СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(1) Ясно, что принцип жизни алкоголика, который АА называют "гордостью
", контекстуально не структурирован вокруг прошлых достижений. Это сло
во не используется для обозначения гордости за что-то совершенное. Акц
ент ложится не на "Я преуспел", а скорее на "Я могу". Это навязчивое ж
елание принять вызов, отрицание утверждения "Я не могу".
(2) После того как алкоголик начал страдать от алкоголизма или сделалс
я мишенью для упреков, этот "принцип гордости" мобилизуется на поддерж
ку утверждения "Я могу оставаться трезвым". Однако характерно, что усп
ех этого начинания разрушает "вызов". Как говорят в АА, алкоголик начи
нает "петушиться". Он ослабляет свою решимость, осмеливается выпить и
впадает в запой. Мы можем сказать, что контекстуальная структура трезв
ости изменяется с ее достижением. На этой стадии трезвость больше не я
вляется подходящим контекстуальным поводом для "гордости". Теперь вызо
вом является риск выпивки, провоцирующий фатальное "Я могу".
(3) АА настойчиво подчеркивают, что это изменение контекстуальной стру
ктуры ни в коем случае не должно произойти. Они реструктурируют весь к
онтекст тем, что снова и снова утверждают: "Единожды алкоголик - навсе
гда алкоголик". Они пытаются заставить алкоголика поместить алкоголизм
внутрь себя, во многом подобно юнговскому аналитику, пытающемуся помо
чь пациенту открыть свой "психологический тип" и научиться жить с силь
ными и слабыми сторонами этого типа. Напротив, контекстуальная структу
ра алкоголической "гордости" помещает алкоголизм вне своего Я: "Я могу
сопротивляться выпивке".
(4) Компонент вызова алкоголической "гордости" связан с принятием риск
а. Принцип можно выразить словами: "Я могу совершить нечто такое, где
успех маловероятен, а неудача будет катастрофой". Ясно, что на этом пр
инципе не может основываться длительная трезвость. Как только появляет
ся вероятность успеха, алкоголик чувствует вызов рискнуть выпить. Элем
ент "невезения" или "вероятности" неудачи помещает неудачу вне границ
самого себя. "Если случится неудача, то она не моя". Алкоголическая "г
ордость" последовательно сужает концепцию "Я", помещая происходящее вн
е границ его компетенции.
(5) Принцип "рискуй и гордись" в конечном счете равносилен самоубийств
у. Бывает неплохо однажды проверить, на твоей ли стороне вселенная, но
делать это снова и снова со все увеличивающейся настойчивостью значит
рано или поздно убедиться, что вселенная тебя ненавидит. Тем не менее
, отчеты АА постоянно показывают, что на самом дне отчаяния гордость и
ногда предотвращает самоубийство. Добивающий удар не должен быть получ
ен от самого "себя" (смотри историю Билла У. в: Alcoholics..., 1939).

Гордость и симметрия

Так называемая "гордость" алкоголика всегда предполагает реального или
фиктивного "другого". Поэтому полное контекстуальное определение этой
гордости требует характеристики реального или воображаемого отношения
к этому "другому". Первым шагом в этой задаче будет квалификация отно
шения либо как "симметричного", либо как "комплементарного" (Bateson,
1936). Когда "другой" является продуктом бессознательного, сделать это
совсем не просто, но мы увидим, что существуют ясные указания на таку
ю квалификацию.

Для разъяснения этого необходимо немного отклониться в сторону. Основн
ой критерий прост.

Если в бинарных отношениях поведение субъектов А и В рассматривается (
обоими) как подобное и связано таким образом, что усиление данного тип
а поведения агентом А стимулирует его усиление у агента В и наоборот,
тогда отношение является "симметричным" по отношению к данному типу по
ведения. Если, напротив, поведение А и В несхоже, но взаимно согласует
ся (как, например, вуайеризм согласуется с эксгибиционизмом) и связано
таким образом, что усиление поведения А стимулирует усиление согласую
щегося поведения В, тогда отношение является "комплементарным" по отно
шению к данному типу поведения.

Типичные примеры простых симметричных отношений: гонка вооружений, стр
емление "быть не хуже соседей", атлетика, бокс и т.д. Типичные примеры
комплементарных отношений: доминирование/подчинение, садизм/мазохизм,
забота/зависимость, вуайеризм/эксгибиционизм и т.п.

Более сложные соображения возникают при наличии более высоких логическ
их типологий. Например, A и В могут соревноваться в дарении подарков,
что налагает более широкий симметричный фрейм на исходно комплементарн
ое поведение. Либо, напротив, терапевт может вступить в соревнование с
пациентом в некоем виде игровой терапии, что окружает исходно симметр
ичные игровые трансакции оболочкой комплементарной заботы.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Дневники вампира 58 сериал, сериалы. | вытяжки kaiser | Сапфир украинские сувениры с символикой. | nhl свитера
Hosted by uCoz