СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     



Рис. 24, г
слабые связи этого конкретного слова, называется его смысловым полем.
Есть основания предполагать, что слова, более тесно связанные, т. е. с
большими вероят¬ностями встречаться в речи вместе, расположены в цент
ре поля, а слова, редко вместе встречающиеся,— на его периферии. Подоб
ная организация смыслового поля слов проявляется, например, в понимани
и переносного значения
528
слова и юмора. Только активное владение всем смысловым полем слова поз
воляет понять соль шутки — ощутить малую вероятность слабых связей смы
слового поля. Отсюда проясняется значимость изучения не только граммат
ики, но и обширной лексики при овладении ино¬странными языками.
В отличие от мышления, вычленяющего обобщенные значимые для всех людей
отношения между объектами и явлениями внешнего мира, эмоции выявляют
отношение данного человека к предметам и явлениям. Эмоции — это психич
еский процесс, отражающий личную значимость внешних и внутренних ситуа
ций для осуществления регуляции жизнедеятельности человека. Предполага
ют, что когда-то эмоции явились важным шагом на пути развития мышления
. Действительно, необходимым услови¬ем вычленения отношения между объе
ктами в чистом виде, осуществляемым в процессе развитого мышления, явл
яется децентрация — свободное перемещение в мы¬сленном поле и способно
сть посмотреть на предмет с раз¬ных точек зрения, отсоединенных от себ
я самого. В эмоции человек еще сохраняет «пуповину» связи своей позици
и только с самим собой, т. е. вычленяет не объективные отношения между
внешними по отношению к нему пред¬метами, а только свое субъективное
отношение к ним, тем не менее это уже формирование отношения, и поэтом
у можно говорить, что мышление и эмоции в этом смысле имеют родство.
Эмоции играют собственную уникальную роль в пси¬хической жизни человек
а. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. И е
сли такие позна¬вательные процессы, как восприятие и мышление, по¬звол
яют человеку объективно отражать окружающий его и независимый от него
внешний мир, то эмоции позво¬ляют отразить субъективное отношение чело
века к миру. Структура эмоциональных процессов существенно отли¬чается
от познавательных прежде всего тем, что эмоции не только осмысливаютс
я и осознаются, но и пережи¬ваются. Переживание — это непосредственное
отражение человеком своих собственных телесных, физиологических и душ
евных состояний. Коль скоро эмоция — отражение отношения человека к не
которому объекту, она необхо¬димо включает и некоторую информацию об э
том объекте, и если познавательный компонент эмоции содержит
529
отражение объекта эмоции, то ее переживательный ком¬понент отражает с
остояния человека в этот момент. Из этого вытекает двойная детерминаци
я эмоций: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют
его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способ¬ностью отразит
ь и понять определенные свойства этого объекта.
Все эмоциональные процессы характеризуются направ¬ленностью (положител
ьной и отрицательной), степенью напряжения (от слабой выраженности до
аффекта) и уровнем обобщенности. Многообразные проявления че¬ловеческо
й эмоциональной жизни делят на аффекты, собственно эмоции, чувства, на
строения и состояния эмоциональной напряженности (стресс). Специфика а
ф¬фектов состоит в их большей интенсивности, малой про-должительности
и в том, что они практически неуправ¬ляемы. Регулирующая функция аффек
тов — приспособительная, их роль состоит в образовании специфического
следа в памяти, который в дальнейшем определяет из-бирательность и мен
яет поведение в отношении ситуаций, которые прежде вызывали аффект. Ос
обенностью всех эмоциональных процессов, но больше всего аффектов, явл
яется их обобщенность. Они как бы захватывают все смежные с переживани
ем во времени и пространстве раздражители и сплавляют их в единый комп
лекс. Именно в силу своей обобщенности, вследствие реакции на це¬лостн
ую ситуацию, а не на ее детали, эмоции обеспе¬чивают столь ценный резу
льтат как очень быструю гло¬бальную оценку того, повлечет ли ситуация
положитель¬ные или отрицательные последствия для нас. Оборотной сторон
ой обобщенности является широкая иррадиация эмоционального отношения н
а все сопутствующие ос¬новному источнику переживаний обстоятельства, ч
то и порождает ошибки поведения.
Собственно эмоции — более длительные состояния, чем аффекты, кроме тог
о, они являются реакцией уже не только на свершившиеся, но и на возмож
ные или вспоминаемые события. Главная особенность собственно эмоций —
предвосхищающий (опережающий) характер отражения события в форме обобщ
енной субъективной оценки. Регулирование поведения в этом случае может
быть более точным, чем при аффекте, и упреждающим, а поведение на их
основе — предусмотрительным. Чувства — еще более, чем эмоции, устойчив
ые
530
психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, о
ни выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам, реа
льным или воображаемым. Настроение — это еще более длительное или хрон
ическое эмоциональное состояние человека, окрашивающее все его поведен
ие.
В нормальных ситуациях человек строит стратегию своего поведения, орие
нтируясь на сигналы высоковероятных событий. Благодаря такой стратегии
его поведе¬ние оказывается соответствующим реальной обстановке и помо
гает ему разумно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Одна
ко в особых случаях, в неясных ситуациях, когда человек не располагает
достаточными сведениями для организации действий по удовлетворению на
сущной потребности, требуется иная тактика — реаги¬рование на сигналы
с весьма малой вероятностью. В этом смысле эмоции особенно важны как а
ппарат приспособ¬ления человека к существованию в информационно неопре
-деленных средах. Изменяя, повышая чувствительность сенсорных входов,
эмоции способствуют притоку новой, возможно, решающей для достижения ц
ели информации, т. е. обеспечивают переход к реагированию на расши¬рен
ный диапазон сигналов. С эмоциями связано не только изменение чувствит
ельности сенсорных систем, одновре¬менно может повышаться разрешающая
способность восприятия сигналов внутренней среды и, следовательно, бол
ьше сигналов поступает из памяти при опросе и про¬смотре ее хранилищ.
Это способствует отысканию в памяти отдаленных маловероятных или случа
йных ассоциаций, ценность которых неясна и которые в спокойном сос¬тоя
нии обычно не принимаются во внимание (рис. 24, д).
Уровень эмоциональной возбудимости человека зави¬сит от его информиров
анности в значимом для него вопросе. При недостатке сведений и отсутст
вии готовых стратегий поведения как бы «открываются шлюзы», повышается
возбудимость и из внешней и внутренней среды в поле принятия решения
поступает много допол¬нительной информации. Этот процесс ощущается суб
ъек¬тивно как побуждение к действию. Однако если чув-ствительность вхо
дов слишком велика, то любые, даже вовсе не относящиеся к решаемой зад
аче, сигналы будут вызывать мощные изменения реагирования, которые мо-


Рис. 24, д


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

покрасить бампер цена. | снять квартиру выхино, новость. | битумная черепица в Днепропетровске также широко известна.
Hosted by uCoz