СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас
Ф. Тютчев


Самооценка и уровень притязаний
Личность проявляется через отношение к окру¬жающему миру. Процесс соци
ализации, в резуль¬тате которого человек привыкает действовать в опред
еленной социальной среде и в соответ¬ствии с нормами данного общества,
осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и про¬должаетс
я всю жизнь. Раскрыть этот процесс примени¬тельно к отдельной личности
— значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее
значимые социальные роли.
В качестве основных институтов социализации аме¬риканский психолог Мар
тене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родител
ей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период со¬циал
изации ограничен школьными годами. Советская пси¬хология, в отличие от
западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап соц
иализации. Б. Г. Ана¬ньев считал, что начало профессиональной деятельн
ости человека совпадает с самым важным для него пе¬риодом самостоятель
ного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отно
шений в черты характера — одна из основных закономерностей развития ха
рактера». «Социальные функции, общественное по¬ведение и мотивации все
гда связаны с процессом отра¬жения человеком окружающего мира, особенн
о с позна¬нием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэто
му профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы,
ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.
Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Я
дов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы
социаль¬ного общения. Он выделяет ближайшее социальное окру¬жение, дал
ее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы,
где формируются профессиональные роли,— через все эти каналы личность
включается в целостную социальную систему путем освое¬ния идеологическ
их и культурных ценностей общества [315].
392
Общение — проявление фундаментальных свойств пси¬хики. Человек общаетс
я всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наеди
не с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212]
отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т
. е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду св
оих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную
дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение
интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].
Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляе
тся удачной классификация, пред¬ложенная А. У. Харашем. Низшая ступень
может быть обозначена как общение на уровне совместного пребы-вания (
например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников та
кого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только
одина¬ковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не у
читываются, и общение осуществляется по¬верхностно, в зависимости толь
ко от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — гру
п-повое общение, когда кристаллизуется общая цель дея¬тельности и выра
батываются групповые нормы поведе¬ния, способствующие ее достижению. П
ри этом форми¬руются стереотипы общения и развивается предубеждение к
их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют с
тремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позиция
ми и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в груп
пе, когда уже учитываются, принимаются во вни¬мание личностные особенн
ости каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие
нормы и способы реализации общих целей.
Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразум
евающая оценку себя, своей дея¬тельности, своего положения в группе и
своего отно¬шения к другим членам группы. От нее зависит актив¬ность ч
еловека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем п
остепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные треб
ования в требования человека к самому себе.
393
При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в
общении, стараясь им соответствовать, так как счи¬тают ниже своего дос
тоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укр
епления са¬мооценки возрастает способность к утверждению и отстаи¬вани
ю своей жизненной и идеологической позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стре
мление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними
, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважен
ие с их стороны, и, наконец, возникает необ¬ходимость во взаимопониман
ии. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое
место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его от¬ношение к себе
[52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых
достоинств ребенка при-водит к тому, что у него формируется завышенный
уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к воз¬можностям
ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привест
и к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен
постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент
— хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). По
стоянное проявление родительской любви вы¬зывает у ребенка ощущение со
бственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родит
ели пе¬рестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам
[183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общ
ей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его н
аказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные выска¬зывани
я родителей о своих детях укрепляются в их со¬знании и трансформируют
самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружа
ющих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешни
е влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
394


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

косметика avon каталог 03 2011 скачать. | развлеки меня, новинка.
Hosted by uCoz