через 20 секунд. Они могли избежать удара, если пер
вая (ответственная) на¬жимала на рычаг (у второй рычаг не подключался
к це¬пи). Ответственная обезьяна научилась нажимать рычаг, а вторая не
обращала на него внимания. Уже через час после начала эксперимента в
желудке обезьян начиналось усиленное выделение соляной кислоты. Через
23 дня в ре¬жиме «шесть часов токового воздействия — шесть часов перер
ыва» ответственная обезьяна умерла от язвы 12-перстной кишки. К этому
времени у второй (безответст¬венной) отчетливых признаков нездоровья н
е обнаружили, хотя она получила такое же количество ударов, что и пер¬
вая [228].
Проводился и такой эксперимент: животные (крысы) испытывали голод и жа
жду, хотя в клетке находились и пища и вода, но, чтобы их достичь, нуж
но было пре¬одолеть решетку, через которую пропускали электри¬ческий т
ок. Вид пищи и воды и невозможность их получить являлись источником по
стоянного стресса. Через 30 дней обнаружили язвы у 76% животных экспер
иментальной группы, в то время как у животных контрольной группы, стра
давших от голода и жажды в течение такого же периода, но не имевших в
клетке пищи и воды и поэтому не испытывавших «танталовых мук», эти явл
ения наблю¬дались только в 20% случаев [386].
Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чув¬ство опасности явля
ются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают
кроме физио¬логических изменений, приводящих к соматическим забо¬леван
иям, психические следствия эмоционального пере¬напряжения — неврозы. Н
евроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке свед
ений о воз¬можности выхода из ситуации, мучительной для человека. Если
создается конфликт между необходимостью разре¬шить жизненную ситуацию
и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих усл
овиях может разви¬ться невроз — такое функциональное состояние нервной
системы, при котором резко возрастает чувствительность
212
к сигналам от внешней и внутренней среды [125]. Повы¬шенная чувствител
ьность выступает, с одной стороны, как приспособительный механизм к не
достатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с пом
ощью которых можно разрешить ситуацию. С другой стороны, повышенная чу
вствительность делает человека более вос¬приимчивым к любым раздражите
лям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатос
ть, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней с
реды, которые ранее не воспринимались [229]. Невозможность внешнего пр
оявления активности в целенаправленном действии и перенесение силы акт
ив¬ности на внутреннее движение составляют один из основных факторов,
определяющих вегетативные наруше¬ния при неврозах. Поэтому существенны
м моментом снятия напряженности и облегчения состояния является обраще
ние событий — изменение внутреннего движения на внешнее, и достижению
этой цели могут способствовать все разновидности двигательной нагрузки
.
Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может п
ривести к «бегству в болезнь», заменяющему разрешение конфликта. Уход
в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необхо¬димост
и принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и
снижая тем самым на время актуальность травмирующей ситуации. Человек
не отдает себе отчета в том, что после выздоровления он вновь ока¬жетс
я перед необходимостью включиться в тягостную ситуацию и справиться с
ней. Неудивительно поэтому, что больные неврозом могут подсознательно
препятствовать собственному выздоровлению. В этом плане важно отме¬тит
ь, что самое трудное для человека — принять реше¬ние, но пока это не с
делано, у него сохраняется стойкое эмоциональное напряжение. Поэтому о
дним из важней¬ших средств помощи становится доведение до сознания чел
овека реальной связи между его физическими страда¬ниями и разрешением
конфликта [119].


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Образец этикетки по цементу пц.
Hosted by uCoz