СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

4 Этот текст не является оригинальным документом АА, и его автор неизв
естен. Встречаются незначительные вариации текста. Я цитирую наиболее
симпатичный мне лично вариант из "АА Comes of Age", 1957.

Если "двойное послание" приносит муки и отчаяние и разрушает личные эп
истемологические предпосылки на глубинном уровне, тогда следует, что д
ля исцеления этих ран и взращивания новой эпистемологии будет уместна
некая его конверсия. "Двойное послание" ведет к отчаянному выводу: "Ал
ьтернативы нет". "Молитва о Просветлении" явным образом освобождает мо
лящегося от этих приносящих безумие уз.

В этой связи стоит вспомнить, как великий шизофреник Джон Персеваль (J
ohn Perceval) заметил перемену в своих "голосах". В начале психоза они
изводили его "противоречивыми командами" (это то, что я называю "двой
ным посланием"), но позднее, когда они стали предоставлять ему выбор и
з ясно определенных альтернатив, он стал поправляться (Bateson, 1961).

(11) В одном отношении АА глубоко отличаются от таких естественных мен
тальных систем, как семья или лес. У АА есть единственная цель: "Нести
послание АА тем больным алкоголизмом, которые этого хотят". Вся орган
изация посвящена максимизации этой цели. В этом отношении АА не сложне
е, чем "Дженерал Моторс" или средняя западная страна. Но биологические
системы, кроме тех, которые обусловливаются западными идеями (и особе
нно деньгами), являются многоцелевыми. У леса нет такой единственной п
еременной, о которой можно было бы сказать, что вся система ориентиров
ана на ее максимизацию, а все остальные переменные второстепенны. Лес
ищет оптимум, а не максимум. Его потребности вполне поддаются удовлетв
орению, а любой избыток становится токсичным.

Таким образом, единственная цель АА направлена вовне и состоит в несор
евновательных отношениях с большим миром. Максимизируемой переменной я
вляется комплементар-ность, по своей природе стоящая ближе к "служению
", чем к доминированию.

Эпистемологический статус комплементарной и симметричной предпосылок

Как уже отмечалось, в человеческих взаимоотношениях симметричность и к
омплементарность могут сложным образом сочетаться. Поэтому уместно спр
осить, что дает основание приписывать этим принципам настолько фундаме
нтальный характер, что их можно называть "эпистемологическими" даже в
естественнонаучном изучении культурных и межличностных предпосылок.

Можно предположить, что ответ зависит от того, что имеется в виду под
"фундаментальным" при изучении естественной истории человечества. Скла
дывается впечатление, что это слово имеет два значения.

Во-первых, я называю более фундаментальными те предпосылки, которые бо
лее глубоко внедрены в сознание, более "жестко запрограммированы" и ме
нее подвержены переменам. В этом смысле алкогольная гордость, или hubr
is ["гордыня" - греч.] фундаментальна. Во-вторых, я должен назвать бол
ее фундаментальными те психические предпосылки, которые относятся к бо
льшим, а не к меньшим системам или гештальтам вселенной. Высказывание
"трава зеленая" менее фундаментально, чем высказывание "различные цвет
а различаются".


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

сайт киев, плюс.
грузотакси
Hosted by uCoz