СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Итак, только достаточная психическая гибкость позво¬ляет сохранить ад
екватную модель мира, этому способ¬ствует понимание того, что мир меня
ется и мы меняемся вместе с ним — нет вечных и неизменных позиций: они
определяются и корректируются жизнью.
Искусство и творчество играют двоякую роль в систе¬мах психологической
защиты. С одной стороны, они по¬ставляют образцы для приспособления в
нутренней модели мира к удобной самооценке. Например, в рисунках и лит
ературном творчестве больных, страдающих бредом уродства, чаще всего а
втопортрет отражает в идеальном виде те части тела, которые по их мнен
ию уродливы. С другой стороны, процесс интеллектуального творчества сп
особствует самовыражению и повышает устойчивость человека к внутренним
конфликтам, выступая и как про¬филактика, и как компенсация. Например
, психодрама используется как метод облегчения катарсиса, так же как и
дискуссия, и ролевая импровизация. Для активного управления своим сос
тоянием и поведением, завоевания сознания, для нужных поступков, и обр
азов, чтобы они обрели прочность и устойчивость, их надо фиксировать с
ловами. Чем точнее и конкретнее словесные формулировки, тем легче чело
веку управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Испов
едь после нарушения любого социального табу — широко распространенный
обычаи. Рациональность исповеди
290
в подобных обстоятельствах связана с наблюдением, что после нее страда
ния, вызванные совершением плохого по¬ступка, облегчаются. В обществе
с жесткими нормами поведения у человека возникает множество скрытых, п
ри-глушенных конфликтов, которые питают враждебность, ненависть, озлоб
ление. В этой обстановке откровенная беседа при уверенности в сохранен
ии тайны раскрепо¬щает личность, вызывая своего рода духовный взрыв, и
создает атмосферу очищения. Человек, таким образом, освобождается от
своих отрицательных эмоций, а это сопровождается душевным подъемом.
Воспоминание и рассказ о тягостных обстоятельствах своей жизни и связа
нных с ними переживаниях вызы¬вают облегчение как частичное отреагиров
ание. При этом рассказывая кому-то о себе, человек поневоле становится
и слушателем. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться
в себе. Кроме того, он начинает по¬нимать, что рядом есть другой челов
ек, разделяющий его бремя по-братски, для которого его беды близки, а
переживания тяжелы. Надо учитывать и то, что нередко в процессе испов
еди человек расстается с тайнами, которые требуют специальных больших
усилий по их сокрытию, и это тоже способствует облегчению состоя¬ния.
Катарсис исповеди и признания и заключается в снятии различных форм на
пряжения путем разделения ноши с другим, переложения части ответственн
ости на другого.
В повседневном общении, стремясь не нанести ущерба своей репутации, оп
асаясь, что некоторые неблаговидные тенденции могут стать известными з
аинтересованным ли¬цам, в силу естественной стеснительности и т. п. че
ловек сопротивляется вторжению в свой внутренний мир, ста¬рается отвле
чь внимание от особо актуальных для него проблем. Возникающее сопротив
ление — не только поме¬ха желаемому воздействию, но и сигнал приближен
ия к действительно значимым для человека переживаниям. Сопротивление в
торжению во внутренний мир личности может принимать различные формы —
от явной агрессии до завуалированных форм уклонения от обсуждения наи-
более значимых проблем, иногда это даже особая по¬датливость, когда, с
о всем соглашаясь, человек не приемлет позиции убеждающего. Подобное с
опротивление су¬щественно меньше, когда беседа доверительная и велика
291
вероятность сохранения тайны. Поэтому легче изливать душу малознакомом
у лицу. Если мы ничего не знаем о человеке и скорее всего больше не вс
третимся с ним, то в беседе как бы образуется неопределенный фон, соз¬
дается ситуация, когда собеседник выступает как мане¬кен желаемого бли
зкого человека, со всеми его достоин¬ствами понимания, но без его недо
статков — возможности как-либо использовать полученную информацию впос
лед¬ствии.
Говорить о себе нелегко, нужно преодолеть внутрен¬ние препоны, связанн
ые со стыдом, страхом быть пре¬вратно понятым, трудностями выражения с
ловами чувств и переживаний. Однако откровенный разговор дает воз¬можн
ость человеку высказаться не только о совершенных поступках, но и об о
тброшенных возможностях, а это определенная форма отреагирования, умен
ьшающая дис¬сонанс между внутренними состояниями и реальными поступкам
и. Разрядка негативных чувств по отношению к окружающим во время откро
венной беседы приносит оп¬ределенное чувство облегчения, человек стано
вится спо¬койнее, теперь он способен на более объективную само¬оценку.
Иногда человеку не с кем поговорить или он не доверяет окружающим, тог
да ему полезно поговорить с самим собой, попробовать найти положительн
ые грани ситуации и вместе с тем извлечь пользу из неудач для повышени
я эффективности будущей деятельности.
При глубоких внутренних конфликтах в сознание (прежде чем существо тра
вмирующих моментов из него вытесняется) проникает слишком большое коли
чество ин¬формации, так как нарушена его избирательная способ¬ность. Э
то не только важная, но и второстепенная ин¬формация, и человек не спр
авляется с этой лавиной и ощущает перегрузку, переживая ее как смятени
е и хаос; функции, ранее выполнявшиеся автоматически, теперь становятс
я осмысленными и в результате этого утомитель¬ными [125]. В подобных с
лучаях внимание рассеи¬вается, память ухудшается. Учитывая все это и п
ринимая во внимание значение цели как фактора, организующего душевный
порядок, предохраняющего человека от тягост¬ного ощущения растерянност
и, попытайтесь помочь систе¬матизировать информацию в направлении знач
имой для индивида цели. При этом желательно изыскать и под-
292
сказать ему мотив, во имя которого он захотел бы добровольно изменить
свое поведение. Полезно оказать ему содействие в уяснении своих пробле
м и поддержку в укреплении чувства безопасности, проявляя при этом ува
жение, понимание и терпимость. В противном случае возросшее эмоциональ
ное напряжение помешает человеку реализовать свои способности, выявить
свои положитель¬ные моральные ценности. Разумная интерпретация проб¬л
емы способствует ее пониманию и усмотрению возмож¬ности решения.
Когда у человека обнаруживается нелучший стиль поведения, желательно н
е столько апеллировать к его сознательности, сколько стимулировать поз
навательные и творческие потребности, не повторять банальности о вреде
эгоизма, а сосредоточить его усилия на повышении ма¬стерства в своем
деле. Тогда у него появляются обосно¬ванные надежды и на рост уважения
к нему, и на повышение его удовлетворенности жизнью.
Задача состоит в устранении защитных тенденций, сковывающих творческие
возможности, и перестройке мотивационной структуры установки и притяз
аний. В не¬которых ситуациях целесообразно дать понять, что не всегда
необходимо вмешиваться, иногда надо уступить, поступиться своими удобс
твами и привилегиями, обнару¬жить в поведении выдержку, хладнокровие,
спокойствие и способность подождать. В подобном упорядочивании целей и
значимости поступков оказывается возможным весь объем сведений по неб
лагоприятным обстоятельствам воспринимать как отсрочку исполнения жела
ний, а непри¬ятности — как случайные эпизоды на пути к цели. Такого ро
да позиция помогает найти в себе силы и отложить стремление немедленно
го получения желаемого, тогда че¬ловек оказывается способным пережить
неудовольствие как временное на длинном и окольном пути к значимым дос
тижениям.
* * *
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человек
а и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаим
оотношениях, помогает человеку эффективно адаптироваться к реаль-
293
ной жизни. Сознание создает возможность человеку выделить себя из сред
ы себе подобных, и вычленить взаимоотношения с ними, проводить мысленн
ые экспери¬менты, анализировать их результаты без физических контактов
с внешней средой, осуществлять самоконтроль (оценку своих действий, к
ритику их) и производить экст¬ремальную регуляцию собственных действий
при затруд¬нениях.
Самосознание реализуется в построении жизненных перспектив — синтезе п
редставлений человека о своем прошлом, настоящем и будущем. Оно выступ
ает как механизм интеграции личности в разных формах ее прояв¬ления ка
к в профессиональных, так и социальных ро¬лях.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Fender cd-60 тут. | прицепы нефаз
Hosted by uCoz