СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Процесс переработки информации в памяти можно представить схематически
следующим образом. Объекты, воздействующие на человека, прежде всего
изменяют состояние его чувствительных входов. Изменение состоя¬ния рец
епторов данного входа происходит с некоторой инерционностью, что и опр
еделяет сохранение первичного следа в течение нескольких мгновений. Та
кой вид со¬хранения называется мгновенной памятью, ее главная особенно
сть заключается в модальной специфичности. (Например, зрительная инфор
мация сохраняется в мгно¬венной памяти в форме одномоментной постепенн
о уга-сающей картины, а звук продолжает как бы звучать еще некоторое в
ремя.) Модальная раздельность сохране¬ния (в соответствии с органом чу
вств) проявляется преж¬де всего в том, что любой обращенный к входу то
й же модальности сигнал интерферирует с хранящимся в мгно¬венной памят
и или необратимо его разрушает. След в мгновенной памяти полностью уга
сает за несколько секунд, и если информация не переводится в другую фо
рму хранения, она теряется необратимо. Информация, сохраняющаяся в мгн
овенной памяти, не поддается произвольному управлению: ее нельзя задер
жать в памя¬ти, воспроизвести и сделать ярче. Она не обрабатывается и
не соотносится с другими сенсорными входами, что проявляется в неконст
антности образа.
Та часть информации в мгновенной памяти, которая попала в фокус вниман
ия, обрабатывается в кратко¬временной памяти. Эта форма памяти, в отли
чие от мгновенной, модально не специфична: т. е. нет отдельно слуховой
, зрительной, осязательной кратковременной памяти.
518
Объем ее невелик и исчисляется в переменных структурных единицах (7±2
ед.), а время сохранения составляет несколько минут. В кратковременном
хранении информация, по сравнению с мгновенным следом, опре¬деленным
образом переработана — она не одномоментна, а представляет собой после
довательность информацион¬ных фрагментов, поступивших из мгновенной па
мяти. Кратковременная память уже допускает произвольное управление — п
родление удержания — с помощью повто¬рения и символизации, она поврежд
ается в меньшей степени, чем мгновенная, как за счет большей длитель-н
ости сохранения, так и вследствие перевода первичной информации в симв
ольную форму.
Все виды уплотнения и обобщения информации позво¬ляют лучше использова
ть ограниченный объем кратко¬временного хранилища. Интересно отметить,
что ограни¬ченный объем кратковременной памяти и короткий ин¬тервал с
охранения информации в ней являются решающи¬ми факторами в осуществлен
ии непрерывного укрупнения единиц информации—категоризации и самих объ
ектов и операций над ними. Это обстоятельство определяет ускорение мыс
лительных операций и автоматизацию на¬выков при обучении. Перекодирова
ние и сжатие расши¬ряют оперативное поле восприятия и позволяют челове
ку решать все более и более сложные задачи [88]. Сохране¬ние следов в
кратковременной памяти связано со спе¬цифической динамикой, и любое на
рушение этого процес¬са непосредственно после введения новой информаци
и необратимо разрушает их [346, 347], поэтому следует всячески оберега
ть следы в период их хранения в крат¬ковременной памяти.
Связующим звеном между кратковременной памятью (с весьма ограниченным
объемом и временем хранения) и долговременной (с практически неогранич
енным объе¬мом и временем хранения) служит промежуточная память. Она —
наименее изученное звено в системе памя¬ти, но, по современным предст
авлениям, ее объем больше, чем у кратковременной памяти, обобщение инф
ормации в ней более сложное, а сохранение связано также с дина¬мически
м процессом, но на других носителях. В проме¬жуточной памяти следы сох
раняются в течение нескольких часов — практически до очередного период
а сна. Важная особенность этой памяти состоит в следующем: если
519
в течение двух-трех суток она не очищается, то человек принудительно
«отключается» — перестает воспринимать информацию из внешней среды. Ес
ть основания пред¬полагать, что информация из промежуточной памяти пер
еводится в долговременную не непосредственно, а через кратковременную
память: сначала фрагмент информации, ограниченный объемом кратковремен
ного хранилища, выводится из промежуточной памяти в крат-ковременную (
там эта информация вторично оценивается и обобщается) и только затем н
аправляется в соответ¬ствующую часть долговременной памяти, после чего
процедура повторяется с новым фрагментом, извлекаемым из промежуточно
й памяти, и т. д. Процессы очищения промежуточной памяти происходят в
основном во сне и, вероятно, этим в значительной степени определяются
его специфика и назначение.
Сон — это периодическое отключение организма от приема информации из в
нешней среды. В период сна происходит много процессов, важных для обра
ботки ин¬формации и поддержания эмоционального здоровья че¬ловека. Отб
ираются и обобщаются наиболее ценные сведения из накопленных в предыду
щий день и пере¬даются на долговременное хранение, проявляются и час¬т
ично разряжаются в сновидениях доминантные очаги и очаги напряженности
, возникшие от личностно зна¬чимых, но скрытых и нереализованных желан
ий и по¬требностей, и тем самым обеспечивается некоторая нор¬мализация
психического состояния. Упорядоченность накопленной за предыдущий пер
иод бодрствования ин¬формации и ее личностная переоценка способствуют
эмоциональному комфорту и определяют субъективное ощущение отдыха посл
е полноценного ночного сна. Хра¬нилище промежуточной памяти при этом о
казывается подготовленным к приему очередной порции информации из внеш
ней среды, а долговременная память пополняется новой информацией.
Объем долговременной памяти практически неограни¬чен, неограничено так
же и время хранения информации в ней: она сохраняется всю жизнь. Если
информация в ней хранится в любом объеме и любое время, то почему чело
век испытывает трудности вспоминания? Основу владения долговременной п
амятью составляют три принципа: включение того, что подлежит запоминан
ию, в цель деятельности
520
(а не в ее средства), пра¬вильная (осознанная) установка на срок сохр
анения и значимость запоминаемого и, наконец, точность само¬инструкции
(в какой форме и в каких ситуациях эти сведения могут понадобиться).
Человек прочно запоминает информацию и облегчает ее вспоминание, испол
ьзуя различные виды ее обработки; формирование укрупненных оперативных
единиц восприя¬тия и сохранение их в памяти позволяют перестроить раб
оту внимания так, чтобы удерживать его только на обобщенных элементах
внешнего и внутреннего поля и тем самым ускорить процесс обучения [88]
. Долговременная память функционирует эффективнее, нужная информация б
ыстрее и точнее выбирается из ее хранилищ у того, кто владеет большим
числом разнообразных навыков класси¬фикации объектов. Все формы органи
зации и категори¬зации материала, включая его в различные связи, об¬ле
гчают тем самым вспоминание, формируя новые пути, по которым можно доб
раться до нужной в данный мо¬мент информации, чтобы ее вытащить.
Легкость вспоминания зависит от эмоциональной оценки информации как в
момент запоминания, так и в мо¬мент припоминания. Обычно затруднено вс
поминание не только того материала, который редко используется, но и т
ого, который не очень нужен или настолько неприятен, что напоминание о
нем грозит нарушением душевного равновесия. Центральные управляющие п
роцессы, влияю¬щие на эмоциональную оценку информации в момент ее восп
риятия, определяют уровень деформации сле¬дов памяти. Если событие вос
принимается человеком в спокойном уравновешенном состоянии, то велика
веро¬ятность того, что возрастание силы и яркости впечат¬ления повысит
прочность следа и четкость вспоминания. Если же восприятие происходит
в экстремальной ситуа¬ции, то рост интенсивности воздействия может пр
ивести к затруднению вспоминания и падению его точности.
В процессе запоминания информации в системах памяти происходит непреры
вное обобщение и упорядо¬чивание поступающего материала и, наконец, за
пись его в связи с ранее накопленным. Мышление, базируясь на операциях
и операторах, сформированных в недрах памяти при оптимизации запомина
ния, продолжает линию развития интеллекта по пути выявления разных фор
м отношения между предметами и явлениями в чистом виде.
521
Мыслительный процесс обогащает наши способности и возможности постигат
ь внешний мир, делая для нас доступными представления о неограниченном
простран¬стве и времени. Если с помощью восприятия человек может реаг
ировать на сигналы в границах, определяемых разрешающей способностью е
го органов чувств, то уже с помощью вторичных образов — представлений,
фор¬мируемых, сохраняемых и преобразуемых в долговре-менной памяти, о
н воспринимает не только то, что в дан¬ный момент реально присутствует
в поле его досягае¬мости. Представление как бы продлевает для нас вре
мя присутствия объекта и тем расширяет временные огра¬ничения восприят
ия. Кроме того, представление позво¬ляет мысленно манипулировать с ним
, наблюдая объект не только в заданном ракурсе. Представление можно мы
сленно поворачивать, т. е. рассматривать предмет с любой стороны, тем
самым преодолеваются некоторые пространственные ограничения восприятия
. Используя представления, человек становится способным мысленно не то
лько повернуть объект, но и поместить его в любом месте пространства,
на любом фоне, независимо от лично¬го опыта и правдоподобия.
Допуская экстраполяцию и интерполяцию, память раздвигает за счет этого
границы восприятия временных и пространственных характеристик объекто
в и процессов у человека еще до развития мышления, однако они ко¬нечны
и имеют реальные пределы. Мыслительный процесс снимает эти границы в
принципе. Каким образом? Прежде всего за счет свободного перемещения в
мысленном поле, т. е. процесса децентрации. Человек перестает на все
смотреть только с единственной позиции — со своей. Он может теперь отд
елить некоторые свои качества от себя как их носителя и посмотреть на
себя со стороны, с точки зрения любой позиции. Он мысленно свободно пе
ремещает в любую точку пространства и времени не только объекты (предс
тавления), но и себя. Децентрация позволяет ему, меняя позиции каждый
раз, видеть объект на другом фоне, включать его в другой контекст и те
м самым вычерпывать из него новое содержание.
522
Понятия, в отличие от представлений, утратив мо¬дальную специфичность
и обладая большей обобщенностью дают возможность человеку преодолевать
огра¬ниченность представлений личным опытом и включить (присвоить) об
щественный опыт. Так, с помощью мышле¬ния человек преодолевает простра
нственные и временные границы восприятия и выходит за пределы своего и
ндиви¬дуального опыта в объеме используемых знаний. Осозна¬вая признак
и класса объектов, его отличительные особен¬ности, человек оперирует в
высшей мере обобщенными (истинными) понятиями, объем которых лишь час
тично пересекается с его конкретным жизненным опытом.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Классные статусы для одноклассников ссылка.
Hosted by uCoz