СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

409
Это закрывает ему пути интеллектуального разви¬тия, исчезает простота
в отношениях с людьми и появляет¬ся спесь. Административная деятельнос
ть некоторых слу¬жащих, обязательная в данной работе строгая привер¬же
нность к правилам и распорядкам, часто достаточно формальным, способст
вует иногда общему обеднению их эмоциональной сферы, появлению формали
зма и сухости в личных взаимоотношениях.
Итак, профессия может постепенно существенно изме¬нить характер челове
ка. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и уста
новками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны
какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена н
е только вторичным влиянием профес¬сиональной роли, но и тем, что ее в
ыбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями. Знание ст
ерео¬типов восприятия, памяти, понятий, которые формируются об окружаю
щих людях у представителей данной профес¬сии, позволяет им избавляться
от однобокого подхода к ним, предупреждать появление профессиональной
дефор¬мации, более объективно относиться к своим недостаткам в общени
и.
Авторитет преподавателя и эффективность общения
Общение преподавателя со студентами на лекциях и практических занятиях
имеет свои особенности. Оно существенно отличается от общения в роли
куратора. Спе¬цифика его — в значительной монологичности. Такая форма
взаимодействия имеет ограниченную эффектив¬ность. В этом случае для ус
иления воздействия на аудито¬рию чрезвычайно важен авторитет преподава
теля. Когда студент идет на лекцию авторитетного преподавателя, у него
уже создан определенный настрой, усиливающий интерес к предмету и спо
собствующий поддержанию устойчивого внимания в течение лекции.
410
Конечно, это не означает, что авторитетный преподаватель не должен все
ми силами преодолевать пассивность аудитории, раз¬личными способами во
влекая ее в активное обсуждение учебного материала.
Современные исследования свидетельствуют об изме¬нениях в представлени
ях людей об авторитетном препо¬давателе и об источниках его авторитета
. Эти изменения можно сформулировать следующим образом: возрастает дол
я личных усилий в создании и поддержании автори¬тета и уменьшается вкл
ад в авторитет ролевой позиции, теперь уже нельзя рассчитывать на то,
что само положение преподавателя вуза будет полностью определять его в
ли¬яние на студентов. Несмотря на это, многие преподаватели по-прежнем
у неправомерно возлагают слишком большие надежды на влияние ролевой по
зиции и не прилагают достаточных усилий для становления, укрепления и
под¬держания своего авторитета.
Для выявления наиболее актуальных проблем форми¬рования и укрепления а
вторитета преподавателя вуза на¬ми был организован опрос на факультета
х повышения квалификации преподавателей в Ленинградском государ¬ственн
ом университете имени А. А. Жданова и Ленин¬градском политехническом и
нституте имени М. И. Кали¬нина, в котором участвовало около 500 препод
авателей вузов. В этом исследовании респондентам задавались следующие
вопросы: «Какие действия преподавателей мо¬гут: а) способствовать повы
шению авторитета, б) повлечь за собой снижение или потерю авторитета?
Какие качества преподавателя способствуют росту его авторитета? Как из
менилось представление об идеальном преподавателе со времени вашей уче
бы в институте? Какие объективные трудности в росте авторитета препода
вателя вы могли бы отметить?»
Каждый участник отвечал на поставленные вопросы письменно в свободной,
произвольной манере и указывал свой преподавательский стаж и дисципли
ну, по которой он ведет занятия. Анализ полученных материалов пока¬зал
, что большинство преподавателей понимает связь уровня своего авторите
та с продуктивностью своей работы. Совокупность ответов на вопрос о ка
чествах, способству¬ющих авторитету преподавателя, представляет полный
перечень и личностных и профессиональных качеств, т. е. показывает, ч
то преподаватели в полном объеме осве¬домлены о необходимых для этого
свойствах. Многие
411
респонденты отмечали, что им легче писать о свойствах, чем о поступках
. Таким образом, отдавая себе отчет в том, какие именно качества спосо
бствуют повышению авторитета преподавателей, лишь немногие из них могу
т трансформировать даже названные, т. е. осознанные ка¬чества в конкре
тные поступки. Создается впечатление, что такое положение — одно из сл
едствий недостаточного использования активных форм обучения.
При ответе на вопрос об идеале преподавателя все отвечавшие разделилис
ь на две группы. В первую вошли имевшие стаж работы до 10 лет. Большин
ство из них (71%) считало, что идеал преподавателя не изменился со вре
мени их учебы. Их старшие товарищи (вторая груп¬па — со стажем 10—30 л
ет) в подавляющем большинстве случаев (93%) отметили, что их идеал изм
енился. Фикси¬руя эти изменения, они выделили следующие положи¬тельные
и отрицательные моменты. Положительно, по их мнению, уменьшение психо
логической дистанции между преподавателем и студентом, возникновение б
олее тесных, непосредственных форм общения. Отрицательно некото¬рое сн
ижение общего кругозора и интеллигентности пре¬подавателя. Интересно о
тметить, что примерно 20% опро¬шенных, отвечая на этот вопрос, не пере
числяли никаких свойств и качеств идеального преподавателя, а просто с
сылались на высокий образец, которому они подражают всю жизнь, называя
фамилию преподавателя, у которого они учились в вузе и который стал д
ля них воплощением идеала.
В этой связи полезно отметить, что наиболее простой, распространенной
формой воздействия авторитета личнос¬ти является именно непроизвольное
подражание [145]. Подражание связано с интуитивным целостным восприя¬
тием всего человека с его внешними и внутренними прояв¬лениями. Голос,
жесты, манеры как бы запечатлеваются, и этот образ неосознанно руково
дит поведением подра¬жающего. Такой персонифицированный способ сохране
ния идеала в виде образа до некоторой степени незрелый. Лишь осознание
и оречевление качеств авторитетного пре¬подавателя и используемых им
методов и приемов способствуют в дальнейшем не только более продуктивн
ому внедрению их в собственную практику, но и творческому дополнению и
развитию.
412
Действительно, еще в работах Келлмана [364] было убедительно показано,
что изменение установок человека может происходить тремя спосо¬бами:
путем интернализации (усвоения), идентификации (подражания) и внешнего
подчинения. Причем наиболее глубокое изменение достигается при интерн
ализации, ко¬гда мнение авторитетного человека включается в систему це
нностей, становясь личным мнением усвоившего его че¬ловека.
Отвечая на вопрос об объективных трудностях укреп¬ления авторитета, пр
еподаватели отметили недостаточ¬ность знаний по психологии и педагогик
е, а также не¬осведомленность о новейших способах и методах препо¬дава
ния в вузах. Некоторые отмечали и слабое стимули¬рование роста лекторс
кого мастерства преподавателя. Поэтому обратимся к рассмотрению того,
какое поведе¬ние ожидается от человека в роли преподавателя вуза, т. е
. какие общественные нормы определяют установки и ожидания по отношени
ю к его поступкам, и какие формы поведения в этой роли ему противопока
заны, т. е. нарушают положительное представление о нем как о доб¬росов
естном преподавателе, разрушая его авторитет. Ра¬боты психологов и соц
иологов позволили выявить ряд таких качеств.
Прежде всего это — идейно-политическая направлен¬ность, безусловное со
ответствие между словом и делом, убежденность в важности излагаемых пр
облем и умение передавать это ученикам. Как писал В. И. Ленин, «во вся
¬кой школе самое важное — идейно-политическая направ¬ленность лекций.
Чем определяется это направление? Все¬цело и исключительно составом ле
кторов... Всякий ,,конт¬роль", всякое ,,руководство", всякие ,,програм
мы", ,,уставы" и пр., все это — звук пустой по отношению к составу лек
торов. Никакой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в сост
оянии изменить того направле¬ния занятий, которое определяется составо
м лекторов» [3, с. 194]. Преподавателю должно быть присуще глубо¬кое с
оответствие между словом и делом. Когда безответ¬ственно относящийся к
своим обязанностям преподаватель даже весьма грамотно излагает сущест
во социалисти¬ческого соревнования, беседует о трудовых коллективах и
коммунистическом отношении к труду, он может поро¬дить у слушателей ск
ептицизм, утрату веры в значение высоких слов и способствовать их обще
ственной пассив¬ности.
413
Педагогической направленностью постепенно теряют интерес к специальной
литературе и поэтому недостаточно вла¬деют современными научными данн
ыми.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

универ 5 сезон 51 серия смотреть онлайн. | Скайп для андроид смотрите на сайте. | кредит wmz
5w50, масло mobil 1 peak 5w.Смотрите www.elmir.ua кондиционеры panasonic цены.Canon powershot d20 по материалам http://www.y.ua.
Hosted by uCoz