СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

В период допонятийного развития ребенок постепенно обучается мыслить,
и в реальной практике его взаимо¬действия с предметами и людьми формир
уются мысли¬тельные операции. Объединяет этот и последующий этапы разв
ития понятийного мышления то, что и в тот и другой периоды в качестве
основной структуры мышления ис¬пользуются суждения. Только при допонят
ийном мышле¬нии в качестве элементов суждения ребенок использует образ
ы, представления и некоторые переходные к понятию комплексы. Образы оч
ень индивидуальны, представления уже имеют больше общего у разных люде
й, а предпонятийные комплексы еще в большей мере сходны, но все еще мо
гут включать кроме существенных свойств объектов случайные, определяем
ые лишь собственным опытом ребенка. Эти особенности ограничивают взаим
опонима¬ние взрослого и ребенка. Последний еще не владеет в полной мер
е мыслительными операциями, еще не преодо¬лены последствия его эгоцент
ризма и не выработано главное качество мыслительных операций — их обра
ти¬мость. Все детство продолжается развитие операционных структур мышл
ения, отщепление и осознание обрати¬мости основных пар: анализ — синте
з, выявление сход¬ства — различия, обобщение — конкретизация. Только ф
ормирование этих операций и полноценное использова¬ние понятий позволя
ют человеку научиться продуктивно решать стоящие перед ним задачи.
Задача, или проблемная ситуация, суть отражение объективно существующе
го рассогласования между иско¬мым результатом и хранящимися в памяти с
тратегиями его достижения. Осознание недостаточности наличной информац
ии для достижения поставленной цели прояв¬ляется в возникновении вопро
сов, ответы на которые способствуют уточнению формулировки проблемы. О
днако
523
важно подчеркнуть, что объективное рассогласование, определяющее проб
лемную ситуацию, активизирует мы¬шление лишь в том случае, если ее реш
ение для данного человека лично значимо. В этом случае возникает уста-
новка, которая будет поддерживать процесс решения и контролировать удо
влетворительность полученного ре¬зультата.
Разнообразие возникающих вопросов отражает работу механизма децентраци
и. Каждый вопрос, сформулирован¬ный по-новому, заставляет посмотреть н
а проблему с новой точки зрения и тем самым вычерпывать из среды и соб
¬ственной памяти новую информацию. Таким образом, вопросы направляют а
нализ и определяют траекторию поиска ответа. Коль скоро вопросы являют
ся ключевым инструментом при решении задачи, то важны все их грани. Ме
няя грамматическую структуру вопроса, мы тем самым с разной степенью ж
есткости можем предопреде¬лить ответ. Размеры поля анализа тоже завися
т от формы вопроса, стандартная постановка вопросов, как правило, поро
ждает и стереотипные ответы. При решении новой задачи полезно использо
вать такие постановки вопросов, которые освещали бы проблему с новых и
неожиданных сторон. Ответ на вопрос — это суждение, оно вскрывает отн
ошение и в этом смысле является единицей мысли¬тельного процесса. Чем
больше поставлено вопросов, чем больше использовано различных формулир
овок задачи, тем ближе она к решению (рис. 24, в).
Почему переформулирование может приблизить ре¬шение? При поиске новой
формулировки мы стараемся не менять суть проблемы, поэтому все формули
ровки сохраняют нечто общее — некий инвариант. Выделение инварианта сп
особствует прояснению ядра задачи, а сово¬купность вариаций формулиров
ок обеспечивает включе¬ние этого ядра в разные контексты, что и опреде
ляет разнообразие условий решения. Коль скоро ядро выделено и решение
найдено, его принцип, отделенный и очищенный от частных условий, стано
вится переносимым (транспо¬нируемым) на множество других частных услов
ий, если при этом сохраняются те же существенные отношения, при которы
х разработано найденное решение, тем самым обеспечивается правомерност
ь переноса принципов реше¬ния на новые области их применения при обуче
нии.
524


Рис. 24, в
Изменение формулировки, включая название новых понятий, влечет за собо
й связанные с ними зрительные образы, а последние, будучи включены в н
овый контекст (фон), порождают, сопоставление их с новыми понятиями и
т. д. В этом смысле переформулирование способствует непре¬рывному пере
воду проблемы с языка слов и символов на язык образов и обратно, при э
том может происходить постепенное восхождение ко все более обобщенным
обра¬зам и понятиям.
Таким образом, разнообразие вопросов и формули¬ровок проблемы создает
нужную среду для порождения гипотез или перебора альтернатив. Было отм
ечено, что обычно в поиске решения человек перебирает лишь не¬большое
число вариантов из всех мыслимых, активно ограничивая себя различными
способами. Некоторые из способов ограничения перебора весьма эффективн
ы для ускорения решения. Так, эмоции как субъективная оценка значимост
и события являются одним из механизмов, который под влиянием системы ц
енностных ориентации
525
че¬ловека направляет дополнительное возбуждение лишь в некоторые поля
памяти, тем самым ограничивая зону перебора. Однако важно так сократи
ть перебор, чтобы, образно выражаясь, «с водой не выплеснуть ребенка».
Некоторые способы ограничения приводят к рассмотрению лишь стандартны
х гипотез, к ним относятся индивидуаль¬ные интеллектуальные штампы, по
рожденные повторяе¬мостью проблем в личном опыте, общечеловеческие тра
-фареты и социальные табу, которые связаны с боязнью отличаться от дру
гих людей и с давлением авторитетов.
В последние годы разработаны специальные приемы, побуждающие человека
при решении творческих задач преждевременно не сужать поле анализа, не
упускать из рассмотрения кажущиеся маловероятными комбинации, использ
овать все возможные аналоги, не критиковать себя преждевременно и не с
омневаться в правильности избранного пути решения. Эти приемы носят на
звание «мозговая атака», «синектика», «морфологический ана¬лиз», «мето
д фокальных объектов», «список контрольных вопросов» и др. Совокупност
ь этих приемов направлена не только на оптимальное использование произ
вольных компонентов мышления, но и на то, чтобы непроизвольные ассоциа
ции направлялись в требуемое русло и из них извлекался максимум информ
ации.
Речь послужила катализатором совершенствования человечества, создав лю
дям возможность общения в сов¬местном труде. Слово выделяет объект из
среды, давая ему имя, и включает его в категорию сходных. Так, с помощ
ью речи человек организует свое и чужое пове¬дение и расчленяет (анали
зирует) внешнюю среду. Речь выступает как средство внешнего проявления
мыслей и чувств одного человека для другого. Появление устной и письм
енной речи определило специфику развития мыш¬ления, продуктом которого
является вскрытие суще¬ственных отношений между объектами и явлениями
. Процесс мышления в качестве основного звена включает многократную тр
ансляцию проблемы с языка образов на язык символов. Такой многократный
перевод — не пере¬ливание из пустого в порожнее, а непрерывное восхож
¬дение к образам и символам другого уровня обобщения. Именно на этом п
ути достигается понимание проблемы и вычленяется ее суть.
526
Оба языка — образов и символов — на определенном этапе развития связан
ы с речью. Сопоставление языка первичных образов (например, зрительных
) их словесным эквивалентам предполагает построение предложения, а гра
мматическое строение фразы непременно отражает отношения этих объектов
. Когда утверждается, что после нескольких циклов трансляции человек м
ожет перейти к использованию все более обобщенных понятий, то это не в
ызывает трудностей понимания, поскольку каждому известны понятия разно
й степени обобщенности (напри¬мер, суждения: это — кошка и это — млеко
питающее) и участие речи в этом аспекте мышления несомненно. Несколько
этапов формирования все более обобщенных образов демонстрирует истори
я развития письменности, где изображение слова — это образ, утративший
всякое внешнее сходство с исходным объектом, а предложение — это прос
транственная структура, отражающая отношения между объектами в своей г
рамматической форме (рис. 24, а).
Воздействие речи на восприятие, память и внимание служит одним из суще
ственных факторов при их развитии. Влияние речи на все эти процессы мн
огогранно, она и определяет избирательность внимания, и организует стр
уктуру восприятия, и формирует архитектонику памяти. Организуя произво
льное внимание, слово создает воз¬можность продлить воздействие внешне
го стимула, заме¬щая его, предупреждая переключение восприятия на дру¬
гой стимул. Так, благодаря речи формируется произ¬вольность в последов
ательности анализа внешней среды. Продукт восприятия — обобщенный обра
з категоризируется и сопоставляется с названием, тем самым и предопре¬
деляется обратное влияние слова на точность последую¬щего восприятия.
Не менее отчетливо проявляется влияние речи на память. Название, сопос
тавленное с рисунком в момент запоминания, изменяет сохранение его в п
амяти таким образом, что при вспоминании рисунок реконструируется не п
о зрительному следу, а по названию. Иначе говоря, выдвинутая на основе
прежнего опыта и вербализованная гипотеза может сделать восприятие те
нденциозным. Каж¬дое слово в памяти закономерно связано с другим слово
м более или менее прочными ассоциативными связями, и функциональная ст
руктура, где еще прослеживаются


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Кухонная детская Посуда, мебель шкафы для детского сада. | салон свадебных платьев в санкт- петербурге, самые модные платья для свадеб и торжеств. | косметиста
гребной винт 13, двигатели.подбор автомобиля по параметрамадвокат по гражданским делам ваше спокойствие и уверенность.
Hosted by uCoz