СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Интересный способ привлечения внимания использовал известный математик
А. Я. Хинчин. Рассказывают, что, когда он доходил в курсе лекций по м
атематическому анализу до формулы Ньютона — Лейбница, он всегда начина
л изложение этой темы в начале двухчасовой лек¬ции и заканчивал его к
концу первого часа. После этого он говорил слушателям, что у них сегод
ня большой празд¬ник — они познакомились с одной из жемчужин матема¬ти
ческой мысли, с основной теоремой интегрального и диф¬ференциального и
счисления, что он хочет, чтобы у них этот день остался в памяти на всю
жизнь. Он не может
69
после доказательства этой замечательной теоремы гово¬рить о менее знач
ительных вещах, и поэтому продолжения лекции не будет, все могут идти
домой. Такое выделение этой теоремы приводило к тому, что на экзаменах
ее всегда хорошо знали.
Понимание потребностей личности и учет возрастных особенностей позволя
ют правильно предсказать, на чем будет концентрироваться внимание. В п
ротивном случае можно попасть впросак, что наглядно демонстрирует сле-
дующий житейский пример. В одной семье родители были очень озабочены т
ем, что их сыновья семи и восьми лет смотрят вместе с ними вечером по
телевизору фильмы «про любовь», где встречаются сексуальные сцены. И в
от во время демонстрации такого фильма, в самый критичес¬кий момент, к
огда герой целует героиню в шикарной маши¬не, один из мальчиков, подтв
ерждая опасения родителей, громко зовет брата к телевизору. На сердце
у матери становится тяжело, она уже готова выключить телевизор, но тут
она слышит: «Смотри, смотри, Петя! Видишь — это и есть „мерседес-бенц
"!»... Представляется, что ро¬дителям не стоило зря тревожиться: челов
ек воспринимает лишь то, что отвечает его внутренним интересам.
Внимание снижается при утомлении. Одним из наибо¬лее эффективных средс
тв организации паузы и снятия утомления служит юмор. Вот как пользуетс
я этим приемом профессор в рассказе А. П. Чехова «Скучная история»:
«Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают погл
ядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, дру
гой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что
внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удоб¬ным случа
ем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все пол¬тораста лиц широко улыбают
ся, глаза весело блес¬тят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюс
ь. Внимание освежилось, и я могу продолжать» [292, с. 262].
Как сохранить внимание при изложении, например, длинных выкладок? Уже
упоминавшийся А. П. Минаков использовал такие способы: первый — это че
стно преду¬предить слушателей, что сейчас речь пойдет об очень трудных
и скучных вещах. Какая будет реакция на такие слова? Слушатели заране
е подготовятся к тому, что сейчас будет трудное место. Они внимательно
вас выслушают,
70
а потом скажут: «Это действительно скучные вещи, но сов¬сем не трудные
». Второй способ — вы говорите: «Давайте просто запишем выкладки, а о
результатах подумаем дома». Студент механически все запишет, а дома об
думает и проработает. В середине длинных выкладок желательно сделать о
тступление. Например, вы спрашиваете: «А что вы, между прочим, знаете
о Лагранже?». И рассказываете пару эпизодов из его биографии. Затем: «
Виноват, я от¬влекся, мне нужно делать выкладки», а студенты между тем
отдохнули, но не просто отдохнули, но и получили нужные знания: предс
тавления об истории науки раскры¬вают развитие и эволюцию основных ее
понятий, идей и законов, благодаря чему они могут быть поняты и освоен
ы гораздо естественней, глубже и поэтому прочнее [167].
Процесс, с помощью которого формируется произ¬вольное внимание, может
быть облегчен, если искусственно сделать привлекательным то, что по пр
ироде неприв¬лекательно, создать эмоциональную насыщенность и при¬дать
интерес вещам, которые сами по себе неинтересны. Необходимо иметь в в
иду закон Титчинера, который гла¬сит: произвольное внимание, раз устан
овленное, функцио¬нирует далее как непроизвольное. Это позволяет понят
ь, что не каждый раз необходимо усилие для восприятия данного материал
а, а только вначале. Следует учитывать, что постоянное поддержание вни
мания с помощью воле¬вых усилий связано с большим напряжением и очень
утомительно.
Важным моментом организации произвольного вни¬мания, в соответствии с
концепцией С. Л. Рубинштейна [231], является непрерывное раскрытие нов
ого содер¬жания в излагаемом материале, новых его сторон и свя¬зей. Им
енно поэтому логически стройное изложение сос¬тавляет существенную пре
дпосылку для привлечения и поддержания внимания. Очень важно построить
материал так, чтобы при ознакомлении с ним своевременно возни¬кали те
вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. Если изложение
не способствует внутреннему логическому развитию темы, то создаются п
редпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают ко¬лебания в
нимания. Всякая систематизация материала, вскрывая его внутренние отно
шения и взаимосвязи, рас¬ширяет объем внимания и уменьшает перегрузку
уча-
71
щихся. Кроме того, если подведен итог изложенному вопросу, то переключ
ение на следующий происходит легче.
Управление вниманием связано с умением управлять движением. Кто не уме
ет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию. Опыты доказывают
антагонизм между большой подвижностью и концентрацией внимания. Способ
ность сосредоточиться, сконцентрировать внимание предполагает активное
торможение всех посторонних дви¬жений, благодаря этому восприятие нуж
ного объекта становится более ясным и отчетливым. Умение устранять лиш
ние движения позволяет расширить поле внимания.
Формирование внимания по методу П. Я. Гальперина [75] ведет к полному
исчезновению так называемых оши¬бок на невнимание. Методика представля
ет собой воспро¬изведение при обучении последовательных этапов, которы
е проходит действие в своем развитии. Эти этапы опреде¬ляют процесс по
следовательного отображения одного и того же предметного содержания в
различных планах: материальном, речевом и идеальном. При этом последни
й знаменует собой максимальное погружение внешних действий. Так создае
тся возможность ускорить процесс обучения и не потерять ничего важного
на этом пути.
Например, нужно обучить не делать грамматических ошибок по невниманию.
На карточке выписываются грам¬матические правила в той последовательн
ости, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала тре¬б
уется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фра
зе, затем вслух читается второе пра¬вило и так далее до конца карточки
. На втором этапе, ког¬да правила выучены наизусть, можно отложить кар
точку, но все еще следует произносить правила вслух. На сле¬дующем эта
пе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Нако
нец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не пр
оизнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая,— в свер¬нутом и
погруженном виде.
Известно, что наиболее пагубным образом сказы¬ваются недостатки вниман
ия при выполнении вычисли¬тельных операций: достаточно одной такой оши
бки и по¬лучается неверный конечный результат. Эффективным методом фор
мирования внимания в этом случае являются специальные упражнения, напр
имер, следующие: а) про¬верка самостоятельно полученных решений и их о
цени-
72
вание по данным образцам в зависимости от числа про¬пущенных ошибок, б
) проверка заведомо неправильно решенных задач с целью обнаружения и и
справления ошибки, в) проверка решения задач своих соучеников с оценко
й качества.
Мы обсудили некоторые способы привлечения вни¬мания аудитории. Отметим
, что не менее важно организовать внимание собеседника. Следует отчетл
иво представлять себе, что каждый человек может быть поглощен собствен
ными проблемами и интересами в тот момент, когда начинается ваша встре
ча, а вам необхо¬димо привлечь его внимание к вашим проблемам и вклю¬ч
ить его в решение интересующих вас задач. Если контакт начинать непоср
едственно с того, что волнует вас (вам кажется, что так можно сэкономи
ть время), то ваш собеседник, благосклонно кивая головой и ав¬томатиче
ски повторяя «гм-гм» или «так... так», может вовсе не переключить свое
го внимания на ваши пробле¬мы. Поэтому не следует удивляться, что он з
абыл свои обещания (он их и не запоминал) еще до того, как покинул мес
то встречи. Сэкономили ли вы время, взяв быка за рога? Для того чтобы
избегать подобных ре¬зультатов, нужно начинать встречу «на поле» собес
ед¬ника — с учетом прежде всего его, а не ваших ин¬тересов. Недаром на
Востоке существовал обычай начи¬нать разговор с расспроса о здоровье
самого собеседника, его родителей и детей. Отвечая на эти вопросы, ваш
собеседник активно включается в разговор, он не может автоматически т
вердить «так... так», его внимание посте¬пенно переключается с себя и
своих проблем на вас и ваши проблемы. Вот в этот момент целесообразно
переходить к существу беседы, надеясь на эффективное ее разрешение.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Наличные курсы валют в банках на сегодня. | Сервер-source hide n seek прятки мод ip.
Hosted by uCoz