СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

В течение трех лет я был студентом Грегори Бейтсона и помогал ему отби
рать статьи для этого сборника. Я полагаю, что эта книга очень важна н
е только для тех, кто профессионально занимается науками о поведении,
биологией и философией, но также (и особенно) для тех представителей м
оего поколения, рожденного после Хиросимы, которые стремятся лучше пон
ять самих себя и свой мир.

Центральная идея этой книги состоит в том, что мы сами создаем восприн
имаемый мир; это происходит не потому, что вне наших голов не существу
ет никакой реальности (война в Индокитае действительно ошибка; мы дейс
твительно разруша- ем нашу экосистему и, следовательно, самих себя, ве
рим мы в это или нет), а потому, что мы подвергаем селекции и редактир
уем видимую реальность, чтобы привести ее в соответствие с нашими веро
ваниями относительно того мира, в котором живем. Например, человек, сч
итающий, что мировые ресурсы бесконечны, либо полагающий, что если что
-то хорошо, то еще больше этого "чего-то" будет еще лучше, не сможет у
видеть своих ошибок, поскольку не станет искать никаких доказательств.

Чтобы человек смог изменить свои базовые верования, определяющие воспр
иятие (Бейтсон называет их эпистемологическими предпосылками), он снач
ала должен осознать, что реальность не обязательно совпадает с его вер
ованиями. Узнавать об этом нелегко и неудобно, и большинству людей в и
стории, вероятно, удалось избежать таких мыслей. Я не считаю, что безо
тчетная жизнь вообще не стоит того, чтобы ее прожить. Но иногда диссон
анс между реальностью и ложными верованиями достигает такой точки, пос
ле которой уже невозможно не видеть, что мир лишился смысла. Только то
гда разум приобретает способность рассмотреть радикально новые идеи и
способы восприятия.

Ясно, что наше культурное сознание достигло такой точки. Ho эта ситуац
ия таит в себе как возможости, так и опасности. Нет гарантии, что новы
е идеи будут лучше старых. Не стоит также рассчитывать, что изменения
пройдут гладко.

Культурный сдвиг уже привел к психическим потерям. Например, психодели
ки являются мощным образовательным инструментом. Они самым убедительны
м образом демонстрируют произвольность нашего обычного восприятия. Мно
гим из нас пришлось их попробовать, чтобы узнать, как мало мы знаем. С
лишком многие из нас заблудились в лабиринте, решив, что если реальнос
ть не означает того, чем мы ее считали, то в ней нет смысла вообще. Я
знаю это место. Я и сам там блуждал. Насколько мне известно, оттуда ес
ть только два выхода. Первый - это обращение к религии. Я попробовал д
аосизм. Другие выбирают различные версии индуизма, буддизма и даже хри
стианства. Смутные времена всегда порождают толпы мессий-самозванцев.
Некоторые примыкают к радикальным идеологическим течениям скорее по ре
лигиозным, чем по политическим причинам. Кого-то это может удовлетвори
ть, хотя всегда присутствует опасность впасть в сатанизм. Однако я дум
аю, что тот, кто выбирает готовые системы верований, теряет шанс на по
длинно творческое мышление, а, возможно, ничто меньшее нас не спасет.

Второй путь, состоящий в обдумывании вещей и принятии как можно меньше
го на веру, более труден. Интеллектуальная активность - от науки и до
поэзии - имеет плохую репутацию у моего поколения. Мы считаем, что в э
том виновата наша так называемая система образования, которая кажется
специально придуманной для того, чтобы не позволить своим жертвам науч
иться думать. Нас хотят убедить, что мышление - это то, что ты делаешь
, когда читаешь учебник. Кроме того, чтобы научиться думать, нужно име
ть учителя, который сам умеет думать. Низкий уровень того, что сходит
за мышление в большинстве американских академических кругов, может быт
ь оценен только по контрасту с человеком, подобным Грегори Бейтсону. И
з этого не следует, впрочем, что мы не должны стремиться к еще лучшему
.

Однако сутью всех наших проблем остается плохое мышление, и единственн
ое лекарство от этого - это улучшение мышления. Эта книга - самый лучш
ий известный мне образец хорошего мышления. Я вверяю ее вам, мои брать
я и сестры по новой культуре, в надежде, что она поможет нам в нашем с
транствии.

Марк Энгел, Гонолулу, Гавайи, 16 апреля 1971 года


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

белый iphone 4 | обои для стен в москве | ппу изоляция
Hosted by uCoz