СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

257
В настоящее время в качестве основных выделяют сле¬дующие свойства со
знания: построение отношений, по¬знание и переживание [222]. Отсюда не
посредственно следует включение мышления и эмоций в процессы осоз¬нани
я. Действительно, основной функцией мышления яв¬ляется выявление объек
тивных отношений между предме¬тами и явлениями, а основной функцией эм
оций — форми¬рование субъективного отношения человека к предметам, явл
ениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды от
ношений, и они определяют как ор¬ганизацию поведения, так и глубинные
процессы самооцен¬ки и самосознания.
Субъективное отношение, данное человеку в эмоциях, неразрывно связано
с переживанием. «Понятие пережи¬вания выражает особый психический аспе
кт сознания: он может быть... более или менее выражен, но он всегда на
личен в каждом реальном конкретном психическом яв¬лении; он всегда дан
во взаимоотношении и единстве с дру¬гим моментом — знанием, особенно
существенным для сознания» [230, с. 6].
Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окраш
иваясь эмоциями, восприниматься чув¬ственно и, следовательно, пережива
ться. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: «Осозна
ние пе¬реживания — это всегда установление его объективной отнесенност
и к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к
действиям, которыми оно может быть реализовано» [231, с. 45]. Эмоции
реализуют первоначальные грубые оценки информации (опасно — безопасно,
съедобно—несъедобно), которые на уровне сознания уточняются и входят
элементами в шкалу цен¬ностей и значений, пригодную для социальной ада
птации.
Как считает К. К. Платонов, переживание — генети¬чески более древняя п
сихическая функция; познание, свой¬ственное в зачаточных формах и живо
тным, приобрело у человека в связи с развитием речи словесное выражени
е и определило социальный аспект его развития; построе¬ние отношений п
рисуще только человеку [222]. В этом контексте важно подчеркнуть, что
сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Практически все рассмотренные высшие психические процессы вносят свой
вклад в специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль языка к
ак орудия внутренней деятельности.
258
К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и
сознание» [4, с. 29]. Большинство исследователей солидарно в том, что
осозна-ние теснейшим образом связано с речью. С появлением языка у чел
овека создаются доступные для управления субъективные образы объективн
ого мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсут
ствие наглядных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизм
ы сознания. Многие ученые отождествляли бессознательное с невербальным
поведением, не закреп¬ленным в словах, они предполагали, что бессозна
тельны те впечатления, которые накоплены без участия речи. Первый год
жизни ребенка, о котором он ничего не помнит, с этой позиции как бы ис
чезает из его памяти, поскольку он не записан в словах [245].
Некоторые исследователи допускают, что сознание как структура внутренн
ей модели внешнего мира генетически задано и «запускается», начинает ф
ункционировать при физических и социальных контактах человека с его ок
ру-жением. Нам кажется более убедительной позиция А. Н. Леонтьева [161
], который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода вне
шней деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути форми¬
рования самого этого внутреннего плана. Первоначально действие во внут
реннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и
лишь затем становится возможным истинно мысленный эксперимент с образ
ами или представлениями. На ранних этапах формирования сознание сущест
вует лишь в форме психического образа, открывающего человеку окружающи
й его мир, деятель¬ность его при этом остается практической, внешней.
На более позднем этапе развития предметом сознания стано¬вится также и
внутренняя деятельность. Постепенно созна¬ние как образ, картина внеш
него мира преобразуется в модель, в которой уже можно мысленно действо
вать. Теперь сознание во всей полноте начинает управлять внешней практ
ической деятельностью и кажется незави¬симым от чувственно-практическо
й сферы.
Венцом развития высших психических функций явля¬ется формирование само
сознания, которое позволяет че¬ловеку не только отражать внешний мир,
но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживат
ь его и определенным образом относиться к себе. Как писал
259
И. М. Сеченов, самосознание создает «человеку возмож¬ность относиться
к актам собственного сознания крити¬чески, то есть отделять все свое в
нутреннее от всего при¬входящего извне, анализировать его и сопоставля
ть (срав¬нивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания»
[240, с. 504].
Самосознание по своему существу имеет глубоко об¬щественный характер.
Мерилом для человека в его отно¬шении к себе выступают прежде всего др
угие люди. Каж¬дый новый социальный контакт меняет представление че¬ло
века о себе, и постепенно у него формируется целая система таких предс
тавлений. Эта система взглядов ста¬новится все более содержательной по
мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разн
о¬образными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем вст
речается человек дома, в школе, на работе, постепенно делают его более
многогранным. Сознатель¬ное поведение является не столько проявлением
того, каков человек на самом деле, сколько результатом представле¬ний
человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Имен
но это породило известную зри¬тельную аналогию: каждый человек находит
ся в пересе¬чении уникальной комбинации социальных сфер, частью каждой
из которых он является.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает
внутреннюю целостность, постоян¬ство личности, которая независимо от м
еняющихся ситуа¬ций способна при этом оставаться сама собой. Единство,
целостность и независимость при восприятии своего «я», т. е. узнавани
е себя при непрерывном изменении внешних условий существования, которо
е приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вер
шиной в борьбе за независимость человека от среды. Мы уже говорили об
отдельных этапах этого пути, когда обсужда¬ли границы константности об
раза, свойства памяти и вни¬мания, которые придают устойчивость нашим
реакциям во времени, обеспечивая реализацию избирательности, направляе
мую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях изв
не. Именно эти качества пси¬хических процессов составляют необходимые
условия раз¬вития самосознания.
Ощущение человеком своей индивидуальности под¬держивается непрерывност
ью его переживаний во времени.
260
Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее.
Непрерывность таких пережи¬ваний и дает человеку возможность интегриро
вать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющая¬ся в ф
орме «я», определяется долговременной памятью и, в свою очередь, опред
еляет ее роль в структуре сознания. Только долговременная память обесп
ечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в
процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотож
дественности личности, несмотря на изменения и внешних условий и самой
личности.
В онтогенезе самосознание развивается по мере услож¬нения социальных с
вязей ребенка, существенным усло¬вием его возникновения является усвое
ние речи. На зна¬чение речи в зарождении самосознания указывал еще И.
М. Сеченов. Он отмечал, что восприятие внешнего мира постоянно сопрово
ждается нерасчленимыми «тем¬ными» девственными реакциями телесного про
исхождения. В связи с развитием речи возникает возможность рас¬членять
сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, и присваивать им
разные названия. Тогда любое возбуждение может быть «вырвано» из его е
стественной связи и удержано в памяти отдельно и изолированно от други
х, тем самым создаются условия для отделения воз¬буждений, идущих из в
нешней среды, от возбуждений, иду¬щих со стороны внутренних органов [2
39, с. 41]. Таким образом у человека возникают предпосылки для выделен
ия себя из внешнего мира.
Осознание детьми своего «я» происходит постепенно. Ребенок вначале сущ
ествует для себя постольку, посколь¬ку он выступает как объект для дру
гих людей. Маркс писал, что человек «родится без зеркала в руках и не
фих-теанским философом: „Я есмь я", ...человек сначала смот¬рится, как
в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к с
ебе подобному, человек Петр на¬чинает относиться к самому себе как к ч
еловеку» [6, с. 62]. Вначале ребенок осознает действия других людей, з
атем через них — и собственные действия; их осознание связано с развит
ием подражания, представлений и звуко¬вой речи.
Ранние стадии в развитии самосознания сопоставля¬ются с переходом ребе
нка от случайных действий к произ¬вольным целенаправленным поступкам.
Части собственного тела осознаются ребенком по мере того, как он стано
¬вится способным произвольно ими управлять.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Кафе на выборгской еще здесь.Саундтрек к сериалу Интерны торрент.Легальные колеса смотрите на http://www.legallabel.ru.
Hosted by uCoz