СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

482
Еще для чего это изделие (узел, материал) может быть использовано точн
о в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сд
елать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. д.)? В
сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить,
заменить?».
Расчленение включает четыре последовательных шага. Вначале все составн
ые части конструкции, подлежащей совершенствованию, записывают на отде
льные карточки. Затем на каждой последовательно перечисляют макси¬маль
ное количество характерных признаков соответству¬ющей части. После это
го необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций дан
ной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализа
ции своих функций) и подчеркнуть разным цветом те признаки, которые со
всем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те
, которые можно менять в любых пределах. В заключение все карточки вык
ладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложе
ния усилий. Существо техники расчленения заключается, с нашей точки зр
ения, в одно-временной обозримости всего множества элементов, подле¬жа
щих преобразованию, т. е. в активизации не только ана¬литических возмо
жностей левого полушария головного мозга, но и синтетических — правого
.
При решении новой задачи может оказаться полезным выяснение мнения дру
гих. Само изложение кому-нибудь трудной проблемы часто помогает криста
ллизации мыслей и приближает решение. Однако если задача обсуждается с
о специалистами, то многие детали опускаются как по¬нятные сами по себ
е, поэтому полезно излагать задачу неспециалисту в данной области, что
заставляет ее уп¬рощать. Простое изложение задачи проясняет про¬блему
и для автора и тем самым приближает решение, которое вначале затумани
вается техническими подроб¬ностями.
В процессе атаки поощряется порождение неожидан¬ных ассоциаций. Для эт
ого предлагают напрячь память и представить возможные связи между дета
лями данной задачи и другими задачами того же плана, затем рассла¬бить
ся и увязать решаемую задачу с тем, что первым придет на ум. Иногда ка
жется, что возникшая мысль не имеет абсолютно никакого отношения к реш
ению данной задачи, и лишь позднее выясняется, что именно в этой мыс¬л
и заложен нужный ответ.
483
Условия решаемой задачи обязательно должны быть освобождены от специа
льной терминологии и представ¬лены в возможно обобщенной форме, поскол
ьку термины навязывают старые и неизменные представления об объек¬те (
мы уже указывали на пользу переформулирования задачи в разделе о мышле
нии). Если в условиях задачи речь идет, например, о повышении скорости
ледокола, то термин «ледокол» сразу ограничивает рассматриваемый круг
идей: надо колоть, ломать, разрушать лед. Простая мысль о том, что де
ло вовсе не в разрушении льда и что главное — продвигаться сквозь лед,
а не колоть его, в этом случае оказывается за психологическим барье¬р
ом [12].
Во время занятия руководитель излагает проблему и просит каждого члена
группы высказать свои сообра¬жения по поводу ее решения, не смущаясь
при этом вы¬движением самых невероятных предположений. Руководи¬тель н
е допускает никакого обсуждения достоинств и не¬достатков высказанных
соображений до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Гр
уппа уверена, что любая высказанная мысль, какой бы далекой от реше¬ни
я и глупой она ни оказалась, может внести опреде¬ленный вклад в уточне
ние задачи, что, в свою очередь, при¬близит решение проблемы. Руководя
щему мозговой ата¬кой полезно иметь наготове несколько подходящих репл
ик для управления работой группы, например: «Пожалуй¬ста, теперь попро
буйте вы. Кто еще хотел бы что-нибудь добавить и дополнить, доопредели
ть?» Он должен демон¬стрировать уверенность в успехе, заражать участни
ков оптимизмом и поддерживать непринужденную обстановку. Когда группа
истощит запас своих идей, открывается дис¬куссия для объединения и раз
вития предложенных сообра-жений в единое целое — практическое решение
рассмат¬риваемой проблемы.
Метод мозгового штурма используется не только для обучения, но и как п
рактический прием решения сложных и творческих задач. Для этого его ин
огда модифици¬руют. Одна из модификаций — челночный метод. Как из-вест
но, одни люди больше склонны к генерированию идей, другие — к их крити
ческому анализу. Например, известный физик П. Эренфест постоянно страд
ал от того,
484
что его критические способности опережали конструктив¬ные. Такая повыш
енная критичность не позволяла созре¬вать и укрепиться даже его собств
енным идеям. При обыч¬ных обсуждениях проблем творцы и критики, оказыв
аясь вместе, мешают друг другу. В условиях челночной моз¬говой атаки э
та несовместимость устраняется тем, что подбираются две группы участни
ков с учетом способ¬ностей каждого — для генерации идей и для критики.
Эти группы работают в разных помещениях. Мозговая атака начинается в
группе генерации идей, руководитель изла¬гает проблему, просит каждого
внести свои предложения, записывает все полученные предложения, объяв
ляет в этой группе перерыв и передает их в группу критики. Критики отб
ирают самые интересные и перспективные предложения и на их основе дооп
ределяют задачу, кото¬рая после перерыва вновь предлагается группе ген
ерации идей. Работа повторяется циклически до получения прием¬лемого р
езультата. Группа всего из шести человек может выдвинуть в процессе ат
аки за 30 минут до 150 идей. Груп¬па, работающая обычными методами, ни
когда не пришла бы к мысли, что рассматриваемая ею проблема имеет тако
е разнообразие аспектов.
Близкая к мозговой атаке методика «синектика» — способ стимуляции вооб
ражения. Буквально, синектика — это соединение вместе разнородных элем
ентов. Группа синектики обычно состоит из специалистов разных облас¬те
й. Столкновение самых неожиданных мнений, невероят¬ных аналогий привод
ит к расширению поля идей, рож¬дению новых подходов к решению проблемы
и позволяет выйти за рамки узкопрофессиональных возможностей, чаще ис
пользуются аналогии из других областей знаний или фантастические анало
гии, при которых проблема решается мысленно, как в волшебной сказке.
Группа, работающая по методике «синектика», исполь¬зует различные анал
огии, способствующие спонтанному мышлению: прямые, субъективные, симво
лические и фан¬тастические. Прямые аналогии часто находят в биологи-че
ских системах, решающих сходные задачи. Например, наблюдение за червем
-древоточцем, пробуравливающем в древесине трубчатый канал, навело Брю
неля на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.
485
Субъективные аналогии заставляют представить, как можно использовать с
вое тело для достижения искомого результата или что человек почувствуе
т, если вообразит себя данной деталью. При символических аналогиях хар
актеристики одного предмета отождествляются с ха¬рактеристиками другог
о, а фантастические требуют пред¬ставить себе вещи такими, какими мы х
отели бы их видеть. Допускается игнорирование физических законов, напр
и¬мер использование антигравитации. Синектика возбужда¬ет и использует
аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления
на уровень подсознатель¬ной активности.
Метод мозгового штурма широко используется в СССР. Накоплен значительн
ый опыт применения его в вузах, про¬мышленности и научно-исследователь
ских организациях. Мозговая атака используется и как способ решения пр
облем, и как метод усвоения знаний, поскольку зна¬ния и опыт всех учас
тников дискуссии становятся доступ¬ными для каждого и могут быть эффек
тивно усвоены в хо¬де обсуждения. По мере накопления опыта группового
обсуждения проблем участники приобретают такие полез¬ные навыки, как у
мение кратко и точно излагать свою позицию, правильно воспринимать чуж
ую и способность подчиняться заданным правилам дискуссии [98, 317].
Деловые игры
Деловая игра, как бы сжимая время, сближает собы¬тия, далеко разнесенн
ые в практике, и тем самым отчет¬ливо демонстрирует участникам возможн
ости долгосроч¬ных стратегий и их влияние на эффективность деятель¬нос
ти. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмо¬циональное вовлечен
ие участников в события, допуская возможность вернуть ход и испробоват
ь другую страте¬гию, создает оптимальные условия для развития предус¬м
отрительности, гибкости мышления и целеустремлен¬ности. Она приучает к
коллективным действиям, приня¬тию как самостоятельных, так и скоордин
ированных ре¬шений, повышает способность и руководить, и подчи¬няться,
стимулирует практические навыки, развивает воо¬бражение и интуицию. П
ри игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас,
не для буду¬щего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обес¬печ
ения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них п
роцессе.
486
Считается, что игры стали одним из наиболее про¬дуктивных нововведений
в деле обучения за последние десятилетия. Несомненное преимущество де
ловых игр пе¬ред традиционными формами обучения состоит в том, что они
требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, че
м любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способ
ствуют преодо¬лению различных форм психологической защиты. В игро¬вой
ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственны
х решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должн
остных полномочий. Однако главным достоинством этого метода является р
адикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычны
х условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с по
мощью де¬ловых игр в течение недели или месяца. Как правило, игры пров
одятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительност
ью в день, неделю, месяц, квар¬тал или год.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

квартирный переезд дешево, перевозка грузов.
новый человек- паук 2012 смотреть онлайн бесплатно в хорошем.Есть вопросы по корпус nokia 6500 c?песни слова песенОт 100 экз, печать брошюр дешево.фоторамки для нескольких фотографий
Hosted by uCoz