СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Рис. 24, г
слабые связи этого конкретного слова, называется его смысловым полем.
Есть основания предполагать, что слова, более тесно связанные, т. е. с
большими вероят¬ностями встречаться в речи вместе, расположены в цент
ре поля, а слова, редко вместе встречающиеся,— на его периферии. Подоб
ная организация смыслового поля слов проявляется, например, в понимани
и переносного значения
528
слова и юмора. Только активное владение всем смысловым полем слова поз
воляет понять соль шутки — ощутить малую вероятность слабых связей смы
слового поля. Отсюда проясняется значимость изучения не только граммат
ики, но и обширной лексики при овладении ино¬странными языками.
В отличие от мышления, вычленяющего обобщенные значимые для всех людей
отношения между объектами и явлениями внешнего мира, эмоции выявляют
отношение данного человека к предметам и явлениям. Эмоции — это психич
еский процесс, отражающий личную значимость внешних и внутренних ситуа
ций для осуществления регуляции жизнедеятельности человека. Предполага
ют, что когда-то эмоции явились важным шагом на пути развития мышления
. Действительно, необходимым услови¬ем вычленения отношения между объе
ктами в чистом виде, осуществляемым в процессе развитого мышления, явл
яется децентрация — свободное перемещение в мы¬сленном поле и способно
сть посмотреть на предмет с раз¬ных точек зрения, отсоединенных от себ
я самого. В эмоции человек еще сохраняет «пуповину» связи своей позици
и только с самим собой, т. е. вычленяет не объективные отношения между
внешними по отношению к нему пред¬метами, а только свое субъективное
отношение к ним, тем не менее это уже формирование отношения, и поэтом
у можно говорить, что мышление и эмоции в этом смысле имеют родство.
Эмоции играют собственную уникальную роль в пси¬хической жизни человек
а. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. И е
сли такие позна¬вательные процессы, как восприятие и мышление, по¬звол
яют человеку объективно отражать окружающий его и независимый от него
внешний мир, то эмоции позво¬ляют отразить субъективное отношение чело
века к миру. Структура эмоциональных процессов существенно отли¬чается
от познавательных прежде всего тем, что эмоции не только осмысливаютс
я и осознаются, но и пережи¬ваются. Переживание — это непосредственное
отражение человеком своих собственных телесных, физиологических и душ
евных состояний. Коль скоро эмоция — отражение отношения человека к не
которому объекту, она необхо¬димо включает и некоторую информацию об э
том объекте, и если познавательный компонент эмоции содержит
529
отражение объекта эмоции, то ее переживательный ком¬понент отражает с
остояния человека в этот момент. Из этого вытекает двойная детерминаци
я эмоций: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют
его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способ¬ностью отразит
ь и понять определенные свойства этого объекта.
Все эмоциональные процессы характеризуются направ¬ленностью (положител
ьной и отрицательной), степенью напряжения (от слабой выраженности до
аффекта) и уровнем обобщенности. Многообразные проявления че¬ловеческо
й эмоциональной жизни делят на аффекты, собственно эмоции, чувства, на
строения и состояния эмоциональной напряженности (стресс). Специфика а
ф¬фектов состоит в их большей интенсивности, малой про-должительности
и в том, что они практически неуправ¬ляемы. Регулирующая функция аффек
тов — приспособительная, их роль состоит в образовании специфического
следа в памяти, который в дальнейшем определяет из-бирательность и мен
яет поведение в отношении ситуаций, которые прежде вызывали аффект. Ос
обенностью всех эмоциональных процессов, но больше всего аффектов, явл
яется их обобщенность. Они как бы захватывают все смежные с переживани
ем во времени и пространстве раздражители и сплавляют их в единый комп
лекс. Именно в силу своей обобщенности, вследствие реакции на це¬лостн
ую ситуацию, а не на ее детали, эмоции обеспе¬чивают столь ценный резу
льтат как очень быструю гло¬бальную оценку того, повлечет ли ситуация
положитель¬ные или отрицательные последствия для нас. Оборотной сторон
ой обобщенности является широкая иррадиация эмоционального отношения н
а все сопутствующие ос¬новному источнику переживаний обстоятельства, ч
то и порождает ошибки поведения.
Собственно эмоции — более длительные состояния, чем аффекты, кроме тог
о, они являются реакцией уже не только на свершившиеся, но и на возмож
ные или вспоминаемые события. Главная особенность собственно эмоций —
предвосхищающий (опережающий) характер отражения события в форме обобщ
енной субъективной оценки. Регулирование поведения в этом случае может
быть более точным, чем при аффекте, и упреждающим, а поведение на их
основе — предусмотрительным. Чувства — еще более, чем эмоции, устойчив
ые
530
психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, о
ни выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам, реа
льным или воображаемым. Настроение — это еще более длительное или хрон
ическое эмоциональное состояние человека, окрашивающее все его поведен
ие.
В нормальных ситуациях человек строит стратегию своего поведения, орие
нтируясь на сигналы высоковероятных событий. Благодаря такой стратегии
его поведе¬ние оказывается соответствующим реальной обстановке и помо
гает ему разумно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Одна
ко в особых случаях, в неясных ситуациях, когда человек не располагает
достаточными сведениями для организации действий по удовлетворению на
сущной потребности, требуется иная тактика — реаги¬рование на сигналы
с весьма малой вероятностью. В этом смысле эмоции особенно важны как а
ппарат приспособ¬ления человека к существованию в информационно неопре
-деленных средах. Изменяя, повышая чувствительность сенсорных входов,
эмоции способствуют притоку новой, возможно, решающей для достижения ц
ели информации, т. е. обеспечивают переход к реагированию на расши¬рен
ный диапазон сигналов. С эмоциями связано не только изменение чувствит
ельности сенсорных систем, одновре¬менно может повышаться разрешающая
способность восприятия сигналов внутренней среды и, следовательно, бол
ьше сигналов поступает из памяти при опросе и про¬смотре ее хранилищ.
Это способствует отысканию в памяти отдаленных маловероятных или случа
йных ассоциаций, ценность которых неясна и которые в спокойном сос¬тоя
нии обычно не принимаются во внимание (рис. 24, д).
Уровень эмоциональной возбудимости человека зави¬сит от его информиров
анности в значимом для него вопросе. При недостатке сведений и отсутст
вии готовых стратегий поведения как бы «открываются шлюзы», повышается
возбудимость и из внешней и внутренней среды в поле принятия решения
поступает много допол¬нительной информации. Этот процесс ощущается суб
ъек¬тивно как побуждение к действию. Однако если чув-ствительность вхо
дов слишком велика, то любые, даже вовсе не относящиеся к решаемой зад
аче, сигналы будут вызывать мощные изменения реагирования, которые мо-
Рис. 24, д